Любовь Латышева
Проект «В мире сказок Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Проект : «По страницам сказок Корнея Чуковского»
Организаторы: учитель – логопед Пенцак Ирина Николаевна, воспитатель –Латышева Любовь Александровна 1 категория, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41» Сергиево-Посадского района.
Продолжительности проекта : краткосрочный (с11.03.2020г. по 18.03.2020г.)
Вид проекта : групповой
Тип проекта : творческий, коллективный, краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках МБДОУ.
Публикация «Проект „В мире сказок Чуковского“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Участники проекта : дети старшей группы, родители, учитель - логопед, воспитатель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность темы
Развитие связной речи играет огромную роль в познавании мира, становлении сознания, развитии личности, развитии мышления и воображения ребёнка. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Использование театрализованной деятельности играет положительную роль в воспитании детей дошкольного возраста, поскольку обладает огромной педагогической ценностью для познавательного и эстетического воспитания. Увлекательность, образность, эмоциональность театрализованных игр-источник развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, который начинает сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь, приобретая социальные навыки поведения в связи с тем, что литературные произведения всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказкам, рассказам ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, учится выражать своё собственное отношение к добру и злу.
Таким образом, театрализованные игры-важнейшее средство формирования выразительной речи, а также способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонациям.
Для успешного воплощения знаний, умений и навыков по музыкально-театральному мастерству и, продолжая работу над выразительностью речи в старшей группе был создан спектакль по одноименной сказке К. И. Чуковского «Доктор Айболит».
Цель проекта :
• Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Задачи:
1. Развитие связной речи детей.
2. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
3. Прививать любовь к творчеству автора.
4. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К. И. Чуковского, особенность его языка.
5. Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа, закреплять умение исполнять средства выразительности (позы, жесты, мимика, интонации, движения, согласованность диалога персонажей, импровизации.
6. Учить детей давать свою оценку положительным и отрицательным героям сказок.
7. Расширять словарь детей, активизируя в речи незнакомые слова.
8. Развивать произвольное внимание, память, мышление, связную речь детей.
9. Расширять эмоционально – волевую сферу детей: решительность, целеустремленность, трудолюбие, систематичность в работе, снижение уровня агрессии.
10. Реализация творческих сил и духовных потребностей дошкольника, раскрепощению и повышения его самооценки.
11. Воспитывать умение действовать в театральном коллективе.
Интеграция образовательных областей
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Формы работы:
• Поиск информации по теме проекта;
• Подбор иллюстративного фотоматериала по теме проекта;
• Консультации для родителей;
• Подбор художественной литературы и художественного материала;
• НОД с детьми;
• Подбор аудиозаписей произведений;
• Совместная деятельность с детьми;
• Самостоятельная деятельность детей.
Результаты проекта :
1. Выставка произведений «Удивительный мир сказок Корнея Чуковского».
2. Литературная викторина «По страницам сказок Чуковского».
3. Интегрированное занятие по развитию речи: «В мире сказок К. И. Чуковского».
4. Занятие по социально - нравственному развитию: «В гости к Доктору Айболиту».
5. Консультации для родителей «Ребёнок и книга», «За что дети любят сказки Чуковского».
6. Премьера сказки «Доктор Айболит».
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (теоретический)
Цель: формировать мотив к деятельности детей, родителей.
Задачи:
• обсуждение цели и задачи с детьми и родителями;
• изучение и подборка методического, дидактического материала;
• изучение интернет – ресурсов по данной теме;
• разработка регламентируемой образовательной деятельности по проекту;
• чтение и обсуждение произведений по теме проекта;
• подбор наглядного материала и консультаций для родителей;
• разработка сценария «Доктор Айболит»;
• подбор музыкального сопровождения.
2 этап – основной (практический)
Цель: практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых.
Содержание работы по образовательным областям
Речевое развитие:
1. Беседа: «Жизнь и творчество Корнея Чуковского»;
2. Скороговорки со звукоподражанием насекомых (пчела, кузнечик, муха, комар и др.);
3. Чтение произведений Корнея Ивановича Чуковского.
4. «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Крокодил»;
5. Рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме;
6. Заучивание отрывков из произведений;
7. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки;
8. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;
9. Пересказ прочитанных сказок;
10. Иллюстрирование произведения «Чудо-дерево». Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями;
11. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказке «Доктор Айболит»;
12. Загадки о сказках, героях сказок;
13. Викторина по сказкам.
Физическое развитие:
1. Выполнение движений под стихотворение «Скрюченная песня».
2. Пальчиковая гимнастика «Свинки», логоритмика «Путешествие в Африку».
3. Формирование культурно-гигиенических навыков - по сказке «Мойдодыр».
Познавательное развитие:
1. Рассматривание иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского.
2. Выставка книг.
3. Знакомство детей с биографией К. И. Чуковского;
4. Закрепление представлений о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);
5. Проведение литературной викторины по творчеству К. И. Чуковского;
6. Игры: «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки».
7. Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского.
8. Социально-коммуникативное развитие.
9. Придумывание сказок и загадок по предложенному началу, на заданную тему;
10. Прослушивание аудиоспектаклей «Сказки К. И. Чуковского»,
11. Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского.
12. Игры: «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко». «Испорченный телефон».
13. Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского. Беседа по сказкам.
14. Художественно – эстетическое развитие.
15. Рисование фрагмента из произведения «Чудо-дерево».
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Разучивание текста.
3. Совместная деятельность детей и родителей, направленная на изготовление костюмов.
4. Семейное чтение произведений Чуковского.
5. Консультации: «Ребёнок и книга», «За что дети любят сказки К. И. Чуковского».
3 этап - Заключительный
1. Воплощение проекта в жизнь детского сада: демонстрация спектакля по одноименной сказке К. И. Чуковского «Доктор Айболит» детьми старше - подготовительной группы для детей других групп детского сада, родителей.
2. Оформление паспорта проекта : «В мире сказок Корнея Чуковского».
3. Фотоотчёт проекта.
Анализ работы над проектом показал следующие результаты:
Работа по созданию проекта имела положительное воздействие на укрепление умений и навыков детей. У детей окрепла уверенность в собственных силах, выросла самооценка, усовершенствовались навыки связной речи и интонационная выразительность. Интеграция образовательных областей способствовала более глубокому проникновению сознания детей в мир книг и театра. Поставленные задачи были успешно реализованы через взаимодействие детей, родителей и педагогов.
Приложение 1.
Рассматривание с детьми иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского, заучивание отрывков и знакомых произведений.
Приложение 2.
Рассказ воспитателя о биографии К. И. Чуковского и рисование по сказке «Чудо-дерево» (прослушивание аудиозаписи сказки,
К. И. Чуковский «Чудо-дерево».
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки,
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели.
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
Приложение 3.
Заучивание отрывков из произведений «Мойдодыр», «Муха-цокотуха» и «Тараканище».
«Мойдодыр»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
«Муха-цокотуха»
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
«Тараканище»
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле…
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Приложение 4.
Развлечение «В мире сказок К. И. Чуковского».
ЦЕЛЬ: Развитие речевых навыков детей через театрализованную деятельность.
ЗАДАЧИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Способность формированию умения детей отражать игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жесты, движения. Формировать навыки интонационной выразительности речи.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать у дошкольников дружеские отношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.
4. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие.
5. МАТЕРИАЛ: портрет К. И. Чуковского, презентация по сказкам К. И. Чуковского, его книги, аудиозаписи: «Ехали медведи на велосипеде» из сказки «Тараканище» муз. И. Цветкова, слова К. И. Чуковского, костюмы зверей.
6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Путаница»; прослушивание аудио-спектакля «Доктор Айболит», разучивание отрывков из произведений К. Чуковского.
Персонажи :
Звери (дети) :
Айболит - Женя
Барбос - Матвей
Зайчиха – Ира
Зайчонок – Лиза
Ход занятия
Под аудиозапись «Ехали медведи на велосипеде» из сказки «Тараканище» муз. И. Цветкова, слова К. И. Чуковского в зал входят дети и садятся на стульчики.
Учитель –логопед (слайд 1) : Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Чуковский – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку : «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Ответы детей).
Учитель-логопед (слайд 2) : Закрывайте глаза. Мы отправимся в сказочную страну.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят.
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Как у наших у ворот чудо дерево растёт, не цветочки, не листочки на нём, а сказки К. И. Чуковского (оформлено дерево со сказками).
Учитель - логопед: Посмотрите ребята сколько сказок на дереве выросло. А вы все сказки дедушки Корнея знаете? Вот мы сейчас проверим.
Учитель-логопед (слайд 3) :
Книги просят:
А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас.
Думайте ребята дружно,
Сказки эти вспомнить нужно!
1. Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.
Вдруг из подворотни страшный великан,
Рыжий и усатый Та-ра-кан! («Тараканище»)
2. Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой. («Мойдодыр»)
3. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар. («Муха-Цокотуха»)
4. Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот вам телеграмма
От гиппопотама! :
«Приезжайте доктор
В Африку скорей
И спасите доктор
Наших малышей» («Доктор Айболит»)
5. Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
А букашки по три чашки,
С молоком и крендельком. («Муха-Цокотуха»)
6. А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит… («Путаница»)
7. А в Большой реке
Крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое. («Краденое солнце»)
8. А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга :
«Я Федоре не слуга!» («Федорино горе»)
9. У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда. («Телефон»)
10. Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять. («Бармалей»)
Учитель-логопед: Молодцы, много знаете сказок. Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?
Ответы детей: Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.
Учитель - логопед: Чему нас учат сказки?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
Игра «Кто есть кто».
• Айболит - (доктор)
• Бармалей - (разбойник)
• Федора - (бабушка)
• Каракула - (акула)
• Мойдодыр - (умывальник)
• Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
• Цокотуха - (муха)
• Рыжий, усатый великан - (таракан)
Физкультминутка:
Учитель логопед рассказывает отрывок стихотворения К. Чуковского «Скрюченная песня», дети выполняют движения:
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.
Воспитатель: Сегодня мы покажем вам сказку К. Чуковского «Айболит» :
Под музыку входит Айболит и садится под дерево, раскладывает на столе инструменты.
Воспитатель: «Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!»
Дети в костюмах животных по очереди подходят к Айболиту на осмотр.
Воспитатель: «Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
Под музыку вбегает Лиса и держится за лапку.»
Лиса: «Ой, меня укусила оса!»
Айболит: «Ох, бедняжка, ты лиса!
Куда же тебя укусила оса.»
Лиса: «В лапку, доктор Айболит, и она болит, болит
Айболит перевязывает лапку.»
Воспитатель: И пришел к Айболиту Барбос, лает и держится за нос
Барбос: «Меня курица клюнула в нос,»
Айболит лечит Барбоса и говорит: Бедный, бедный наш Барбос!
Вылечим тебе распухший нос!
Воспитатель: «Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!»
Под музыку вбегает зайчиха с зайчонком (зайчонок хромает)
Воспитатель: И прибежала зайчиха
И закричала:
Зайчиха: «Ай, ай!»
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной, хромой,
Маленький заинька мой!»
Воспитатель: И сказал Айболит :
Айболит: ««Не беда!»
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он побежит опять по дорожке».
Айболит перевязывает зайчонку ножку.»
Воспитатель: И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха- мать
Тоже пошла танцевать,
И смеется она и кричит:
Зайчиха:
«Ну,спасибо тебе, Айболит!»
Айболит, Зайчиха, Зайчонок кружатся в хороводе.»
Воспитатель с остальными зверями исполняют ритмические движения для развития мелкой моторики под произведение
К. Чуковского «Свинки».
Воспитатель: Мы сказку рассказали, все сразу верить стали, что самый добрый доктор на самом деле есть, всем помогает, лечит,и взрослые и дети, все дружно скажем: Спасибо, «Айболит».
Звери: «Слава, слава Айболиту,
Слава добрым докторам!»
Приложение 5.
Консультация для родителей «Зачем читать сказки на ночь?»
Самыми первыми и любимыми у детей книгами являются сказки.
Сказки детям перед сном должны стать доброй семейной традицией. И поэтому:
1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух,и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру. Совместное
обсуждение историй и общение по поводу книжки стимулируют интерес ребенка к самостоятельному чтению, развивают воображение и словарный
запас.
2. Сказки -это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Именно через мир фантазии и образов ребенок учится анализировать и понимать реальность. С одной стороны, мир в сказках прост : существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха, с другой –поднимает важные для детского мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и
сотрудничества).
3. Сказки воспитывают. В сказочных героях дети видят себя. Если хотите научить сына хорошим манерам, найдите книжку о ком-нибудь, похожем на него, например, о мальчике, которому столько же лет, который не любит чистить зубы, например, «Мойдодыр». Если ребенок жадничает, почитайте ему «Сказку о рыбаке и рыбке», а если любит приврать -подойдет «Заяц-хвастун»
4. Сказки на ночь утешают и настраивают на позитивный лад. Сказка обязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения – мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что-то может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и пр. Сказка дает ребенку надежду, что раз главный герой справился со своей сложностью, то и у него обязательно получится. Потому прочитанная ласковым маминым голосом знакомая история -это самое лучшее средство, для того чтобы успокоиться. Вы можете сами придумать историю, которая поможет перестать бояться зубного врача или разобраться в ссоре с другом, помочь пережить тревогу перед походом в школу.
5. Сказки помогают понять себя. Вы замечали, что дети могут часами слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или радует. Если ваш ребенок требует, чтобы вы все время читали ему «Гадкого утенка», возможно, он чувствует себя одиноким и беспомощным в садике. Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом, а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте,
лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить. Такая проблемно-ориентированная сказка позволяет ребенку сконцентрироваться на проблеме, решить ее, дает ощущение, что он не один, что его чувства поняты. Очень вероятно, что ребенок откроется вам, расскажет то, о чем так непросто говорить напрямую.