Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Эко-уголок родного города»

Виктория Руденок
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Эко-уголок родного города»
▼ Скачать + Заказать документы

Название проекта «Эко-уголок родного города» Нижне-Исетский пруд

Автор проекта Руденок Виктория Викторовна

Актуальность проекта Нижне-Исетский пруд – один из искусственных водохранилищ нашего города, образованное на реке Исеть в 1789 году. Всего 60 лет назад вода в Нижне-Исетском пруду была чистой и прозрачной. Экологическое состояние этого пруда вызывает беспокойство. Пруд зарос водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть вся рыба. Очистка пруда не проводится, люди бросают различный мусор в пруд и в округе рядом с ним. О проблемах водохранилища говорят очень много, но мало что делается. Люди, которые приходят отдыхать на пруд, должны следить за чистотой. Академик Д. С. Лихачёв говорил «Экология не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом». Причина гибели биологических, экологических систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном – в культурном уровне общества, в частности в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действенными. «Приказами отношение к природе изменить нельзя».

Публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию „Эко-уголок родного города“» размещена в разделах

Мы, педагоги, должны внести посильную лепту. Главная наша задача воспитание экологически грамотных и нравственно воспитанных детей. Начинать эту работу надо с детского сада… Мы не могли пройти мимо этого эко-уголка нашего города и решили выбрать именно этот пруд.

Весь проект построен на воспитании у детей чувства любви к природе родного края, а в частности к Нижне – Исетскому пруду. Нельзя любить пруд, не зная о нем ничего. Вот почему главным принципами проекта стали научность и систематичность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные дидактические, настольно-печатные, подвижные игры и продуктивную деятельность.

Составные экологической культуры личности дошкольника - это знание о природе и их экологической направленности. Детям предлагается не только чёткая система знаний о водохранилище, но и ставятся задачи конкретной помощи пруду, которые решаются самостоятельным путём, коллективно с группой, и с семьёй. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребёнком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.

Проблема: - Пруд и вообще вода играет огромную роль в жизни человека и всего живого на планете. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми, отсюда и мусор на берегах рек и озёр, грязные стоки заводов, загрязняющие воду в реке и отравляющие всё живое в них. Очень важно научить детей- наше будущее поколение бережно относиться к воде.

Дети живут возле пруда Нижне -Исетского, а что они знают о нем? Многие кроме названия ничего. Некоторые даже не бывают на пруду! А те, которые бывают порой ничего не замечают, даже красоты этого пруда. Дети не знают о его проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью пруда. Вот почему я решила познакомить детей с этим прудом. Надеюсь, что узнав, они полюбят его и, по возможности будут оберегать.

Цель проекта :

Формирование экологической культуры у воспитанников, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы Нижне-Исетского пруда города Екатеринбурга.

Задачи проекта : 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира Нижне-Исетского пруда и историей его возникновения.

2. Изучить свойства воды. Дать оценку экологического состояния водоема.

3. Найти варианты решения проблем загрязнения Нижне-Исетского пруда.

4. Обеспечить координацию совместных усилий семьи и ДОО по экологическому воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду.

Гипотеза Формирование основ экологической воспитанности

ребенка и взрослых будет успешным если:

- будет заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса, их стремление к росту достижений в ходе реализации проблемы;

- будет создана специально организованная среда;

- работа по экологическому воспитанию будет проводиться целенаправленно, систематически, планомерно.

Объект исследования: Процесс формирования представлений о проблемах водоема (Нижне-Исетский пруд)

Предмет исследования: Комплекс мероприятий направленный на изучение проблем Нижне – Исетского пруда со старшими дошкольниками

Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста, педагог, родители.

Сроки реализации проекта : Краткосрочный (03.09.2018 - 09.11.2018)

Тип проекта : Познавательно-исследовательский

Материально-техническое оснащение: Проектор, электронные презентации, магнитофон, подбор художественной литературы, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии)

Продукт проектной деятельности : Лэпбук, макет Нижне – Исетского пруда, агитационная газета.

Формы реализации проекта : - Организационная образовательная деятельность;

- Чтение и обсуждение экологических сказок;

- Беседы по экологии;

- Рисование экологических знаков, аппликация, конструирование макета Нижне-Исетского пруда;

- Дидактические игры;

- записи аудиосказок (по экологии);

- Мультимедийные презентации;

- документальные фильмы экологической направленности (Нижне-Исетский пруд);

Работа с родителями:

- Создание презентации «Экологические проблемы Екатеринбурга»;

- Подготовка выставок детских работ «Берегите природу»

Методы проекта : Игровой метод (дидактические игры, ситуации);

Словесный метод (чтение и обсуждение сказок, пословиц и высказываний по экологии);

Наглядный метод (наблюдение, демонстрация наглядных пособий)

Практический метод (создание лэпбука, макета, экологических знаков, агитационной газеты). Занятия в уголке природы.

Методы работы по проекту : Наблюдение, беседы с детьми о пруде, чтение литературы, отгадывание загадок и кроссвордов о природ, рисование, сочинение сказок и оформление плакатов с призывами не засорять пруд.

Поэтапная деятельность по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности: Реализация проекта осуществлялась в 4 этапа через интеграцию различных видов деятельности:

1. Организационный этап

2. Планирование деятельности

3. Реализация проекта

4. Завершение проекта

Предполагаемые образовательные результаты проекта : 1. У детей сформируется осознанное, бережное отношение к пруду, как к важному природному ресурсу.

2. Воспитаем патриотизм, любовь к своей малой родине Екатеринбургу и к Нижне – Исетскому пруду.

3. Научатся понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме пруда.

4. Обогатится словарный запас, связная речь у детей.

5. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

План проекта

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

II этап – планирование.

III этап – реализация проекта.

IV этап – завершение проекта.

На первом этапе – организационном – осуществлялось «погружение» в проект всех его участников – детей, родителей, воспитателя. Нами проводилось обсуждение цели и задач проекта с детьми и родителями, создавались необходимые условия для его реализации, включались мероприятия проекта в перспективное планирование образовательной деятельности, подобраны и разработаны методические материалы по проблеме формирования знаний об эко-уголке родного города «Нижне – Исетском пруде» у детей старшего дошкольного возраста, а так же у родителей воспитанников. Была организована совместная экскурсия с родителями на Нижне – Исетский пруд.

На втором этапе совместно с детьми и родителями планировали деятельность по проекту. Здесь использовали модель «трех вопросов». Нами была составлена системная «паутинка» по проекту, в которой была отражена интеграция разных видов детской деятельности: изобразительной, коммуникативной, игровой, самообслуживание, чтение художественной литературы, музыкальная, двигательная, конструирование. Подбор родителями материала о Нижне –Исетском пруде.

На третьем этапе проект реализовывался в группе при проведении ООД по экологическому воспитанию и в разных видах детской деятельности. Результат: в процессе ознакомления с природой Нижне – Исетского пруда у детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального, нравственного и экологического развития : активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций. Родители овладели необходимыми знаниями экологической направленности, способствующими формированию и развитию начал экологической культуры у дошкольников.

На четвертом этапе осуществлялось организованное завершение проекта в виде компьютерной презентации, в которой отражены основные мероприятия, проведенные с детьми и родителями и личностные достижения детей по формированию знаний об эко-уголке родного города «Нижне – Исетском пруде».

План реализации проекта «Нижне-Исетский пруд города Екатеринбурга»

Этапы Содержание деятельности

педагога Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Сроки Продукт проектной деятельности

1. Организационный Погружение в проект

Консультация для родителей:

«Проектная деятельность в ДОО»;

анкетирование «Анализ условий,

созданных в семье для экологического образования детей»; оформление уголка «Экологический вестник»

Организация экскурсии на Нижне – Исетский пруд.

Сентябрь

Педагогические продукты:

- Альбом «Как прекрасен этот пруд, посмотри!».

- Презентация «Нижне – Исетский пруд города Екатеринбурга».

- Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье».

- Консультации для родителей по темам:

«В союзе с природой».

- Анкета для родителей «Анализ условий,

созданных в семье для экологического образования детей».

- Буклеты: «В руках человека богатства родного Пруда.

«Берегите водоемы!»

- Обсуждение цели и задач с детьми и родителями.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Включение мероприятий проекта в перспективное планирование образовательной деятельности.

- Подборка и разработка методических материалов по проблеме.

- Вхождение в проблему

- Вживание в игровую ситуацию

- Принятие задачи

- Дополнение задач проекта

2. Планирование деятельности Организация деятельности - Привлечение родителей к сбору информации о Нижне – Исетском пруде.

- Сбор рисунков для создания альбома «Водоём Екатеринбурга». Сентябрь

Продукты совместной деятельности:

1. Этапы деятельности по реализации проекта «Нижне-Исетский пруд города Екатеринбурга» через интеграцию различных видов детской деятельности в старшей группе.

2. Системная «Паутинка» по проекту (Интеграция различных видов детской деятельности).

- «Модель трёх вопросов»

Что знаем? Дети старшей группы знают, что такое искусственное водохранилище, но имеют неполные и неосознанные представления об данном объекте.

Что хотим узнать? О разнообразных знаниях из области экологии, о моральных и нравственных ценностях, о правилах поведения в природе, которые направлены на сохранение природных экосистем. Как узнать? Используя творческий подход, через различные виды деятельности.

- Составление «Паутинки» по проекту.

- Планирование проекта.

- Помогает в решении задач, в планировании.

- Организует деятельность - Объединение детей в рабочие группы

3. Реализация проекта

Осуществления деятельности Родители вовлечены в процесс работы над проектом Октябрь - ноябрь Педагогические продукты:

- Конспекты ООД: Конспект интегрированного занятия

по экологии в старшей группе ««Вода – начало всех начал»», конспект занятия

«Влияние окружающей среды на здоровье человека», экологическое развлечение

«Обитатели пруда», конспект сценарий развлечения «Надо нам землю родную беречь», сценарий музыкального развлечения «Давайте будем беречь водоёмы»

Проведение ООД, организация изобразительной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) организация выставок творческих работ детей,

проведение сюжетно-ролевых, экологических и дидактических игр.

Участие детей в акциях, конкурсах, экскурсиях. Формирование детско-родительских отношений в воспитании интереса, в экологически правильном взаимоотношении человека с природой.

4. Завершение проекта

Презентация Совместный выездной досуг «Природа и семья» Ноябрь - Лэпбук «Нижне-Исетский пруд города Екатеринбурга»

- Макет пруда

- Выставка «Берегите природу»

- Коллекция видеофильмов о водоемах.

- Агитационная газета «Не засоряйте пруд» - Сборник экологических сказок.

Презентация конечного продукта.

Представление проекта на педагогическом совете ДОО. Участие детей

в экологическом конкурсе.

Заключение

Семья занимает важное место в экологическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.

Дошкольная организация является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы смогли решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Можно сделать вывод, что реализовав проект «Нижне-Исетский пруд города Екатеринбурга» у детей сформированы элементарные экологические представления, доступные пониманию ребенка, первоначальные умения и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения, для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе.

Дети уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков, видят многообразие значения природы, имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях, охотно общаются с живыми объектами, оберегают целостность, привычные условия существования, стремятся предупредить негативные поступки, свои и младших дошкольников.

С помощью взрослых вступают в активную защиту живого, пытаются поправить последствия неправильных действий. Дети проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах, понимают нравственный смысл своих действий и поступков.

Таким образом, цель проекта достигнута, поставленные задачи реализованы.

Список литературы

1. Абраменкова, В. В. Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка [Текст] / В. В. Абраменкова // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. – 2007. – № 5. – С. 12-21.

2. Абрамова, О. С. Формирование системы духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.wikionika.ru

3. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. «Детство» : Комплексная образовательная программа дошкольного образования — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Ч. П. Лакоценин С. С., 2006.

5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.

6. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. - 2003 - № 3 - с. 15 - 17.

7. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2007.

8. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития).

9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М. :Сфера,2004

10. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 8 - с. 29 - 33.

11. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№3. С. 4

12. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково - познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С. 60-64.

13. Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 8 - с. 17 - 19.

14. «Мы». Программа экологического образования детей /Кондратьева Н. Н. - СПб: «Детство пресс», 2000.

15. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы д/ с: пособие для воспитателя ДОУ/ Николаева С. Н. - М. : Просвещение, 2002.

16. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернёрам. - М. : «Мозаика - Синтез», 2004.

17. Сидорук Г. Н. О формировании познавательной активности у детей дошкольного возраста. [Текст] / Г. Н. Сидорук. // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 3 - с. 31 - 33.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

19. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

20. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей [Текст] / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. 2008 №2.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по изучению родного города «Найди отличия» и «Пройдемся по улицам города» Дидактическая игра «Найди отличия» (Для детей 5-6 лет) Цель. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать.

Исследовательский проект «Хвойные растения на улицах нашего города» Автор: воспитатели Ступицкая Ольга Владимировна, Будкевич Ольга Юрьевна Аннотация проекта: В проекте участвуют дети старшей и подготовительной.

Конспект НОД по аппликации из бумаги с элементами рисования в подготовительной к школе группе «Любимый уголок родного города»Конспект НОД по аппликации из бумаги с элементами рисования в подготовительной к школе группе «Любимый уголок родного города» Задачи. -Развивать представления детей о родном городе; -Учить передавать характерные особенности зданий родного города -Упражнять в приёмах.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «История возникновения родного города» Конспект НОД По Патриотическому воспитанию на тему: «История возникновения родного города» в старшей группе. Подготовила : Владимирова.

Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку» Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку" Цель работы: формирование.

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик»Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Тип проекта: познавательно - творческий Участники проекта: педагоги, дети. Актуальность.

Проект «Природа родного города»Проект «Природа родного города» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Солнышко» г. Новоузенска Саратовской области Утверждаю: Заведующая.

Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для младшей группы детского садаТворческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для младшей группы детского сада Цель проекта: Формировать представления детей об осенних изменениях в природе. Задачи проекта: Создать условия для формирования у детей.

Презентация «Информационно-исследовательский проект «Памятники нашего города» VI Региональный фестиваль проектов «Мой край родной — Поволжье». Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина,.

Эко-квест как современная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников Важнейшей чертой детского поведения является любознательность, жажда новых сведений, желание открыть что-то новое. Ознакомление с природой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Эко-уголок родного города»
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 21:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Эко-уголок родного города»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Руденок в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД