Мария тинькова
Проект по экологическому воспитанию «В гостях у Пилюлькина. Аптека цветочного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «В ГОСТЯХ У ПИЛЮЛЬКИНА. АПТЕКА ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА.»
Автор: воспитатель старшей группы №02
Тинькова Мария Станиславовна
Актуальность проекта и постановка проблемы: Основным содержанием экологического воспитания является формирование правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детей заинтересовал вопрос: “Чем полезны растения?”, “Как лекарственные растения лечат человека?”, “Почему они так называются?
Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и
сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства.
Если мы будем знать природу родного края и любить её, то сможем найти в природной кладовой нужные натуральные лекарства. Если мы будем знать простые и доступные рецепты и правила использования лекарственных растений, то сможем грамотно применять их для сохранения и поддержания здоровья, объяснять окружающим, как бережно к ним относиться.
Участники проекта : Воспитатель, дети, родители.
Сроки реализации проекта : летний период.
Новизна проекта : приобщает детей и родителей к использованию лекарственных растений, грамотно применять их для сохранения и поддержания здоровья.
Доступность проекта : проявляется в том, что его можно использовать в любых видах деятельности детей.
Цель проекта :
• Формирование у детей представления о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
• Расширить знания детей о лекарственных растениях нашей области;
• Развитие познавательные способностей детей, коммуникативные навыки общения, любознательность;
• Воспитание чувства патриотизма к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
1. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.
2. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки.
3. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности
4. Изучить, как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения
5. Создать творческую копилку о лекарственных растениях.
6. Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта : Реализации проекта позволит сформировать у детей и родителей знания о разнообразии лекарственных растениях и бережное отношение к ним;
Реализация проекта предусматривает следующие этапы
1. Поисковый этап - разработаны диагностика для детей. На этом этапе была сформирована проблема проекта, определены цели и задачи.
2. Основной этап – сбор и накопление информации, составлен план реализации проекта, подобрана литература, занятия, игры,, проведен промежуточный результат.
3. Обобщающий этап - завершающий этап, оценивают результат работы над проектом с точки зрения использования освоенных знаний и умений, фото выставки, альбомы, собрания, прогулки.
Поисковый этап
1. Выбор темы.
- Сбор материала о лекарственных растениях в научной литературе.
- Поиск материала в интернете.
- Знакомство с народными рецептами.
- Подбор загадок, стихов о лекарственных травах.
- Изготовление памятки о сборе и хранении лекарственных растений.
2. Разработка диагностик для детей.
3. Совместная деятельность с детьми и родителями:
- Сбор фотографий, иллюстраций
- Оформление клумбы с лекарственными растениями на прогулочном участке
Как показала диагностика, детей средней группы №02 имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения».
Основной этап
1. Беседы о лекарственных растениях.
- Беседа «Знакомство с Пилюлькиным и его зеленой аптекой»
- Беседа «Лекарственные растения нашей области»
- Беседа «Как правильно собирать и хранить лекарственные растения»
2. Наблюдения за ростом лекарственных растений на клумбе (формирование цветов, семян)
3. Труд: прополка и полив лекарственных растений на клумбе.
4. Картотека игр о лекарственных растениях. (Д/и «Узнай по описанию», игра с мячом «Назови растение», п/игра «Собери ромашку»)
5. Картотека стихотворений о лекарственных растениях
6. Картотека загадок о лекарственных растениях
БЕСЕДА
«Знакомство с Пилюлькиным и его зеленой аптекой»
- Ребята меня зовут доктор Пилюлькин. Кто знает где я живу?
- в цветочном городе.
- да. Я доктор их Цветочногог города, поэтому в своем городе я лечу все болезни с помощью растений.
Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими недугами. Одним из ярчайших представителей природы являются лекарственные растения. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.
- а вы знаете названия лекарственных растений?
Игра малоподвижная с мячом «Назови растение»
- Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.
Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, На Руси таких людей называли «травниками» : изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу.
У нас аптека находится практически под ногами.
- а сейчас я вас хочу познакомить с моей зеленой аптекой (рассматривание растений на клумбе)
Посмотрите, кто знает, что за растения у меня здесь растут?
Эти растения я вам принес из своего Цветочного города.
- вы знаете как надо ухаживать за растениями?
Вот теперь и вы можете на своем прогулочном участке вырастить маленькую зеленую аптеку.
БЕСЕДА
«Лекарственные растения нашей области»
- Здравствуйте ребята. А кто мне скажет как называется наша область?
- сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях которые растут в нашей области.
Я сейчас буду загадывать загадки, а вы отгадайте о каких растениях мы поговорим.
Загадки:
1. Ромашка
На поляне за ручьями
Солнце с белыми лучами.
В серединке – желтый глаз
Смотрит ласково на нас!
- Ромашка – это лекарственное растение. Отваром из ромашки можно полоскать горло, лечить ангину. Ромашка растет на солнечных местах.
2. Одуванчик
Есть один такой цветок :
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка.
- Что вы знаете об этом цветке?
- Одуванчик - тоже лекарственное растение. Его заваривают для улучшения аппетита, лечат зубную боль. А из цветков одуванчика варят вкусное варенье. Одуванчики растут по всей нашей земле. И на территории нашего детского сада они тоже растут.
3. Подорожник
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки.
На земле лежат листики –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
- Как вы думаете, почему это растение так называется?
-Действительно, подорожник растет вдоль дорог. А еще его называют лесным путешественником. Потому, что он шагает с нами по всем лесным тропинкам и даже на наших улицах растет вдоль дорог и тротуаров. У него очень прочные корни и упругие листики с крепкими прожилками.
- Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью подорожника?
- Всем известное лекарственное растение подорожник поможет остановить кровь, если вы случайно поранили руку или ногу, а у вас нет с собой бинта. Нужно взять листочек этого растения, промыть его и приложить к ране. Подорожник обладает противовоспалительным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим свойством.
4. Календула или ноготки
Что за странные цветки
Под названьем ноготки?
Так похожи на ромашки —
Все в оранжевых рубашках?
-Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогонным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.
Физминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Зверобой, душица, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся)
Ребята, а теперь я хочу вам показать картинки с лекарственными растениями нашей области.
- теперь вы знаете лекарственные растения, и в выходные дни когда пойдете с родителями на прогулку в парк или на природу за город, то можете рассказать о растениях мамам и папам. А сейчас поиграем
п/игра «Собери ромашку»
БЕСЕДА
«Как правильно собирать и хранить лекарственные растения»
Ребята а как вы понимаете пословицу? «Каждая травка - здоровью прибавка».
Сегодня я вас научу как правильно собирать и хранить лекарственные растения.
- сейчас я вам буду показывать картинки. а вы смотрите и попробуйте догадаться что на них изображено.
Правила поведения при сборе лекарственных растений:
1. Нельзя рвать много растений
2. Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог
3. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
4. Нельзя пробовать растения на вкус
6. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
9. сушить лекарственные растения надо в тени.
Позже повтор памятки (Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило)
ИТОГ Ребята, а теперь давайте сделаем зачем нам нужны лекарственные растения? :
1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
2. Из лекарственных растений делают лекарства.
3. Из лекарственных растений можно готовить отвары, настои, целебные чаи
4. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.
Молодцы, дети! За то, что вы так много знаете, Доктор Пилюлькин составил для вас книгу, которая называется «Лекарственные растения». Из нее вы узнаете еще больше полезных трав, узнаете, где и как их применять.
Обобщающий этап
1. Получение и оформление заключительной диагностики детей.
2. Разработка памятки для родителей
3. Памятка для родителей «Правила поведения при сборе лекарственных растений»
4. Подготовка к выставке рисунков «Зеленая аптека»
5. Совместная работа ребенка и родителей «Сбор лекарственных трав» (Фотоотчеты)
6. Создание «Картотека лекарственных растений».
Диагностика детей проводится в начале и в конце проекта о формировании знаний у детей лекарственных трав
Реализация проекта позволит познакомиться с видами лекарственных трав, растущих на территории края, с правилами сбора некоторых трав, а также с их применением.
ДИАГНОСТИКА
Уровни освоения программы.
ВЫСОКИЙ - Ребёнок различает и называет большое количество травянистых растений, кустарников, деревьев, комнатных растений, группирует их, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Устанавливает связи между состоянием растений и сезонными изменениями. Знает особенности ухода за домашними растениями. Моделирует признаки растений и связи. Познавательное отношение устойчиво.
СРЕДНИЙ - Ребёнок различает и называет большое количество травянистых растений, кустарников, деревьев, комнатных растений, группирует их, самостоятельно или под руководством педагога вычленяет характерные существенные признаки. Недостаточно владеет общими связями между состоянием растений и сезонными изменениями. Моделирует признаки растений и связи под руководством педагога.
НИЗКИЙ - Ребёнок различает и называет небольшое количество травянистых растений, кустарников, деревьев, комнатных растений, группирует их под руководством педагога, не всегда самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Методика проведения диагностики.
Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».
Беседа по картинкам:
1. Назови растение.
2. Где растет?
3. Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
4. Что нужно делать, чтобы растение росло?
5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.
6. Почему они любят много света, влаги?
7. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
Задания:
1. расположи части растения правильно;
2. почему части растения нужно расположить именно так?
3. зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
Задание «Подбери модели».
Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.