Екатерина Захарова
Творческо-игровой проект «В гостях у сказки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проблема создания проекта
Родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту. Дети не знают авторов сказок.
Актуальность проекта :
Публикация «Творческо-игровой проект „В гостях у сказки“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта :
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта :
1. Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Краткое описание проекта :
Тип проекта :
-творческо-игровой
- краткосрочный (декабрь 2017г)
- групповой (дети, родители, воспитатели средней группы «Непоседы»)
Краткое содержание проекта :
1 этап: Подготовительный
- консультация для родителей;
-оформление книжного уголка в группе;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап: Основной
-реализация плана проекта;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;
-отгадывание загадок по сказкам;
-раскрашивание иллюстраций к сказкам;
- ОД «В гостях у сказки».
3 этап: Заключительный
- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;
- домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам) ;
- чтение сказок с детьми дома;
-подведение итогов проектной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.
3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
4. Развитие речевого общения и этикета.
План реализации проекта :
ОО «Речевое развитие» Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Сказка за сказкой»
Чтение, обсуждение и пересказ сказок.
Образовательная деятельность по сказки «Рукавичка»
Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира. Чтение и обсуждение авторских сказок (Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», и др.)
Рассматривание иллюстраций. Выставки книг:
«Русские народные сказки», тематические подборки книг «Сказки о животных».
Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости. Сочинение сказок (с помощью родителей), «Я сочиняю сказку».
ОО «Познавательное развитие» Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
ОО Социально –коммуникативное развитие» Ремонт книг в книжном уголке.
Д/игры «Теремок», «Репка».
Сюжетно - ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»;
Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки»,
ОО «Художественно –эстетическое развитие» Образовательная деятельность: ИЗО - «Моя любимая сказка»; Аппликация - «Сказочная птица»; Лепка – герои сказки «Колобок». Инсценировка и драматизация сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями)
Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов «Волк и Лиса», прослушивание сказки по аудиозаписи «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».
ОО «Физическое развитие»
Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки», физминутки.
Подвижные игры: «Гуси - гуси», «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».
Работа с родителями
Консультация «Ребенок и сказка». Участие родителей в образовательной деятельности.
Организация выставки рисунков совместно с родителями: «Моя любимая сказка»
Планируемый результат:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Заключение
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ :
1. Консультация для родителей в средней группе на тему :
«Ребёнок и сказка»
Цель:
- обогащать круг представлений детей;
- словарный запас детей;
- формировать логику;
- формировать умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить оригинальные решения;
- способствовать развитию наглядно-образного мышления, памяти, воображения.
На основе сказок можно построить занятия с одним ребёнком или с группой детей. Сюжет сказки предполагает выполнение разных заданий на развитие воображения, памяти, речи, логики, внимания.
Сказки – путешествия.
Сказки – путешествия знакомы детям с раннего возраста. Например, сказка «Колобок». Такие сказки привлекают детей тем, что в них последовательно разворачивается сюжет, дети легко могут представить себя в роли героя сказки. Эти сказки хороши для развития внимания, воображения, зрительной памяти, логики. Для лучшего запоминания сказки можно использовать различные схемы, иллюстрации к сказке, серию сюжетных картин, можно предложить ребёнку самостоятельно зарисовывать ключевые моменты сказки.
Сказка – выбор.
Сказок, в которых герою приходится делать выбор достаточно много. Эти сказки помогут вам глубже понять ребёнка, познать мир его чувств, привязанностей или даже тревог.
Как можно использовать сказку – выбор :
1. Прочтите ребёнку сказку.
2. Прочтите сказку не до конца.
3. Прочтите сказку не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор.
4. Ребёнок может рассказать о своем выборе устно, постарайтесь подвести его к тому, чтобы он объяснил свой выбор. Ещё можно нарисовать свой выбор, сделать аппликацию.
5. Затем дочитайте сказку до конца, чтобы ребёнок узнал какой выбор сделал герой сказки.
6. Поговорите о выборе героя.
Сказка – игра.
Прием создания сказки «салат из сказок». Предложите ребенку придумать новую сказку, используя две знакомые ему сказки.
Придумывание своей сказки.
Предложите ребенку придумать свою сказку. Пусть она поселится в красивой тетради, будет оформлена яркими рисунками, изображающими новых и даже фантазийных персонажей.
Чаще играйте вместе с детьми со сказкой. И её герои вместе с вами помогут детям проявить и развить логику и память, риторику и творческое воображение.
]2. Пословицы и поговорки про сказку
• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
• Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
• Сказка про белого бычка.
• Сказка — складка, а песня — быль.
• Сказка — складом, песня ладом красна.
• Сказка — ложь, а песня — правда.
• Сказка — складка, песня — быль.
• Сказка — складка, послушать сладко.
• Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
• Сказки не салазки : не сядешь да не поедешь.
• Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
• Сказывали и мы сказки.
• Без понукалки и сказочник дремлет.
• Быль за сказкой не угонится.
• Быль — что смола, а небыль — что вода.
• В сказках все есть, да в руках ничего нет.
• Красна сказка складом, а песня — ладом.
• Сказка — ложь, да в ней намек.
3. Физминутка по сказке репка
В огороде дедка репку посадил (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая,всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Физкультминутка по сказке Колобок
Непоседа – Колобок
Покатился во лесок.
Разве можно удержать
Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)
Смотрит бабушка в окошко,
Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом)
-Не видали сорванца? (нет)
Колобок не устает,
Быстро катится вперед. (вращение руками)
Впереди увидел лес,
Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)
Слева- пробежал мышонок,
Справа- квакнул лягушонок.
Сороки трещат без умолку,
Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)
Долго глядя на чистое небо,
Утомился шарик из хлеба.
Он проделал нелегкий путь
И собрался передохнуть. (садятся на места)
Физминутка по сказке Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Кот, петух и лиса
Жили Котик (пальцы растопырили)
С Петушком (руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке. (сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы (потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл. (присели)
Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка. (сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки (руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке. (погрозили пальчиком)
4. Комплекс утренней гимнастики в средней группе по сказке «Теремок»
I часть. Вводная.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Приглашаются все звери, чтоб отметить новоселье.
Ходьба обычная по кругу.
Вот лисичка-сестричка важно вышагивает
Ходьба на носках, руки на поясе, обычная ходьба.
Медведь косолапый идет, переваливается
Ходьба на внешней стороне стопы.
Мышка семенит по тропинке, догоняет зверей.
Ходьба мелким шагом.
Серый волк скачет широкими шагами.
Ходьба широким шагом.
Лягушка спешит, перепрыгивает с кочки на кочку.
Прыжки на двух ногах, руки на поясе.
Спешат звери, торопятся в теремок, боятся опоздать.
Медленный бег (1 мин.)
Выбежали звери из леса, увидели теремок, обрадовались и пошли спокойно.
Построение в круг.
Ой, какой красивый теремок!
Подошли к теремку, остановились и стали заниматься каждый своим делом.
II часть. Основная. ОРУ.
1. Мышка стала зерно молоть.
И. п. - о. с., правую руку поднять вверх, пальцы сжаты в кулак. Поочередно поднимаем и опускаем руки (3-4 раза каждой рукой).
2. Лягушка-квакушка пирожки печет.
И. п. стоя, вытянуть руки вперед. Положить правую ладонь на левую и обратно (4 раза каждой рукой).
3. А лисичка-сестричка стала созывать гостей.
И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты вправо-влево (по 3-4 поворота в каждую сторону).
4. Зайчик пустился в пляс.
И. п. о. с., руки на поясе. Присесть, руки вперед. Вернуться в и. п.
5. А ёжик стал кататься на велосипеде.
И. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Поочередное сгибание и разгибание ног (по 3-4 раза каждой ногой).
6. Всем весело, все радуются.
И. п. - о. с., руки на поясе. Прыжки с поворотом кругом в чередовании с ходьбой (2 раза).
7. И для праздника звери надули воздушные шарики и украсили ими теремок.
Упражнение на восстановление дыхания «Шарик».
III часть. Заключительная.
И отправились звери на чаепитие.
Спокойная ходьба.