Екатерина Барабаш
Проект «В мире эмоций» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: Социальный.
Целевая группа: Дети старшего дошкольного возраста, их родители. Педагоги группы.
Участники: Педагоги группы, педагог - психолог, родители, дети.
Масштаб: Краткосрочный.
Срок реализации: 15.01 – 19.01.2018
Публикация «Проект „В мире эмоций“ для детей старшего дошкольного возраста и их родителей» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Основания для разработки. Проблема: Эмоции - это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов.
Основная направленность педагогической работы с дошкольником-эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных детей развита слабо. Часто можно наблюдать негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка.
Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, мною был разработан проект «В мире эмоций», как компонент валеологического воспитания в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников нашего ДОУ.
Цель: Способствовать социализации детей посредством развития их эмоциональной сферы, обогащения эмоционального опыта, уточнения и расширения представлений об эмоциях и чувствах, их проявления.
Задачи:
1. Познакомить детей с миром эмоций;
2. Научить ребенка понимать свои эмоции и чувства;
3. Научить ребенка понимать эмоции и чувства окружающих людей;
4. Развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушки);
5. Выявить особенности эмоционального благополучия детей.
Реализация проекта :
Организационный этап:
• Определение целей и задач.
• Написание плана работы.
• Подбор материала по данной теме.
Основной этап:
Понедельник: Интегрированное занятие «Путешествие в мир эмоций». Цель: Познакомить детей с миром эмоций. Результат: У детей развито понимание своих эмоций, и эмоций окружающих.
Вторник: Родительское собрание «Эмоции в нашей жизни». Цель: Познакомить родителей с миром эмоций. Результат: У родителей достаточно знаний о мире эмоций.
Среда: Просмотр поучительных видеороликов. Игра «Волшебный мешок». Цель: Совершенствование нравственных качеств воспитанников. Результат: У детей закреплены знания об эмоциях и чувствах.
Четверг: Создание дидактического пособия «Эмоции». Цель: Познакомить детей с миром эмоций. Результат: У детей развито понимание своих эмоций, и эмоций окружающих.
Пятница: Рисование и выставка рисунков на тему «Мое настроение». Цель: Усовершенствовать знания о видах эмоций. Результат: Оформлен альбом «Такие разные эмоции».
Заключительный этап:
Поведение итогов, рефлексия.
Ожидаемые результаты:
-дети и родители понимают свои эмоции и эмоции других людей;
-способны сдерживать себя и выражают свои эмоции в социально приемлемой форме;
-выражают доброжелательность в общении с детьми и со взрослыми.
Ресурсная база проекта :
1. Программно – методические ресурсы:
1. Белопольская Н. А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
2. Дьяченко О. М., Агеева Е. Л. «Чего на свете не бывает?» – М. : Просвещение,1991 г.
3. Калинина Р. Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.
4. Клюева И. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
6. Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М. : Издательство «Совершенство»,1998г.
7. Чистякова М. И. «Психогимнастика» – М. : Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.
2. Материально – технические ресурсы:
- интернет - ресурсы (картотеки, альбомы, консультативный материал,.).
Возможные риски:
1. Родители не активно участвуют в педагогическом процессе.
Способы преодоления рисков:
1. Открытость педагогического процесса, включение родителей в педагогический процесс.
2. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды за счёт воспитателей и участие родителей в пополнении РППС.
Результат:
Дети и родители понимают свои эмоции и эмоции других людей, способны сдерживать их и выражают свои эмоции в социально приемлемой форме. Доброжелательны в общении с детьми и со взрослыми.
Дидактическое пособие «Эмоции»
Описание работы: Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный конструктор поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.
Данное пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие может использоваться для индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.
Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:
- 1 овала лица (можно использовать больше);
- 4 пары нарисованных глаз;
- 4 пары губ;
- 4 пары бровей;
- 4 носа
Варианты игр:
Игра «Собиралки»
1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.
2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.
Игра «Покажи на себе»
Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.
Игра «Послушай и собери»
Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети с взрослым обсуждают прочитанное и собирают нужную эмоцию на доске. Например: отрывок и из стихотворения Т. Шорыгиной:«Не хочу быть трусом» :
Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь,
Я, наверно, просто трус! или
…Я позвал во двор ребят,
Взял сестру и братца-
Будем все кататься!
Дал Сереже и Алеше,
Дал Андрею, Кате, Гоше,
Пусть порадует ребят
Серебристый самокат
Мы играли очень дружно –
Радостью делиться нужно. (Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»)
Примерный список литературных произведений, которые познакомят детей с той или иной эмоцией.
Работа с эмоцией печали : Остер «Вредные советы»; Р. н. с. «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Краденое солнце» :
Работа с эмоцией удивления : А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; Д. Хармс «Что это было?»; Н. Носов «Живая шляпа»; В. Сутеев «Под грибком»; Н. Екимова «Облака».
Работа с эмоцией страха : О. Князева «Веселые, грустные»; А. Кушнир «Что в углу?»; Г. Семенов «Счастливая ошибка»; Е. Пермяк «Самое страшное».
Работа с эмоцией радости : К. Ушинский «Четыре желания»; Е. Благинина «Вот какая мама!»; К. Чуковский «Краденое солнце».
Работа с эмоцией гнева : К. Чуковский «Краденое солнце»; В. Викторов «Хмурый орел».
Работа с эмоцией горе : И. Токмакова «Мне грустно».
Родительское собрание c элементами тренинга «Эмоции в нашей жизни».
Цели:
Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области развития эмоционального интеллекта у детей.
Задачи:
Совместно с родителями обсудить проблему значения эмоциональной сферы в жизни человека;
Сформировать у родителей представление о спектре эмоционального мира;
Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.
Участники: родители детей старшего дошкольного возраста.
Материалы и оборудование:
смайлики с изображением эмоций по числу участников;
ленточки 2 цветов, привязанные к стульям (по количеству родителей,
ручки или карандаши по количеству участников.
лист ватмана, маркер;
карточки с нарисованными и подписанными эмоциями;
презентация к родительскому собранию, интерактивная доска.
шарфики – 7 штук, лист со словами родителя (мамы);
анкета «Шкала общения родителей с ребенком» (по числу участников);
памятки для родителей (по числу участников).
Ход родительского собрания:
Приветствие.
Ведущий приветствует родителей и предлагает выбрать каждому из родителей смайлик, соответствующий его настроению в данный момент. Обращает внимание, что родители выбрали разные эмоции. Совместно с родителями обсуждают, что же такое эмоции, какие эмоции существуют. Ведущий обобщает ответы, предлагает свое определение и выделяет основные – базовые эмоции. (Появляются на экране)
Мозговой штурм.
«Нужно ли развивать эмоции у ребенка? Почему?»
Ведущий предлагает родителям разделится на 2 подгруппы (на стульях заранее привязаны ленточки двух цветов) в соответствии с цветом ленты на стуле. Каждой команде дается задание для обсуждения:
1. Что происходит с ребенком, эмоции которого не развиваются должным образом?
2. Что характерно для ребенка эмоционально грамотного?
Время обсуждения 7 минут.
Команды по очереди предлагают варианты, ведущий записывает их маркером на листе ватмана, разделенном на 2 части, обобщает и дополняет ответы родителей.
Педагог обращает внимание, что развивать эмоции так же важно, как развивать интеллект, память, внимание, речь, прививать ребенку аккуратность, учить чистить зубы, помогать в быту: это вклад в спокойное и уверенное будущее ваших детей.
Упражнение «Шарфики»
Ведущий предлагает троим родителям разыграть сценку, один родитель в роли ребенка, второй – его мамы, а третий в качестве поддержки. Педагог говорит, что детские эмоции порой настолько неуправляемы, что малышу очень трудно понять, как себя надо вести.
Да и нам – родителям – не всегда удается держать себя в руках, и не ответить криком или раздражением на детскую проделку.
Затем происходит обсуждение, что чувствовал участник – в роли ребенка, ощущал ли поддержку стоящего позади взрослого.
Игра «Определи эмоцию».
Ведущий акцентирует внимание, что эмоционально грамотные дети развиваются в семьях, где родители эмоционально грамотные и предлагает игру «Определи эмоцию».
Один из родителей выбирает наугад карточку с написанным эмоциональным состоянием и изображает эмоцию мимикой и пантомимикой, чтобы остальные участники отгадали.
Анкета «Шкала общения с ребенком»
Ведущий раздает каждому родителю анкету «Шкала общения с ребенком» и предлагает проанализировать один день, проведенный с ребенком.
На экране интерактивной доски изображена такая же таблица. После выполнения задания родителями в пустых графах появляются надписи: позитивные эмоции и негативные эмоции.
Педагог обращает внимание, что методы воспитания напрямую влияют на эмоциональное развитие наших детей. Удовлетворение потребности в любви и принятии - необходимое условие нормального психического развития детей. Чтобы ребенок эмоционально развивался ему необходимо ощущать поддержку близких людей, слышать похвалу, одобрение и добрые слова в свой адрес, к сожалению, у взрослых существуют так называемые «запреты на поглаживание» : он и испытывают трудности при высказывании положительных оценок. Мы обычно легко формулируем недостатки других людей, но смущаемся, если нужно вслух называть их достоинства. Особенно в его присутствии.
Упражнение «Мне в тебе нравится». Ведущий предлагает родителям разделиться на пары Родитель - Ребенок и по очереди произнести достоинства своих детей, как бы обращаясь непосредственно к ним.
(Можно предложить выполнить это задание на листочках).
Ведущий подчеркивает, что главная цель воодушевляющих высказываний – построить такие отношения с ребенком, в которых признаются и подкрепляются его усилия, направленные на самопонимание и самоутверждение.
Родителям раздаются памятки : «Эти слова ласкают душу ребенка, эти слова ранят»
Подводя итоги собрания, педагог еще раз подчеркивает важность развития эмоциональной сферы ребенка и предлагает родителям продолжить знакомство с приемами и способами эмоционального развития детей на следующей встрече.
Родителям предлагается написать или нарисовать свое настроение в данный момент и написать, свое впечатление, что интересного и полезного для себя они узнали.