Надежда Краковская
План-конспект НОД «Путешествие по экологической тропе весной» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект НОД по теме «Путешествие по экологической тропе весной» (средняя группа).
Цель: создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи:
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Темочки
1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты;
2. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;
3. Пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;
4. Углублять знания о растениях экологической тропы.
Ход НОД
В: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
В: Тогда мы с вами отправляемся в путешествие по экологической тропе, которая находится на нашей площадке. Но для начала вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
В: - Что такое весна?
Дети: - Это капает с крыши,
Это птицы летят,
Небо стало повыше.
Каждый солнышку рад,
Труд в полях, на посевах,
И зеленый наряд
Вся природа надела.
В: Сколько примет весны вы вспомнили в этом стихотворении. Молодцы! Ребята, тропа наша необычная. У неё есть хозяин. Посмотрите внимательно, кто на пеньке сидит?
Дети: Лесовичок.
В: Это хозяин тропы. Лесовичок хочет проверить ваши знания.
Смотрите, у Лесовичка какой-то свиток. Давайте посмотрим, что там? Там у нас правилами поведения в природе.
«Правила поведения в лесу»
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
6. Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут! Правильно?
7. Муравьиный дом в глуши –
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди! Правильно?
8. В лесу всем птицам помогай.
И птичьих гнезд не разоряй.
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы! Правильно?
В: (от имени Лесовичка) : Правильно, молодцы! Справились с заданием. Теперь можно отправляться в путь.
В: На нашей тропе запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять. Лесовичок будет нашим сопровождающим. Вот карта, которая нам поможет. Рассмотрим карту внимательно. На ней 6 остановок, будем двигаться согласно карте.
1. Остановка «Береза».
Загадка от Лесовичка:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане (береза).
В: (от имени Лесовичка) : А сейчас я предлагаю вам рассмотреть дерево, которое называется берёза, и на его примере понаблюдать за тем как просыпается природа весной. Ребята, обратите внимание на ствол берёзы, потрогайте его. Какой ствол у берёзы?
Дети: белый, гладкий, тонкий.
В: У неё гладкий белый ствол с тёмными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти чёрточки берёза дышит, а называются они «чечевички»!
Дети, вы запомнили, как называются чёрные чёрточки на берёзе? Повторите: «чечевички».
В: Давайте рассмотрим листики и веточки. Расскажите мне какие они?
Дети: Веточки тонкие, гибкие, листики зелёные, блестят, похожи на сердечки.
В: А что еще вы видите на веточках берёзы?
Дети: Серёжки.
В: Правильно, серёжки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Березы украшают наши города. Это красивые деревья, в городе их растет не много, поэтому их нужно беречь. Что значит беречь деревья?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой».
Про березку написано много стихов, песен и загадок. Дедушка, послушай, какое стихотворение о березе выучили ребята.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева «Березка».
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется,- но не ломится!
В: Идем дальше.
2. Остановка «Клен».
В: Ребята, перед нами красивое дерево, которое называют украшением парков. Знакомо вам это дерево?
Дети: Это клен.
В: Да, это клен. Помимо красоты у клена еще много достоинств. Клен зимой устойчив к морозу, летом к засухе. Листья у клена крупные, с жилками, похожи на растопыренные пальцы. Листьями клена питаются личинки многих видов бабочек. Плод клена называется- крылатка («вертолетик», состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери.
Люди используют клены с давних времен. Древесина клена использовалась для изготовления мебели, линеек, лыж, музыкальных инструментов.
Сейчас, ребята, я предлагаю поиграть в экологическую игру «Что где растет?»
Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.
В: Не будем больше задерживаться, идем дальше. Какая у нас следующая остановка, посмотрим на карту.
3. Остановка «Сирень».
В нашем садочке сирень расцвела.
Всех насекомых туда привела.
Очень красиво стало кругом,
Пахнет сиренью и ночью и днем!
В: Ребята, а сирень является деревом?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Сирень – это кустарник. В отличие от деревьев у кустарников не один, а много стволов». Ребята, расскажите об этом растении.
Дети: У сирени очень красивые ароматные цветы. Сирень украшает нашу зеленую тропинку.
В: Эти кусты сирени были посажены около пяти лет назад. Получается, они ваши ровесники. Ребята, скажите, есть ли еще кусты сирени у нас на участке? Ответы детей. В: Как вы думаете, ребята, для чего люди сажают кусты сирени? Ответы детей.
4. Остановка «Молодые елочки».
В: Ребята, скажите, а что это у нас здесь за две «колючие» сестрички?
Дети: Это елочки.
В: Что у елей вместо листочков?
Дети: У елей вместо листьев иголочки или хвоя.
В: Совершенно верно. Ель растет медленно, но она очень важна в жизни человека и очень полезна как все хвойные деревья - воздух вблизи хвойных лесов особенно чист, так как хвоей выделяются особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные микробы. Недаром многие дома отдыха, санатории, детские лагеря отдыха размещены именно в хвойных лесах.
Нашим елочкам только 2 года. Мы будем за ними ухаживать, и они вырастут и станут красивыми и сильными деревьями.
Воспитатель предлагает полить елочки из леек.
5. Остановка «Клумба с цветами».
В: Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. На клумбах только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбах?
Дети: Что бы земля была мягкой, рыхлой. В: Конечно, ребята, чтобы земля была мягкая, тогда растениям легче будет расти, тогда к корням будет поступать воздух и вода. Посмотрите на наши клумбы и скажите мне, какие цветы растут на них?
Дети: Ирисы и лилейник.
В: Опишите цветы– какие они?
(Дети описывают внешний вид цветов.)
В: Сейчас, ребята, я предлагаю поиграть в экологическую игру «Назови три предмета».
Цель. Упражнять в классификации предметов.
Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».
«Тополь- дерево-великан». Два объекта на одном дереве.
6. Остановка «Кормушка».
В: Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.
В: (от имени Лесовичка) : Как вы думаете, ребята, чем сейчас питаются птицы?
Педагог обобщает ответы детей: «Птицы питаются насекомыми, червячками, травкой и др.».
Остановка «Скворечник». В: Ребята, посмотрите, что это еще за домик на дереве? Отгадайте загадку:
Между веток новый дом,
Нет и двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
Дети: Скворечник.
В: Почему он так высоко расположен и кто живет в нем?
Ответы детей.
В: (от имени Лесовичка) : Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не мог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.
В: Вот и закончилось наше путешествие по экологической тропе.
-Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
-А что вы сегодня узнали нового?
Летом мы снова отправимся по экологической тропе и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.