альфира афтахова
Проект в старшей группе «Я люблю тебя, мой Башкортостан!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Я люблю тебя, мой Башкортостан!»
Тип проекта : познавательно – творческий
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей старшей группы №5
Вид проекта : среднесрочный
Срок реализации проекта : октябрь – 1 неделя ноября
Заявитель: воспитанники старшей группы №5, родители.
Публикация «Проект в старшей группе „Я люблю тебя, мой Башкортостан!“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Авторы проекта : воспитатели: Афтахова А. А., Валеева Э. Г.
Год : 2016
Проблема: Не сформирован познавательный интерес к национальной культуре башкирского народа.
Цель: развитие познавательного интереса к национальной культуре башкирского народа.
Причины:
Недостаточно материала для знакомства детей с республикой Башкортостан;
мало беседуют дома;
мало внимания уделено в программе детского сада.
Задачи:
Подобрать материал (иллюстрации, художественные произведения, изображения предметов декоративно-прикладного искусства);
создать картотеку игр, стихов, произведений;
организовать праздник «День республики Башкортостан»;
Актуальность темы: Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. У детей развивается интерес к истории своей малой Родины, к народному искусству, формируется любовь к природе, расширяется кругозор. Родина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает. Проведя опрос детей и беседуя с ними о республике Башкортостан, мы выявили, что знания детей в этой области недостаточные. Необходимо дать детям больше сведений о республике Башкортостан, поближе познакомить с культурой, народным искусством республики.
В данной работе представлены этапы работы над коллективным проектом «Я люблю тебя, мой Башкортостан!»
I этап: организационный
1. Проблема
Особенно актуально в наше время стала звучать тема возрождения республики Башкортостан. Когда мы еще не можем отойти от старых идеалов, а новые не имеют четких представлений. Как объяснить детям изменения, происходящие в нашей стране и республике? Как прививать детям любовь к родному краю? Как сформировать познавательный интерес у детей к быту, к истории, к национальной культуре башкирского народа?
На сегодняшний день решение проблемы воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине является трудной задачей. В силу возраста дети не до конца понимают значение таких слов как «Родина», «патриотизм». Но хочется отметить, что именно с дошкольного возраста необходимо прививать любовь к Родине, знакомить их со своей республикой. Детские впечатления – самые яркие, поэтому все зависит от того, что и как мы вложим в детей, то у них и будет отложено в памяти. Поэтому понятие о чувстве гражданства, о патриотизме, о чувстве гордости за свою Родину лучше всего закладывать с детства.
В нашей республике проживают люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои традиции. Данный проект разработан в соответствии с ФГОС с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, коллектива детского сада к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.
2. Цель и задачи проекта
Цель:
• развитие познавательного интереса к национальной культуре башкирского народа;
• воспитание патриотических чувств.
Чтобы цель была достигнута необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае;
• продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;
• продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа (с легендами);
• продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Развивающие:
• развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;
• обогащать словарный запас и расширять кругозор;
• развивать двигательную активность.
Воспитательные:
• воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;
• формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;
• формировать чувства толерантности.
3. Вхождение детей в проект
Дети нашей группы любят праздники, и когда мы начали готовиться к празднику «День республики Башкортостан», они стали спрашивать, почему мы отмечаем этот праздник, так ли он важен для нас? Мы решили раскрыть эту тему и вместе с детьми узнать ответы на их вопросы. Благодаря проведенной работе праздник получился веселым, красивым, разнообразным и запоминающимся.
4. Работа с родителями
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей, активное участие в жизни группы – один из основных факторов успешного воспитания у детей патриотических чувств.
Целью работы является вызвать положительный отклик родителей на развитие познавательного интереса к национальной культуре башкирского народа и воспитание патриотических чувств.
II этап: планирование деятельности
Виды деятельности, используемые при проведении проекта : - Непосредственно-образовательная деятельность: 1. Рисование «Птицы Башкирии». 2. Лепка «Перелетные птицы» 3. Рисование «Девочка в национальной одежде» 4. Конструирование из бумаги «Стаканчик»
5. Рисование «Украсим стаканчик башкирским узором»
6. Рисование «Как мы играли в игру «Медведи и пчелы»
7. Развитие речи «Учимся вежливости». 8. Рисование «Как мы играли в игру «Медведи и пчелы»
- Подвижные игры:
Башкирские народные игры : «Липкие пеньки», «Юрта», «Ловкие джигиты», «Медведи и пчелы», «Медный пень», «Курай»; русские народные игры: «Гуси-гуси», «Горелки», «Золотые ворота», «У медведя во бору».
- Беседы:
«Уфа – столица Башкортостана», «Природа родного края», «Флаг Башкортостана», «Моя Родина».
- Участие в конкурсах:
«Поэтическая гостиная» на тему «Природа родного края», «Птицы Башкирии», «Конституция республики Башкортостан глазами детей»
- Изготовление игр:
«Составь башкирский узор», «Собери целое», «Лото: быт и культура народов»
Слушание музыки:
Гимн республики Башкортостан, башкирские народные мелодии.
- Просмотр театра кукол «Айсулпан» (г. Уфа)
- Праздник «День республики Башкортостан»
- Чтение художественной литературы:
Рассказ «Гюльгизар» Ф. Губайдуллиной, башкирские сказки «Лиса и петух», Петух-батыр», «Клубок»; стихотворения М. Гали «Курай», А. Игебаева «Курай», стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму», А. Игебаева «Маме моей», Г. Гумера «Буду, как мама», «Праздничный пирог» Ф. Губайдуллиной.
Знакомство с башкирскими пословицами, поговорками, загадками.
Знакомство с легендами: «Шульган-Таш», Сказка про Асылыкуль».
- Консультации для родителей:
«Приобщение детей к традициям башкирского народа», «Как воспитать патриота».
III. Заключительный
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- имеют знания об элементах башкирского орнамента, национальной одежды и отличительных особенностях мужской одежды от женской; - знакомы с тем, что Уфа – столица Башкортостана, знают названия ближайших городов и деревень, знают названия рек; - знают и соблюдают правилами при проведении башкирских народных игр; имеют представления о музыкальных инструментах;
знакомы с произведениями башкирских поэтов, писателей и художников - владеют расширенным словарным запасом.
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта,
-ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги:
- осуществляют инновационную деятельность;
- повышают профессиональный уровень.