Елена Дрожжина
Проект в средней группе комбинированной направленности «Матрешка — игрушка, символ, искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : с 22.03. по 16.04.21г.
Актуальность проекта : В наши дни дети в повседневной жизни окружены современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами, речью, комиксами, предпочтение отдается чужеземным игрушкам (роботы-трансформеры, куклы Барби, персонажам иностранных мультфильмов).
Современные дети теряют связь с традициями своих предков. Когда происходят такие глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость привлечение детей к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, народная культура. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, стала символом народной культуры нашего Отечества. Знакомя детей с русской Матрёшкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Публикация «Проект в средней группе комбинированной направленности „Матрешка — игрушка, символ, искусство“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Участники проекта : воспитанники средней группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Место проведения: МБДОУ №6.
Вид, тип проекта : краткосрочный, познавательно - творческий.
Время реализации проекта : март - апрель.
Сроки проведения: 4 недели
Возраст детей: 4-5 лет
Форма проведения: групповая
Цель:
Воспитание интереса к истории России, к укладу жизни, труда и отдыха, народному творчеству на примере русской национальной игрушки; пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с сюжетной Матрёшкой. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте и совместной продуктивной деятельности.
Задачи Образовательные:
- Познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла.
- Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
- Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции.
Развивающие:
- Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, стихотворений по теме проекта,
- Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста;
-Развивать конструктивные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русской народной культуре;
- Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Цели и задачи работы с родителями: 1. Активизировать работу с родителями. 2. Приобщать к истокам русской народной культуры и быту.
Ожидаемый результат:
1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
2. Разучивание простейших элементов росписи.
3. Получить представление о цветовой гамме матрешек.
4. Научить различать особенности разных матрешек.
5. Расширение и активизация словарного запаса слов.
Этапы работы над проектом :
Этап первый:
1. Определение у детей уровня сформированных представлений о русской народной игрушке – Матрёшке.
2. Постановка цели. Определение задач.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
Этап второй:
1. Определение структуры воспитательно - образовательной деятельности.
2. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды по проекту.
Этап третий:
1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.
2. Реализация плана и основных направлений проекта.
Этап четвё ртый:
Презентация работы.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Наглядный материал: иллюстрации, карточки, аудиозаписи, СД – диски;
• Технические средства обучения : телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель;
Методическое обеспечение проекта : В работе по данному проекту использовались :
• Консультативный материал для родителей;
• Конспекты занятий, бесед, развлечений;
• Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;
• Картотека русских народных игр.
Итог работы над проектом :
В результате работы над проектом у детей :
1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.
2. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;
3. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;
Итог проекта :
В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети средней группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту их происхождения. Обогатились знания детей об игрушке матрешке как образе материнства, семьи.
Были реализованы творческие способности детей в изготовлении поделок. Обеспечена потребность детей в движении. Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции. Результатом проекта стало оформление выставки: «Авторская матрешка» (совместная деятельность детей и родителей).
Список использованной литературы:
1. Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968
2. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.
3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.
1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет [Текст] /Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству [Текст] / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск, 1993.
3. Боровик, О. Развитие воображения [Текст] / О. Боровик, 2000.
4. Бусева-Давыдова, И. Игрушки Крутца [Текст] / И. Бусева-Давы- дова. - М. : Детская литература, 1991.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / JI. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991.
6. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. JI. Князева, М. Д. Маханева. - СПБ., 2010.
7. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду [Текст] / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. - Ярославль, 2007.
8. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М. : Просвещение, 1982.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.
10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа : учебно – методическое пособие. - М. : «Цветной мир», 2012.
12. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2003.
Интернет-ресурсы
1. Беляева, Е. С. Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре / Е. С. Беляева, И. Г. Захарова, Л. С. Малиновская, И. В. Старыгина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 1-3. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/103/3696/ ( дата обращения: 14.03.2021).
2.https://labirintznaniy.ru/pedagogicheskij-proekt/pedagogicheskij-proekt/pedagogicheskij-proekt-russkaya-matreshka.html(дата обращения 15.03
3. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/327148-poznavatelno-igrovoj-proekt-v-srednej-gruppe-
4.https://infourok.ru/proekt-russkaya-matryoshka-srednyaya-gruppa-3987656.html