Валентина Романова
Проект в младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»
Проект в младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»
Вид проекта: познавательно-информационный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники: дети младшей группы, родители, педагоги.
Образовательная область: познавательное развитие.
Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе.
Публикация «Проект в младшей группе „Путешествие по экологической тропинке“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Цель проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.
Задачи проекта: сформировать знания детей о неживой и живой природе (о животных и растениях, о временах года, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предполагаемый результат: сформированность знаний детей о живой и неживой природе, о временах года и сезонных изменениях в природе, умение детей вести себя экологически правильно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.
Работа с родителями: консультация, анкетирование, участие в конкурсе поделок, открытое занятие.
Продукт проектной деятельности: выставка поделок из природного материала родителей с детьми, выставка рисунков «Деревья нашего детского сада», путешествие с детьми по экологической тропинке, дидактические экологические игры, комнатные цветы, деревья и цветы на участке детского сада, создание клумбы цветов, презентация проекта.
Этапы создания и оформления тропинки:
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
- Составление паспорта всех точек тропинки.
На экологической тропинке детского сада:
• Точка «Дерево. (береза)»
Обращается внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его окраске коры, форме и размеру листа.
• «Царство удивительных пеньков»
Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки и игр.
• Точка «Дерево. (сосна)»
Обращается внимание на то, что сосна – хвойное растение. Особое внимание уделяется иголкам, шишкам.
• Точка «Кустарник. (сирень)»
Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник. Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень.
• Точка «Цветок. (одуванчик)»
• Точка «Огород»
Посадка новых растений воспитателем с детьми, полив, уход.
Наблюдение и рассматривание.
• «Зеленая зона в группе»
Объектом для наблюдения являются растения уголка природы в группе. Наблюдения и уход за ними.
• «Зеленая трава»
Наблюдение за молодой зеленой травкой
• «Сирень»
Наблюдение за распустившейся сиренью
• «Домашние и дикие животные»
Рассматривание иллюстраций с животными и беседа с детьми.
• «Рыбы»
Рассматривание рыб в аквариуме, наблюдение за ними, использование моделей
• «Птицы»
Организация зимней подкормки птиц, использование моделей
• «Свойства песка»
Проведение опытов с песком
• «Сезонные изменения в природе»
Организация наблюдений за сезонными изменениями в живой и неживой природе.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
• 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
• 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
• 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
• подбор иллюстративного материала;
• подбор литературы;
• подбор дидактических игр по экологии;
• оформление уголка «Мир природы» в группе;
• создание и оформление тропинки и ее карты-схемы;
• наблюдение в природе на прогулке.
Сотрудничество с семьёй:
• Анкетирование родителей.
• Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
• Совместное творчество родителей с детьми из природного материала
План реализации проектной деятельности с детьми младшей группы
«Путешествие по экологической тропинке»
Сентябрь: НОД «Деревья». Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам
Ноябрь: Анкетирование родителей. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию
Сентябрь-ноябрь:Серия наблюдений «Осенние изменения в природе».Рассматривание иллюстраций. Беседы с детьми. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в живой и неживой природе в осенний период.
Сентябрь: Прогулка «Кустарники».Формирование знаний о кустарниках, умения различать кустарники от деревьев по их характерным признакам
Сентябрь:Экскурсия «Поход в лес». Воспитание интереса и бережного отношения к природе Конспект образовательной деятельности, поделки детей.
Октябрь: Собрание коллекции природного материала. Формирование желания изучать объекты живой природы.
Октябрь-ноябрь: Домашнее задание для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала. Содействие сотрудничеству детей и взрослых.
Декабрь-февраль: НОД «Комнатные растения». Формирование навыков по уходу за растениями
Декабрь-февраль:Организация зимней подкормки птиц. Воспитывать желание помогать птицам в трудный для них период
Декабрь-февраль: Беседы с детьми. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в живой и неживой природе в зимний период.
Март-Апрель: Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».Донести до родителей важность экологического воспитания детей в условиях семьи.
Март:НОД «Рыбы».Наблюдение за аквариумными рыбками. Познакомить детей с классом «Рыбы», их характерными особенностями.
Подвижные игры:«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями».
В течение года: Закрепление знаний о лесных обитателях. Серия наблюдений «Весенние изменения в природе»
Март-май: Беседы с детьми. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в живой и неживой природе в весенний период.
Апрель: Изобразительная деятельность: рисование. Тема: “Деревья нашего детского сада”. Создание творческого продукта изобразительной деятельности
Май:«Путешествие по экологической тропинке.»Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
В течение года:Дидактические игры экологического содержания. Закрепление знаний об окружающем мире.
Апрель: Беседы. Закрепление знаний об окружающем мире. «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)».«Осторожно: грибы и растения на участке д/с» Октябрь: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Май:«Насекомые - польза и вред»
В течение года: Разучивание стихов: «У задумчивой березки»,«Эта стройная сосна»,«Грибы искать не просто», «Одуванчик».Чтение стихов, формирование любви к природе.
Март-апрель: НОД «Птицы».Познакомить детей с классом «Птицы», их характерными особенностями; дать знания о перелетных и неперелетных птицах.
Март-май:НОД «Домашние и дикие животные». Продолжать учить детей отличать домашних животных от диких, воспитывать бережное отношение к животным.
Апрель-май:Наблюдение за молодой зеленой травой. Обратить внимание детей на преображения в природе весной, на красоту весенней травы.
Май: Изобразительная деятельность: рисование. Тема: “Желтый одуванчик” Создание творческого продукта изобразительной деятельности.
Май: Опыт «Свойства песка».Дать знания детям о свойствах песка: сырой и сухой.
Настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год» В течение года Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков.
Май: Наблюдение за распустившейся сиренью. Формирование знаний о кустарниках, умения различать кустарники от деревьев по их характерным признакам. Обратить внимание детей на красоту цветов сирени, на ее аромат
Май:Открытое занятие «Посадка семян цветов» .Расширить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло и свет); расширить представления детей о календуле; формировать трудовые умения и навыки.
В течение года:Художественное слово о природе. Формирование представлений детей об окружающем мире, воспитывать бережное отношение к природе.
Результаты:На территории детского сада усовершенствованна экологическая тропинка. Это "экологическое пространство" позволяет использование в экологопедагогической работе экологической тропы в формате ознакомления с окружающим, учит бережно относится к природе, поддерживать ее красоту.
На всей территории детского сада расположены цветники. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
В результате реализации проекта:
- повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Вывод: таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдений в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.