Мартынова Екатерина
Детско-взрослый проект театрально-игровой деятельности дошкольников «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ театрально – игровой деятельности дошкольников «В гостях у сказки»
Подготовила: Мартынова Екатерина
Николаевна, воспитатель МДОБУ №4 «Лукоморье»
г. Соль-Илецка Оренбургской области
Содержание
Аннотация 3
Пояснительная записка 4
Матрица проекта 5
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта 5
Цель проекта 5
Задачи реализации проекта 5
Предполагаемый результат 5
Цель 5
Публикация «Детско-взрослый проект театрально-игровой деятельности дошкольников „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Сценарии совместной деятельности по решению задач 6
Организационные формы работы над проектом 7
Интеграция образовательных областей 8
Продукт проекта 7
Обеспечение проектной деятельности 7
Планирование музыкально-образовательной деятельности 8
Используемая литература 13
Приложение 14
Аннотация к проекту
Проект театрально – игровой деятельности «В гостях у сказки» носит долгосрочный характер и способствует развитию и расширению знаний в области русского народного творчества. Он поможет детям совершить увлекательное путешествие в волшебный мир добра, любви и дружбы, который отражается в русском народном творчестве. Дети не только узнают много нового и интересного, но и научаться выделять, понимать и различать нравственные качества. Научатся работать в команде, делать умозаключения и выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
На первом этапе проекта театрально – игровой деятельности «В гостях у сказки» для дошкольников ДОО воспитателем младшей группы МДОБУ №4 «Лукоморье» совместно с музыкальным руководителем был разработан спектакль «Теремок» на экологический лад и представлен в Международный день театра, в марте 2017г.
Пояснительная записка
Проект театрально – игровой деятельности «В гостях у сказки» носит долгосрочный характер и способствует развитию и расширению знаний в области русского народного творчества. Он поможет детям совершить увлекательное путешествие в волшебный мир добра, любви и дружбы, который отражается в русском народном творчестве. Дети не только узнают много нового и интересного, но и научаться выделять, понимать и различать нравственные качества. Научатся работать в команде, делать умозаключения и выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Новизна заключается в том, что проект даёт возможность выявить талантливых детей в процессе театрализованной игры.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Матрица проекта
Название проекта: «В гостях у сказки»
Тема проекта: Театрально-игровая деятельность как средство развития артистических способностей и потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Противоречие, проблема:
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр– единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь.
Проблема: У детей не развит интерес к миру театра.
Гипотеза, научное обоснование: Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
Метод моделирования ситуаций предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности
Метод творческой беседы предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
Метод ассоциаций дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию.
Приёмы:
• рассказывание театральных героев о себе. Этот прием позволяет заинтересовать и увлечь ребенка, повысить его познавательную активность, так как он включает элементы стихотворного изложения, а это всегда близко и привлекательно для ребенка;
• рассматривание театральных атрибутов и действия с ними;
• разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них;
Цель
: формирование творческой личности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности.
Задачи:
1. Приобщить дошкольников к театральной культуре через знакомство с устройством театра, театрального жанра, с видами театра.
2. Вызвать интерес к участию в театрализованной деятельности.
3. Развивать артистические навыки детей
4. Развивать умения к словотворчеству, импровизации, интонации.
5. Побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
Предполагаемый результат:
Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей. Сформируется умений придумать сюжет своей истории, уметь рассказать сказку, небылицу; сочинить танец и т. д.
Вид проекта: Творческий.
Тип проекта: Долгосрочный.
Срок: январь 2017 года - декабрь 2017 года.
Возраст детей: 4-7 лет.
Участники проекта: педагоги, дети старшей, подготовительной группы, родители.
Сценарии совместной деятельности по решению задач
1 Организационный Сбор информации об истории театра, видах театра, презентация;
Подбор литературы для бесед с воспитанниками, и музыки для составления танцевальных композиций; создание образовательной ситуации и игровой среды;
разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Театральная деятельность – как средство выразительности речи». январь
2 Аналитический Разработка стратегии реализации проекта (подбор научно – методической литературы, произведений художественной литературы для бесед с детьми, подбор иллюстраций, подбор игр и музыкального материала) февраль
1 неделя
3 Практический Реализация проекта: распределение ролей; разучивание текста – выразительность речи, дикция, артикуляция, мимика; работа над выразительностью движений, характерных для данного героя; работа над сценической культурой; репетиции индивидуальные, подгрупповые, объединенные
постановка сказки «Теремок» на экологический лад; постановка сказки «Колобок»; постановка сказки «Волк и семеро козлят» февраль - ноябрь
4 Презентационный Показ спектаклей в рамках «Недели театра» для всех воспитанников ДОО
Подведение итогов декабрь 1 неделя
Организационные формы работы над проектом
1 Деятельность воспитателя Беседа «Что мы знаем о театре» неделя
2 Деятельность музыкального
руководителя Музыкально-дидактическая игра «Кот и мыши»; «Репка» февраль - декабрь
3 Совместная деятельность педагога и детей Подготовительные этюды, упражнения
пальчиковая гимнастика: «Муха цокотуха плачет»; «Собака выгоняет лису» январь - декабрь
4 Совместная деятельность детей друг с другом Мимические этюды; беседа «Кошка плачет»,
«Сундучок воспоминаний» январь - декабрь
5 Самостоятельная деятельность детей Аппликация, рисование; лепка «Как растаял лисий дом»;
«Ледяная, лубяная избушка» февраль-ноябрь
6 Совместная деятельность ребенка с родителями Совместные посещения детских театров; «Поход в театр» февраль-ноябрь
Продукты проекта:
Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
Создание картотеки скороговорок, упражнений, сценариев.
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие (синтез изобразительного, словесного, музыкального искусства); социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие)
Название образовательной области Содержание (краткое) Задачи
1 Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство) Лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги по сюжетам сказок Развитие мелкой моторики
2 Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) Разучивание текста – выразительность речи, дикция, артикуляция, мимика Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова
3 Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство) Работа над выразительностью движений, характерных для данного героя Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
4 Познавательное развитие Знакомство с различными видами театра Знакомство с театральной культурой
5 Социально-коммуникативное развитие Совместные игры с персонажами театрализации Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
6 Физическое развитие Подвижные игры Формированию опорно–двигательной
системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Обеспечение проектной деятельности
Методические:
- подбор видео и аудио материала
- подбор методической и художественной литературы
- наглядные пособия
Материально – технические:
музыкальный центр, компьютер, проектор.
Долгосрочный проект
(1 год)
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Месяцы
1 Совместная со взрослыми деятельность Январь Подготовительные этюды, упражнения
пальчиковая гимнастика:
Упражнение на формирование разговорной речи «Лиса просится в избушку Зайца»
Февраль Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»
Упражнение на интонационную выразительность «Лиса кричит из избушки»
Март пальчиковая гимнастика «Капусту квасим», постановка сказки на экологический лад «Теремок»
Апрель Артикуляционная гимнастика «Рисуем круг»
Май Чтение художественной литературы: «Волк и семеро козлят».
Просмотр мультфильма: «Волк и семеро козлят».
Пальчиковая гимнастика: «Петушок», «Капусту квасим». Упражнение на речевое дыхание: «Греем ручки».
Мимические этюды: «Кошка плачет».
Сундучок воспоминаний: «Отгадывание загадок про лесных зверей, и в какой сказке они встречались».
Артикуляционная гимнастика «Грибок».
Постановка сказки: «Волк и семеро козлят».
Июнь Постановка сказки: «Волк и семеро козлят».
Июль
Август
Сентябрь Артикуляционная гимнастика: «Иголочка», «Бублик».
Сказка «Колобок» на новый лад (сценарий театрализации с использованием ритмопластики.
Октябрь
Ноябрь
2 Совместная с другими детьми деятельность Май Мимические этюды «Кошка плачет»
Просмотр мультфильма «Теремок»
Сундучок воспоминаний (отгадывание загадок про лесных зверей, и в какой сказке они встречались)
Июнь Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»
Июль Пазлы
Август Игры - миниатюры
Сентябрь Аппликация: «Колобок».
Октябрь Лепка: «Лесные зверей».
Ноябрь
3 Самостоятельная деятельность
Сентябрь Аппликация «Ледяная, лубяная избушка»
Лепка «Домик для лисички»
Рисование «Как растаял лисий дом»
Октябрь Аппликация: «Петушок - золотой гребешок»
Ноябрь Лепка: «Теремок»
Используемая литература
1. Агапова, М. А. Давыдова И. А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М. ; АРКТИ, 2010
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с
3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
4. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя. Мозаика-синтез 2008
5. http://tc-sfera.ru/posts/teatralizaciya-kak-proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu
Приложение 1
ИГРА «КОТ И МЫШИ
Цель игры: развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти, коллективного взаимодействия, стремления к взаимовыручке.
Оборудование и игровой материал к игре: можно подготовить элементы костюмов кота и мышки (шапочки, хвостики)
Выбор ведущего и водящего: в роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры. Для выбора кота и мышки, возможно, использовать речевку-песенку, проговариваемую затем в ходе игры: это поможет детям одновременно выучить текст:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите:
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
Описание хода игры: играющие водят хоровод, в центре которого – мышка – это ее «домик», проговаривая или напевая слова. Как только песенка кончилась, играющие понимают руки, не размыкая их – «дверки открываются», мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидавшего ее за пределами хоровода.
Правила и условия игры:
Если кот успел поймать мышку, игра заканчивается. Можно сделать кота мышкой или выбрать новую пару.
Кот не имеет права забегать в круг.
Мышка не имеет права слишком долго находиться в домике во время погони – только забегать и сразу выбегать.
Игроки в хороводе должны быть внимательны и аккуратны – нельзя резко опускать руки, чтобы не ударить водящих.
Возможности усложнения игры: можно выбрать двух мышек, двух котов.
«Репка»
Задачи: закреплять знание содержания сказки «Репка», умение воспроизводить последовательность действий героев;
развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук.
Часто после знакомства со сказкой «Репка» дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем тянет репку. С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, мы используем это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить.
Попутно, в процессе игры, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. Дети с большим удовольствием закручивают и раскручивают пробки на горлышках от бутылок. Пособие мы поместили в театрализованный уголок.
При интеграции образовательных областей пособие можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Можно закреплять счёт героев, соотнесение количества героев с цифрами в пределах 5-ти, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем).
Артикуляционная гимнастика «В гостях у Мухи цокотухи»
Взрослый начинает рассказ:
Муха-Цокотуха гостей созывает,
Муха-Цокотуха их чаем угощает,
летят к мухе комарики и звенят: «З-з-з.»
Артикуляция звука «3»
Улыбнуться. Упереться языком в нижние зубы,
Одновременно с произнесением звука «3», показать пальчиковое упражнение «Комарики».
Пальчиковое упражнение «Комарики»
Руки сжать в кулаки. Выпрямить только указательные пальцы. Вращать ими в разные стороны, изображая летящих комариков.
Скачут к Мухе кузнечики и стрекочут: «Ц-ц-ц.»
Артикуляция звука «Ц»
Улыбнуться. Поднять кончик языка за верхние зубы, а затем быстро опустить его вниз. (Звук «Ц» — сложный, он состоит из двух быстро произнесенных один за другим звуков «Т» и «С».)
Взрослый несколько раз подряд кратко произносит звук «Ц-ц-ц.» и при этом показывает пальчиковое упражнение «Кузнечик».
Пальчиковое упражнение «Кузнечик»
Собрать пальцы в щепоть и положить их на стол (или себе на колени) большим пальцем вниз. Произнести звук «Ц» и быстро и высоко вскинуть руку над столом, раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол. Совершить несколько таких «прыжков».
«Сундучок воспоминаний»
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
И все же называются
Они - морские. (свинки)
Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.
(Корова)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)