Галина Афанасьева
Проект в старшей группе «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
Сказка учит нас любить…
ВИД ПРОЕКТА : творчески – информационный, познавательный, игровой.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный (с 03. 05. по 10. 05. 2018 года).
Публикация «Проект в старшей группе „По дорогам сказок“» размещена в разделах
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети старшей группы «Капелька». Воспитатели: Галина Николаевна и Елена Анатольевна. Родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
• Обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
• Приобщать детей к художественной литературе.
• Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений.
• Прививать интерес к театрализованной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;
• закрепить и расширить знания детей о сказках;
• развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
• способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
• создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
• содействовать развитию познавательной сферы детей. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- проявлять любовь к сказкам и театрализованной деятельности;
- знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
-знать различные виды театров и уметь показывать их;
-уметь использовать различные средства выразительности;
- уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок.
II ЭТАП. ОСНОВНОЙ:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
• Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома».
• Рассказы детей о посещении театров.
• НОД по развитию речи «Курочка-Ряба на новый лад.
• Чтение разных сказок и их пересказ (р. н. с., «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Конек- горбунок»,и др.)
• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
• Театрализованная деятельность с использованием различных видов театра. Инсценировка сказок : «Красная шапочка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Теремок», и других.
• Самостоятельное составление сказок.
• Рассказывание сказок собственного сочинения.
• Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
• Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
• Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
• Загадки о сказках, героях сказок.
• Работа по мнемотаблицам.
• Просмотр мультфильмов.
• Дидактические игры и сюжетно-ролевые по сказкам : «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».
• Конструирование: «Сказочные замки и мосты».
• Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме
• - Самостоятельное детское творчество
• Здоровье и физическая культура - проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок. –
• Подвижные игры: «Гуси – лебеди»,«У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Зайцы и медведь»,«Ванюша и лебеди».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
• Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Квест-игра «По дорогам сказок»
ИТОГ ПРОЕКТА :
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г
2. Дерягина Л. Б. Театральная деятельность в ДОУ. ,Детство-Пресс, 2014 г.
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. А. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Василевой М. Мозаика-Синтез 2011г.
4. Русские народные сказки под редакцией Волковой Т. С., Лабиринт, 2015 г
Интернет – услуги: Маам. ру.
Загадки
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор. Айболит
Скачет баба на метле. Страшная и злая. Кто она такая?. Бабусю знает целый свет, Ей от роду лишь триста лет. Там, на неведомых дорожках, Дом её на курьих ножках. Баба-Яга
Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовёт. И в дороге слёзы льёт. Бабушка Федора
С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовётся эта книжка? Кто герой её — мальчишка?.
Был поленом, стал мальчишкой, Обзавёлся умной книжкой. Это очень хорошо! Даже очень хорошо.
Что за странный человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт он длинный Кто же это?.
Над простым моим вопросом Не потратишь много сил: Папа парня с длинным носом Из полена смастерил. Буратино
Он сумел поймать волчишку, Он поймал лису и мишку. Он поймал их не сачком, А поймал он их бочком. Бычок — смоляной бочок
Он и весел, и незлобен, Этот милый чудачок. С ним хозяин — мальчик Робин, И приятель Пятачок. Для него прогулка — праздник, И на мёд — особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок. Винни-Пух
У Алёнушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. Гуси-лебеди
У этого дедушки много внучат, Внучата на дедушку часто ворчат. На улице дедушка к ним пристаёт, За пальцы хватает, за ушки дерёт, Но вечер счастливый приходит в году, Сердитого дедушку в гости я жду. Подарки приносит и добрый на вид, И все веселятся — никто не ворчит. Дед Мороз
Каждый год среди зимы Дарят радость нам, ребятам, С ними веселимся мы. Возле девицы колючей, Разнаряженной, пахучей, И танцуем, и поём, От потех не устаём. Дед Мороз и елочка
Скорей бы приблизился вечер И час долгожданный настал, Чтоб мне в золочёной карете Поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, Кто я и как я зовусь, Но только полночь настанет, К себе на чердак я вернусь.
Она красива и мила, А имя ей от слова «зола». Золушка
Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался.
Я по коробу скребён, По амбару метён, Я в печке печён, На сметане мешён. На окошке стужён. Круглый бок, румяный бок, Это сказка …
Из муки он был печён, На окошке был стужён. Убежал от бабки с дедом, А лисе он стал обедом. Колобок
Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка не больше ноготка. Кто читал такую книжку, Знает девочку-малышку….
Девочка спит и пока не знает, Что её в сказке ожидает. Жаба под утро её украдёт, В нору упрячет бессовестный крот. Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья это сказка? Дюймовочка
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло в ночи, как днём.
Жар-птица
У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный, Он имел предлинный нос. Что за сказка? — Вот вопрос. Золотой ключик
Конь ретивый, Долгогривый. Скачет полем, Скачет нивой. Конь росточком малый, Но зато удалый….
Был друг у Ивана Немного горбатым, Но сделал счастливым его И богатым. Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. Конёк-горбунок
А теперь про чей-то дом Разговор мы заведём. В нем богатая хозяйка Припеваючи жила, Но пришла беда нежданно Этот дом сгорел дотла! Кошкин дом
Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите мне имя её….
Девочка хорошая по лесу идёт, Но не знает девочка, что опасность ждёт. За кустами светится пара злющих глаз — Кто-то страшный встретится девочке сейчас. Кто расспросит девочку о её пути? Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти? Кто же эта девочка? Кто же этот зверь? Красная Шапочка
Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ниодного. Потому что он не птица, Не тигренок, Не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок, Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка Что зовется…. Крокодил Гена и Чебурашка
Колотит да колотит По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом. Лисица и журавль.
Не игрушка заводная, Хоть пропеллер на спине, Он живет забот не зная, Прилетает он ко мне. Он - большой любитель крыш, А меня зовут… Малыш и Карлсон.
Была она актрисой, Прекрасной как звезда.
От злого Карабаса Сбежала навсегда. Мальвина
Сидит в корзине девочка У мишки за спиной, Он, сам того не ведая, Несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Название этой сказки… Маша и Медведь
В этой книжке именины, Много в ней гостей. А на этих именинах, Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть ее не погубил. Но коварному злодею Рыцарь голову срубил. Муха – Цокотуха
Потешки
Ай качи качи качи Глянь, баранки, калачи. Глянь, баранки, калачи, С пылу, с жару из печи. В пылу с жару из печи, Все румяны, горячи. Налетели тут грачи, Подхватили калачи. Нам осталися бараночки
Улитка, улитка, Высунь рога, Дам тебе пирога.
Ледоход: лёд идёт. Вышел на берег народ, Смотрит, как река играет, Лёд в кусочки разбивает.
Ах ты совушка-сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела - Во траву свалилася, В яму покатилася!
Солнышко-ведёрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись! Красное, покажись!
Как у нашего соседа Весела была беседа: Гуси - в гусли, Утки - в дудки, Овцы - в донцы, Тараканы - в барабаны.
Ах ты, свинушка
С поросятками,
Ты зачем ходила к речке
За гусятками?
В речке гусятки
Купалися,
А твои поросятки
Забоялися!
Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперед И поехал в огород.
На улице Две курицы С петухом дерутся. Две девицы-красавицы Смотрят и смеются: - Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
Заинька, выйди в сад, Серенький, выйди в сад. Зайка, зайка, выйди в сад,
Серый, серый, выйди в сад!
Заинька, сорви цвет, Серенький, сорви цвет. Зайка, зайка, сорви цвет, Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок, Серенький, свей венок. Зайка, зайка, свей венок, Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши, Серенький, попляши. Зайка, зайка, попляши, Серый, серый, попляши.
Барашеньки - крутороженьки По лесам ходили, По дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из лесища Глазищами хлоп-хлоп! А козлище из хлевища Ножищами топ-топ
Скок-поскок, Сколочу мосток. Серебром замощу, Всех ребят пущу.
Ам! Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету дам, Но сперва за маму нашу Скушай ложку манной каши! Ам! Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам! Скушай-ка за папу ложку, Подрастешь еще немножко! Ам! Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам. И на целую версту С каждой ложки подрасту! Стану я большим совсем, И тогда тебя я съем!
Ты вода-водица, Всех морей царица, Пузыри пускай, Мой и полоскай! Моем глазки, моем щечки, Моем сына, моем дочку, Моем кошку, моем мышку, Моем серого зайчишку! Моем, моем наугад, Перемоем всех подряд! С гуся-лебедя вода – С нашей детки худоба!
Прилетели птички, Принесли водички. Надо просыпаться, Надо умываться, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Как на Ванькины именины Испекли пирог былинный – Вот такой вышины! Вот такой ширины! Кушай, Ванечка-дружок, Именинный пирожок – Вот такой вышины! Вот такой ширины! Кушай-кушай хорошо, Скоро вырастешь большой – Вот такой вышины! Вот такой ширины!
Жили у бабуси Два веселых гуся. Один серый, Другой белый – Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, Другой белый – Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!
Один серый, Другой белый – Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один серый, Другой белый – Кланялись бабусе.
Жили у бабуси Два веселых гуся. Один серый, Другой белый – Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, Другой белый – Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, Другой белый – Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один серый, Другой белый – Кланялись бабусе.
У бабы Фроси пяток внучат. Все каши просят. Все криком кричат. Акулька в люльке, Аленка в пеленке, Аринка на перинке, Степан на печке, Иван на крылечке. Баба тесто месила, кашу варила, Молоко топила, внучат кормила. Как каши наелись, молока напились, Бабе поклонились, угомонились!
пословицы и поговорки о сказках
Бил ерш челом на лихого леща (из сказки).
Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках.
Быль за сказкой не угонится. Быль не сказка : из нее слова не выкинешь.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Девичьи сны да бабьи сказки.
Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.
Жил был царь, у царя псарь, да не было пса — и сказка вся.
Каков ни есть, а хочет есть.
Сесть на пенек да съесть пирожок (из сказки).
Кашу кушай, а сказку слушай : умом-разумом смекай да на ус мотай.
Красна сказка складом, а песня-ладом. Кто съел пирог? — Не я. — А кому дать еще? — Мне (из сказки).
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Мал бывал — сказки слушал; вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.
На сказках, что на салазках.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка-людям указка.
Не дочитав сказки, не кидай указки!
Пошла душа по рукам — у черта будет (из присказки).
Рассказывай сказки! Говори, я слушать стану!
Сказка — ложь, а песня — правда.
Сказки-не салазки : не сядешь да не поедешь.
Сказка не сказка, а присказка.
Сказка-складка, а песня-быль.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему :
" Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"
Цель:
• Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.
• Вспомнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы.
• Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что).
• Продолжать учить оценивать рассказы друг друга.
• Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.
• Развивать речевое творчество дошкольников.
• Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Познакомить детей с новым словом «жанр» и его значением (вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками, чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках, подбор музыкального сопровождения. Музыка Владимира Дашкевича, Слова Юлия Кима «Приходите в гости к нам», изготовление плоскостного театра для магнитной доски.
Ход занятия:
Звучит песня «Приходите в гости к нам». Дети сидят полукругом перед ними магнитная доска, на которой представлены герои из двух сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А её и нету …
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету …
По какой она пойдёт?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо …
У неё чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
- Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки. Что такое сказка?
Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Какие жанры сказок вы знаете?
Ответы детей: (Волшебные, сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые сказки.)
Кто придумывает сказки?
Ответы детей: (Народ, авторы).
Мы знаем сказки народные и авторские.
-А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки.
Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка :
1. Сказку ты, дружок, послушай.
Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять,
Сладких зёрен поискать.
Видит: дом – домок
В чистом поле одинок («Теремок»).
2. Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,
Доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,
В лес зелё ный стали звать: грибы – ягоды сбирать(«Маша и медведь»).
3. Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –
Дело было на Руси… Стариков про то спроси.
Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом
Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).
4. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне.
И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народной сказки «По щучьему веленью».
- Молодцы! А теперь посмотрите, герои из каких сказок пришли к нам в гости?
(Рассматриваем героев на магнитной доске).
Ответы детей: (лиса, дед и баба, медведь, курочка, мышка, волк, заяц, лягушка, золотое яичко).
- Мы с вами вспомним повадки этих животных.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Покажи животное».
1. Эй, ребята, что вы спите нам животных покажите! (Показывают походку лисы).
У лисички острый нос, у неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.
2. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг, у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки (подскоки на двух ногах)
Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся (подскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть).
3. Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги (через стороны поднимают руки вверх)
На носочках он пошёл, и на пяточках потом (ходьба на носках, чередуемая ходьбой на пятках).
- Ребята, вспомните, какими словами начинается сказка «Курочка Ряба»?
Я предлагаю вам сочинить сказку «Курочка Ряба» на новый лад. Что произошло бы в вашей сказке, если бы в ней оказались новые герои?
-Хочу напомнить, что сказка начинается с зачина – Жили-были…
Далее происходит чудо (Курочка снесла золотое яичко).
Подумайте, что могло случиться с золотым яичком, если бы ….(Появились герои из другой сказки 2-4 персонажа).
Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. В сказке всегда добро побеждает зло.
Мы должны увидеть, что это сказка новая.
Самую лучшую сказку мы запишем вместе в альбом, который оформим рисунками к сказке.
- Вы можете немного подумать, выбрать новых героев и поделиться с нами своей новой сказкой!
Помогаю рассказать сказку. На доске выкладываю героев.
(Опрашиваю 4-5 человек).
- Мне очень понравились ваши новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?
Ответы детей:
- Молодцы! Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!