Оксана Опахина
Проект «Творчество Е. Л. Шварца»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
долгосрочный, творческий
Участники проекта:
воспитатель, воспитанники подготовительной группы «Белоснежка», родители
Срок реализации проекта:
сентябрь-апрель
Актуальность
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Публикация «Проект „Творчество Е, Л, Шварца“» размещена в разделах
К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через ознакомление детей с творчеством писателя-драматурга Е. Шварца и их участие в постановке спектакля.
Цель проекта:
Воспитать ребенка творческой личностью посредством наследия отечественной художественной литературы в ходе знакомства с творчеством писателя-драматурга Е. Л. Шварца.
Задачи:
познакомить дошкольников с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца;
воспитать любовь к художественной литературе, книге, чтению;
сформировать интерес к театру как к искусству, объединяющему элементы разных видов художественного творчества;
развивать умение передавать содержание произведения на сцене посредством художественного (сценического) слова, жестов, ритмопластики.
Реализация проекта
I этап – подготовительный
Был собран материал о жизни и творчестве Е. Л. Шварца, какие существуют экранизации его произведений (фильмы и мультфильмы, подобраны иллюстрации для знакомства детей с содержанием произведений писателя.
Реализация проекта
II этап – основной I
2 –й этап посвящен знакомству дошкольников с творчеством писателя-сказочника Е. Л. Шварца. Дети узнали о профессии «писатель-сказочник». Писатель придумывает или вспоминает услышанные или увиденные когда-то истории, записывая их в виде рассказа, сказки, повести, романа.
Воспитанники вспоминали и называли имена других писателей-сказочников и их произведения (Г. Х. Андерсен, Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. П. Бажов и др.).
НОД «Увидеть и почувствовать время»
Дошкольники познакомились со «Сказкой о потерянном времени». После чего было проведено занятие в рамках интегрированной образовательной деятельности «Увидеть и почувствовать время».
Чтение сказки «Два брата»
и работа над произведением
Дети прослушали сказку Е. Л. Шварца «Два брата». Выбор произведения был неслучаен. Автор проникновенно рассказывает о равнодушии, жестокости, совести и долге, преодолении препятствий, доброте и взаимопомощи – нравственных ценностях, которые необходимо воспитывать с дошкольного возраста.
Знакомство с пьесой «Два клена»
Затем дети познакомились с пьесой Шварца «Два клена». Он написал ее в 1953 г., но пьеса актуальна и в наше время, т. к. говорит о главном – о любви матери к детям, любви человека к природе, значении труда и смекалки. Пьеса большая, состоит из трех действий. Дошкольники прослушали ее в пересказе.
Викторина по произведениям Шварца:
«Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Два клена».
Далее была организована викторина по произведениям Шварца: «Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Два клена». Дошкольники в непринужденной форме вспомнили и поделились своим отношением к поступкам персонажей.
В ходе викторины дети проговаривали отдельные эпизоды из сказок – это занятие развивает память, логику, мышление, умение слушать себя и дополнять высказывания сверстников, формирует культуру общения.
Реализация проекта
III этап – основной II
3-й этап проекта был посвящен знакомству с миром театра. Дошкольники узнали, кто такой драматург – писатель, который может сюжет сказки или рассказа переписать в пьесу, чтобы потом ее режиссер и актеры сыграли на сцене театра.
У Е. Л. Шварца 22 пьесы, многие из которых – сказки для кукольного театра: «Золушка», «Красная Шапочка», «Новые приключения Кота в сапогах», «Снежная королева», «Сказка о потерянном времени», «Два клена», «Царь Водокрут» и др.
Беседы о театре
В ходе беседы дети узнали о том, как появился театр, о первых театрах Древней Греции, какие бывают театры (драматический, музыкальный, оперный, детский, кукольный, театр оперетты, кошек, теней, танца, поэзии, театр «Уголок дедушки Дурова», цирк и т. д.,
Также дети узнали о театральных профессиях: режиссер, драматург, артист, педагог сценической речи, суфлер, хореограф, звукорежиссер, художник, костюмер, осветитель, декоратор, бутафор, гример, билетер.
Поездка в музыкальный театр
Работа с родителями
Родители наших детей не остались в стороне и приняли активное участие в подготовке к спектаклю. Были пошиты великолепные костюмы и оказана помощь в изготовлении декораций. Для родителей была представлена консультация на тему: «Творчество Е. Шварца в формировании личности дошкольника».
Реализация проекта
VI этап – заключительный
Дошкольники, познакомившись с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца и узнав о том, кто и как создает спектакли в театре, были готовы приступить к собственной постановке:
Дети попробовали себя в разных ролях
Маленькие актеры разучивали роли
Вместе с родителями придумывали и изготавливали костюмы и световое оформление
Продукт проекта:
Спектакль по мотивам сказки Е. Шварца «Два клена»
Вывод
Проект получился насыщенным. Педагог достигла главной цели – убедила детей в возможности творить, придумывать, создавать, не боясь ошибиться и преодолевая себя, иметь свою точку зрения. Были достигнуты задачи проекта:
познакомить дошкольников с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца;
воспитать любовь к художественной литературе, книге, чтению;
сформировать интерес к театру как к искусству, объединяющему элементы разных видов художественного творчества;
развивать умение передавать содержание произведения на с
цене посредством художественного (сценического) слова, жестов, ритмопластики.