Светлана Рыжкова и Евгения Войко
Педагогический творческо-игровой проект «По страницам русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
«По страницам русских народных сказок»
средняя группа " Гномики"
Воспитатели: Рыжкова С. В. Войко Е. В.
Участники проекта :
дети средней группы, воспитатель, родители
Длительность проекта : краткосрочный
Актуальность:
Публикация «Педагогический творческо-игровой проект „По страницам русских народных сказок“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
ЦЕЛИ:
Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через сказку.
Научить определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное, сравнивать их между собой, объяснять специфику.
Продолжать знакомство с народной культурой через сказку.
Научить родителей видеть педагогическую ценность в русских народных сказках, привить интерес и желание к их чтению.
ЗАДАЧИ:
для детей:
Образовательные:
расширить представление детей о сказках
учить детей рассуждать,
формировать у детей эмоционально – образное восприятие произведений через художественное описание образов;
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
обогащать и расширять словарный запас детей.
прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;
Развивающие:
учить чувствовать и понимать образный язык русских народных сказок;
развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
Воспитательные:
воспитывать чувства дружбы и коллективизма, желание быть похожими на положительных героев; воспитывать у детей добрые чувства, сопереживания и т. д. ;
воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней
воспитывать культуру речи.
для родителей:
развитие совместного творчества родителей и детей;
расширять представления родителей о детской литературе;
приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта.
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
для педагога :
развитие творческого потенциала ребенка;
показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
пополнение предметно-развивающей среды группы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На уровне детей:
Проявляют интерес и желание читать, слушать русские народные сказки.
У детей развивается познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Дети овладевают способами внеситуативно-личностного общения.
Умеют самостоятельно определять героев и цели их деятельности.
Умеют рассуждать о результатах взаимодействия героев, видеть жизненные правила.
Умеют бережно относиться к книге.
На уровне родителей:
повышение педагогической культуры;
включенность в планирование, организацию и реализацию детско – родительских проектов;
умение выстраивать конструктивные отношения с ребенком;
налаживание партнерских отношений с педагогами ДОУ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Коммуникативные умения: инициирование взаимодействия со взрослыми и сверстниками, вступление с ними в диалог, стремление задавать вопросы, умение искать информацию, активно использовать полученную информацию в игровой, поисковой, трудовой, продуктивной деятельности, оказывать помощь друг другу.
Поисковые умения: манипулятивные действия с предметами, узнавание, рассматривание и название объектов проекта, посильное участие в создании книжки.
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; сопереживание персонажам художественных произведений; реализовать самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительную, театрализованную,конструктивно-модельную, музыкальную и др.).
Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Совместная самостоятельная деятельность:
- занятия по ознакомлению с окружающим миром
- изодеятельность (лепка, аппликация, конструирование);
- конструирование;
- музыкальное;
- театрализованное представление;
- спортивный развлечение «Играем в сказку»;
- посещение библиотеки.
Свободная самостоятельная деятельность:
- игровая;
- художественно - речевая;
- познавательная;
- художественно – творческая;
- театрализованная;
- трудовая.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА : подбор иллюстраций, литературных произведений, фотографий,
видеоматериалов, музыкальных произведений, создание электронных презентаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА : проведение спектакля «Здравствуй сказка» (для родителей, проведение досуга «Следопыты», выставка творческих работ родителей «По страницам русских народных сказок»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
МОДЕЛЬ 3 ВОПРОСОВ:
Что мы знаем о книгах?
Что мы хотим узнать?
Где узнать ответы на ваши вопросы?
Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие.
Книги пишут писатели.
В книгах есть картинки.
Есть книги для детей, есть для взрослых.
Как появилась книга?
Откуда берутся картинки в книгах?
Кто такие художники-иллюстраторы?
Какие бывают книги?
Кто пишет сказки?
Спрошу у мамы и папы.
Расскажет воспитатель.
Нужно посмотреть в книжке.
Есть все в компьютере.
Посмотреть в журнале.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Анализ программ и ФГОС в ДОУ для детей данного возраста;
Формирующее оценивание: беседы «Что ты знаешь о книгах?»
Подбор наглядного-дидактического материала по изучаемой теме (книги, иллюстрации, песни; пословицы и поговорки, стихотворения, загадки о книгах и чтении, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин», костюмы к театрализованной деятельности, наглядность для родителей (статьи, брошюры по данной проблеме, физминутки, оборудование и учебные пособия). Словестные игры.
Создание презентаций: для детей и родителей- сказка «Как человек изобрел книгу», «Художники - иллюстраторы»;
Подготовка печатных материалов: буклет для родителей «Как организовать домашнее чтение», «Правила чтения книг ребенку», «Почему надо читать детям», «Речь взрослых – образец для подражания», анкета «Семейное чтение», картотека для игры, статьи по данной теме (в родительский уголок, домашние задания.
Подготовить для родителей сайты для чтения детям «Читайте - онлайн»
Подготовить материал для создания театра на магнитах
Подготовка по созданию подарка для детей младшей группы - книга «Заюшкина избушка»
Создание условий для детского творчества - пополнение уголка творчества.
Создание мотивации участия в проекте, обсуждение проблемных, учебных вопросов; составление плана исследования.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Отгадывание загадок: о книге, о героях сказок
Презентации: «Как человек изобрел книгу», «Художники - иллюстраторы».
Словесные и дидактические игры: «Угадай из какой сказки?» (иллюстрации, «Назови сказку» (отрывок, цитата, «Кто написал?».
Игры на прогулке: «Я знаю 5 названий», «Покажи, отгадай, повтори».
Художественное слово
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Рассматривание фотографий, книг и иллюстраций с изображением происхождения книги.
Просмотр мультфильмов: «Как делают бумагу», «Топтыжка», художник Е. Чарушин, «Терем-теремок», Ю. Васнецов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
знакомство родителей с проектной деятельностью;
роль родителей: оформление выставки - творческих работ по страницам русской сказки"
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Организованная образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, рисование, театрализованная деятельность);
Показ презентации «Художники-иллюстраторы», сказка «Как человек изобрел книгу»
Постановка поисковой задачи для исследования родителям и детям.
Создание условий для детского творчества.
Организация и проведение игр: дидактических, электронных, подвижных, сюжетно-ролевых, с привлечением специалистов ДОУ.
рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение», «Правила чтения книг ребенку», «Почему надо читать детям», «Речь взрослых – образец для подражания», «Читайте - онлайн»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Знакомство с русской народной сказкой.
Рисование: «Моя любимая сказка»
Раскраска: «Заюшкина избушка»
Просмотр презентации и беседа: сказка «Как человек изобрел книгу»
Фольклор: пословицы и поговорки, загадки о книгах и чтении; стихи о книге.
Русские народные сказки согласно программе и желанию детей.
Беседы по прочитанным книгам.
Просмотр мультфильма «Гришкины книжки»
Книжкина больница
Выработка правил с детьми «Обращение с книгой».
Словестные игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо, «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».
Просмотр сказок : «Лиса и журавль», «Теремок», «Бобовое зернышко»
дидактическая игра «Угадай сказочного героя», с помощью мимики и жестов передать особенности характера героя сказки.
интервью детей «Чтение дома»
игры «Загадки про диких животных», «Угадай по признакам»
Музыкальный руководитель:
кукольный театр «Где живут звери?»
Инструктор по физической культуре:
проведение подвижных игр по теме: «Я знаю пять названий» «Покажи, отгадай и повтори» «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Лиса на охоте»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Рассматривание книг, рисунков к сказкам.
Придумывание сказок на новый лад.
Настольные игры: «Сказочные пазлы», «Назови сказку», «Собери сказку» (разрезные картинки, «Кубики», «Сказочное лото», «Теремок», «Колобок»; дидактические игры: «Расскажи сказку», «Отгадай сказку» - из серии размытые картинки
Конструктор «Лего» : домик для сказки «Зимовье»
Сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин»
Просмотр электронных мультфильмов: «Бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Теремок», мультфильма «Гришкины книжки»
Подвижные игры со сказочными персонажами.
Лепка: «Герои любимых сказок»
Предполагаемый результат:
Вызвать интерес и желание читать, слушать русские народные сказки.
Развивать у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Овладеть способами внеситуативно-личностного общения.
Самостоятельно определять героев и цели их деятельности.
Уметь рассуждать о результатах взаимодействия героев, видеть жизненные правила.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
анкетирование родителей; создание условий, необходимых для реализации проекта; обсуждение целей и задач с родителями и детьми.
II этап – основной: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
III этап – итоговый: сбор и обработка методических, практических материалов, обобщение материалов проекта.
1 этап – подготовительный.
3 этап – заключительный.
Оборудование и материалы
Книги с русскими народными сказками.
Книжки – раскраски, картинки, цветные иллюстрации с изображениями героев сказок, кубики со сказками, пазлы.
Персонажи (игрушки) к сказкам.
Настольно – печатные игры.
Видео – аудиозаписи.
Магнитофон, ноутбук.
Театр, куклы, маски
Материалы для изобразительной деятельности.
Формы и способы реализации этих задач:
Чтение сказок.
Рассказывание сказок.
Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам.
Занятия в марийской избе «Преданья старины глубокой».
Дидактические игры.
Создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»(картотека игр, диски с любимыми мультфильмами, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
Создание и пополнение «Короба сказок».
Проведение досугов.
Драматизация сказок.
Игровые занятия;
Комплексные занятия;
Самостоятельная игровая деятельность детей;
Самостоятельная продуктивная деятельность детей;
Посещение кукольного и драматического театра.
Занятия в кружке «Пробабушкин сундучок»
Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, родительского собрания, организация выставки книг «Бабушкины сказки».
У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо
по-особому.
Борьба добра со злом.
Борьба ума с глупостью.
Борьба справедливости с подлостью.
Развивающая среда
На занятии:
Вне занятии
Безопасность
В рамках проекта мы провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице. Дети вспомнили знакомые им сказки, где герои попадали в беду по разным причинам: «Гуси-лебеди» - нельзя оставаться на улице одному, это опасно «Маша и медведь» - нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. «Волк и семеро козлят» - нельзя никому открывать дверь, если остаешься дома один.
Творчество детей.
Коммуникация
Использовали различные театры (настольный, плоскостной, пальчиковый) при воспроизведении сказок. Вырабатывали интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса посредством игр-драматизаций.
Самостоятельная творческая деятельность
Социализация
В проекте принимали участие все дети группы. Их участие предполагало развитие личностных качеств: уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность, доброжелательность.
Для вас родители.
Викторина с родителями по русским народным сказкам
дети знают, любят русские народные сказки, называют персонажей и героев сказок, эмоционально передают их характер.
умеют давать оценку поступков героев, самооценку своим поступкам, различать добро и зло.
родители занимают активную позицию и являются партнерами.
Пополнили театрализованный уголок шапочками, дидактическими играми.
Пополнили библиотечку русскими народными сказками.
Расширили связь с социумом. Посетили детскую библиотеку, музей.
Вывод:
Русская народная сказка- азбука нравственности.
Сказки передаются из поколения в поколение.
В их основе - нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка. Эпиграф из сказки «Король-ворон» гласит:
Зло живёт не только в сказке –
В жизни ходит без опаски.
Но добро покуда живо –
Сказка древняя не лжива.
Поэтому без сказок невозможна наша жизнь!