Ольга Отто
Педагогический проект «Уроки нравственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация педагогической деятельности по
духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках проектной деятельности
Педагогический проект
для детей старшего дошкольного возраста
срок реализации 1
Составитель:
Отто Ольга Николаевна,
воспитатель
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста рассмотрен и рекомендован для реализации в практической деятельности на методическом совете (протокол № 1 от 16. 09. 2020г)
Публикация «Педагогический проект „Уроки нравственности“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Разработчик проекта : Отто О. Н., воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Ёлочка», высшая категория.
Консультант: Митяева Н. М., старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Ёлочка», высшая квалификационная категория.
Рецензент: Кинёва Т. А., заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Ёлочка».
Проект составлен на основе ФГОС ДО и ФГОС НО и направлен на духовно-нравственное воспитание и развитие детей. Проект является приложением к дополнительной общеразвивающей программе «Вдохновение» и реализует преемственность между детским садом и начальной школой.
В проекте прописаны подходы к планированию воспитательно- образовательного и учебно-воспитательного процесса в условиях детского сада и начальной школы.
Проект адресован педагогам дошкольных учреждений и учителям начальной школы.
Содержание
Паспорт проекта…. 4
Практическая значимость проекта…. 4
Педагогическая целесообразность…. 4
Предполагаемый результат…. 5
Этапы проекта…. 6
Гипотеза…. 6
Актуальность темы…. 6
Новизна выбранной темы…7
Ожидаемый результат проекта…8
План-график…. 9
Заключение…. 14
Литература…. 15
Приложения
Паспорт проекта
Наименование проекта Организация педагогической деятельности
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках проектной деятельности.
Целевая аудитория Воспитатели, дети подготовительной группы «Дельфинчики» в количестве 22 человек, родители, учащиеся начальной школы, учителя.
Основание для разработки проекта -Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п. 1, 27, 29, 31);
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (в новой редакции от 01.09.2013 г. № 273 - ФЗ);
- ФГОС ДО от 17.10.2014 года № 1155
Сан ПиН 2.4.1.3049-13
Дополнительная общеобразовательная программа ДО.
Авторы составители проекта Руководители проекта :
Отто О. Н. воспитатель высшая квалификационная категория.
Быкова М. В., воспитатель, первая квалификационная категория.
Родители: Колпакова Т. В., Матвеева Н. Н., Овчинникова Л. А., Данилова С. В., Галимова О. В., Чесноков В. В., Лебедева О. С., и другие.
Консультант: Митяева Н. М., старший воспитатель высшая квалификационная категория.
Социальный партнер: настоятель храма Вифлеемских младенцев Иерей Дмитрий Владимиров.
Цель проекта
Преемственность духовно-нравственного воспитания, дошкольников и младших школьников, сотрудничества с семьёй через ознакомление их с фольклором, традициями русского быта.
Задачи проекта - Создать условия для внедрения в воспитательно – образовательный процесс детского сада разнообразных форм детского фольклора, с традициями и образами русского народа через создание духовно-нравственных и фольклорных уголков в группе.
- Приобщить детей старшего дошкольного возраста и начальной школы к духовно- нравственной традиции народа.
- Развивать духовно- нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному фольклору.
- Систематизировать работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников духовно-нравственных качеств, средствами детского фольклора.
Практическая значимость проекта Практическая значимость результатов педагогического проекта определяется возможностью преемственности ДО и начальной школы в использовании приобретенного опыта в праздниках, играх и в различной детской деятельности в детском саду и дома.
Педагогическая целесообразность В проекте описаны конструктивные подходы к планированию, моделированию воспитательно – образовательного и учебно- воспитательного процесса в условиях детского сада и начальной школы.
Предполагаемый результат: - осуществляться преемственность между учреждениями,
-эмоциональная чувствительность,
-способность индентификации с другими людьми, персонажами сказок,
-способность различать и оценивать отношения и поведение с позиции нравственного смысла.
Методы Словесный (чтение произведений, вопросы по содержанию произведений, пересказ произведений, заучивание наизусть, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписей, беседы о народных традициях, обычаях, вопросы, разъяснения);
Наглядный (показ иллюстраций, картин, игрушек, элементы инсценировки, схемы, просмотр видео фильмов, оформление выставок);
Игровой (применение игрушек и изделий народных промыслов, проведение русских народных игр, хороводов, игровая деятельность);
Практический (элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, использование разных видов театра, экскурсии).
Принципы - принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям. - принцип природосообразности
- учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности. - принцип доступности и нарастающей трудности - переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника. - принцип интеграции
- определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия. - принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. - личностно-ориентированный
- признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников.
Структура педагогического проекта Паспорт проекта;
Педагогическая значимость проекта;
Актуальность темы;
Гипотеза;
Предполагаемый результат;
Ожидаемый результат проекта;
Этапы проекта;
План-график;
Заключение;
Литература;
Приложение
Сроки и этапы реализации проекта Сроки реализации : с 18.09.2020 года по 27.05.2021 года.
1 этап проекта – подготовительный 18.09 - 31.10.20г
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей, педагогов начальных классов к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап проекта – этап активной деятельности.
01.11.2020 г - 30.04.21 г Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами начальной школы.
3 этап – заключительный с 03.05. 2021 г - 27.05.2021 года Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, презентация проекта на педсовете ДОУ.
Тип проекта Педагогический, групповой, долгосрочный
Продукт проекта Обобщение опыта работы по данной теме.
Разработка конспектов для праздников, основной образовательной деятельности с детьми. Проведение совместных праздников, мероприятий со школьниками и родителями.
Информация о результатах проектной деятельности будет опубликована на сайте ДОУ.
Объем и финансирования проекта Финансовое обеспечение проекта обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетное финансирование и внебюджетное финансирование.
Гипотеза проекта
Преемственность детей ДО и начальной школы ведение их в духовно- нравственный уклад в жизни народа, его традициям и образа жизни; подготовка и проведение традиционных православных праздников, а так же знакомству с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры.
Актуальность темы проекта
В Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как один из приоритетов общего развития ребенка. Поэтому наш детский сад выбрал одно из направле6ний работы духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Кроме того, в нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, края, не всегда могут различать народные промыслы. Давно забыты и не используются в разговорной речи в семье потешки, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык.
Потерялась преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. Задача нашего детского сада заключается в создании содружества и взаимодействия детского сада и школы с учетом содержания воспитательной системы начальной школы и согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий, способствующих повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности. На основании выше сказанного была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение».
Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.
Новизна выбранной темы
Новизна выбранной темы, на мой взгляд, заключается в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования духовно-нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к своей Родине.
Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по приобщению к русской культуре, развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста и возможностью преемственности ДО и начальной школы в использовании приобретенного опыта в совместных праздниках. Поэтому был разработан проект «Организация педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках проектной деятельности», который апробирован в порядке педагогического эксперимента. Апробация данного проекта позволяет осуществлять тесную связь истоков русской культуры и развития патриотизма, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном и в младшем школьном возрасте.
Ожидаемый результат проекта
В результате проектной деятельности подтвердится гипотеза, и будут подведены соответствующие выводы:
-дети проявят интерес к активному приобщению их к русской народной культуре, к ознакомлению с фольклором, традициями русского быта;
-активно будут проявлять себя на праздниках с использованием различных форм детского фольклора;
- пополнение предметно- пространственной среды;
- изготовление дидактического материала по теме проекта,
- оформление альбомов такие как «Возрождаем культуру и традиции»,
«Куклы в национальных костюмах», «Богатыри земли русской», «Моя семья», «Знаменитые земляки», «Древние крепости России»;
-полнение книжного уголка интересными детскими книгами по данной тематике (сказки, стихи, потешки, пословицы, поговорки и т. д.);
-пополнение картотеки потешками, поговорками, пословицами и т. д.
- создание в группе мини-музея «Ложки»;
-разработка практического материала для занятий и развлечений;
-подбор консультаций для родителей по теме проекта;
-проведение ряда совместных мероприятий с начальной школой, связанных с красотой русских традиций, праздников. (Праздник Осени, Зарница, Масленица и других).
План-график мероприятий по реализации проекта
Этап/сроки Тема занятия
(Форма деятельности) Содержание работы с детьми Работа с родителями
1 этап
подготовительный
сентябрь
«Обсуждение темы проекта» Решение проблемных ситуаций.
Диагностика. Вызвать интерес родителей к теме проекта.
«Составление плана проекта».
Встреча с учителями начальной школы № 1 Подбор наглядного материала.
Приобщение родителей к изготовлению дидактического материала по данной теме.
Сбор информации Игровая ситуация с элементами беседы «Народные праздники». Анкетирование
октябрь Будем знакомы Экскурсия в Церковь четырнадцати тысяч младенцев, от Ирода убиенных.
Экскурсия в школу № 1 Совместная экскурсия.
Знакомимся с историей нашего города Экскурсия в школу № 1, в школьный музей. Совместная экскурсия в школу, музей.
2 этап проекта
Основной
ноябрь
В русской избе Беседа, рассматривание иллюстраций о избе и жизни в ней.
ООД: «Русская изба» (Рисование)
ноябрь ООД «Посиделки в русской избе» Подбор иллюстраций к пополнению альбома «Дома и жилища»
Костюмы Знакомство с русскими национальными костюмами для праздников.
ООД «Русский сарафан» (Рисование) Создание альбома «Куклы в национальных костюмах» (подбор иллюстраций)
Костюмы ООД: «Знакомство с русским национальным костюмом»
Ложки Смотр-конкурс
мини -музеев Совместная деятельность по сбору экспонатов ложек
«В гостях у сказки». Литературная гостиная «В гостях у сказки». Воспитанники подготовительной группы МБДОУ, ученики второго класса МБОУ.
Осенины Проведение календарного праздника «Осенины». Совместная подготовка к празднику.
В гостях у бабушки -Загадушки Конкурс «Кто больше отгадает загадок».
ООД «Литературный калейдоскоп».
Мамин день Праздник "Мамин день"
Воспитанники, подготовительной группы, ученики первого класса. Приглашение на праздник мам и бабушек
Шутки-прибаутки Знакомство с прибаутками, пестушками.
Заучивание пестушек.
Народные приметы Дополнение календаря природы народными приметами (практическая деятельность)
Как у наших у ворот Знакомство с народными гуляниями (игровая деятельность) «Посиделки на вечёрке». Выпуск газеты «Народные праздники»
декабрь Сюжетно-ролевая игра «Угощение» Закрепление ролевых диалогов.
декабрь Мои успехи Конкурс чтецов стихотворений и басен. Консультация для родителей «Фольклор как средства формирования нравственны ориентиров у детей дошкольного возраста»
декабрь Народные игры Ситуативные беседы
«Какие народные игры ты знаешь?»
Разучивание народных игр Консультация «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»
В гостях у сказки Чтение р. н. сказки «Морозко» Консультация: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Драматизация сказки «Морозко»
Театрализация по сказке «Теремок» Консультация: «Сказка - что она даёт детям?»
Праздник «Новогодняя сказка» Привлечение родителей к участию в празднике.
январь Сказочники Индивидуальная работа «Учимся рассказывать сказки по схеме» Консультация: «Воспитание сказкой -радость встречи с книгой»
«Рождественские колядки»
Посещение детьми дошкольного возраста мероприятия в школе № 1 «Рождественские колядки»
Игровая ситуация «Колядок»
- Совместная деятельность по изготовлению посуды и утвари для посиделок
(Рисование и аппликация).
Ситуативная беседа «Откуда праздник к нам пришел?»
февраль Совместное мероприятие «Масленица» Воспитанники МБДОУ, ученики начальной школы Знакомство детей с традициями проведения праздника «Масленицы»
Заучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»
Повторение потешки «Я пеку, пеку…»
Знакомство с подвижной игрой «Горелки».
Разучивание песни «Блины»
Консультация «Фольклор в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста».
Экспериментальная деятельность «Печем блины»
Совместно с родителями пекут блины дома.
Развлечение «Масленица»
Богатыри земли русской Спортивно-патриотический досуг «Зарница» Воспитанники подготовительной группы, ученики первого класса Привлечение родителей к участию в досуге
Рассматривание альбома «Богатыри земли русской» и «Древние крепости».
март Мамины помощники Инсценирование сказки «Три дочери» Родительское собрание в форме «Посиделок»
Друзья природы Инсценирование сказки «Лесная аптека» Подготовка детей к литературному конкурсу.
Земля - наш общий дом Оформление стенгазет к конкурсу «День Земли» Воспитанники МБДОУ, ученики начальной школы Привлечение родителей и учителей в жюри конкурса
апрель
Пасха Ситуативная беседа «Почему красят яйца»
Совместное раскрашивание яиц дома к празднику.
ООД «Скистью и краской готовимся к Пасхе» Оформление газеты «Народные праздники»
Развлечение «Пасха в гости к нам пришла»
Юный патриот
"Никто не забыт, ничто не забыто» Смотр-центров по нравственно- патриотическому и духовному воспитанию Совместное пополнение предметно-пространственной среды в группе
3 этап
Заключительный
май Рассматривание альбома «День Победы».
Самостоятельная деятельность детей- рисование «Салют» Совместная экскурсия на праздничный салют на мемориальный комплекс.
Коллективный поход на праздничный военный парад
на 9 мая с воспитанниками подготовительной группы и учениками 1 класса школы № 1 Совместный поход на праздничный парад 9 мая
Экскурсия с воспитанниками подготовительной группы в школу № 1 на последний звонок начальной школы.
Заключение
Воспитание подрастающего поколения на художественных традициях способствует расширению кругозора, развитие художественного вкуса, любви к Родине, родному краю.
Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному фольклору, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности. Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие, духовно-нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит такая работа не напрасна и обязательно принесёт свои плоды.
В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников и учеников начальной школы к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, но и систематизирует работу детского сада, школы и семьи по развитию у детей духовно-нравственных качеств.
Таким образом, содружество родителей, воспитателей и учителей начальной школы выступает основным фактором эффективности духовно - нравственного воспитания. Особенностью данного содружества является одновременное и взаимосвязанное развитие каждого ребёнка и всего детского коллектива в целом, родителей, воспитателей и учителей, как единого педагогического сообщества.
Литература:
1. Е. В. Королёва. О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф». https://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
3. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
4. А. А. Харитонова Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.