полина лупачева
Некоторые особенности детских сказок Е. Л. Шварца
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 74 "Семицветик" г. Смоленск
В творческом наследии Е. Л. Шварца достаточно много повестей, рассказов, сказок, стихов, а так же киносценариев и пьес. Однако, Шварц вошел в историю советской, да и мировой литературы как сказочник. Лучшие его произведения написаны в жанре сказки, будь то проза или драматургия. Первыми книгами маленького Шварца были именно сказки, которые читали ему вслух, а чуть позже прочитал он сам.
Публикация «Некоторые особенности детских сказок Е, Л, Шварца» размещена в разделах
В литературу Шварц входил сказками. В 1924г. в журнале «Воробей», №7 была опубликована первая сказка писателя «Рассказ старой балалайки». Это лирическая история о пожилом актере и его внуке, о наводнении, затопившем их скромный домик, о тех, кто пришел им на помощь.
В 1925 году в журнале «Новый Робинзон» публикуется замечательная сказка Шварца «Два друга: Хомут и Подпруга».
В своих первых произведениях писатель уверенно вплетает реальный фон в сказочные события. Мы знакомимся со старым Петербургом, где рука об руку идут нищета и роскошь, красота дворцов и убогость лачуг.
Но поначалу сказка еще не отчетливо просматривается в реальном повествовании. Работая в редколлегии «Ежа» и «Чижа», Шварц учился увлекательно, остро и ненавязчиво рассказывать детям о самых тяжелых, порой непредсказуемых событиях реальной действительности.
Во второй половине 20-х годов вышла в свет его сказка «Степка Растрепка и Погремушка». В ней сразу просматриваются отголоски ранних сказок С. И. Маршака, а также К. И. Чуковского («Мойдодыр»).
В этой сказке есть то, чего не найдешь порой ни в одной современной сказке : протест против зла, несправедливости, воззвание к благородству и доброте.
Идея знаменитой «Сказки о потерянном времени» Шварца очень проста : не теряй времени даже в детстве, чтобы не превратиться в старика задолго до старости… Но идея так и осталась идеей, в главных героев так и не воплотившись. Если о волшебниках, с которыми столкнулся в лесу Петя Зубов, можно сказать, что они злые, безобразные, коварные, то о самом Пете, и его товарищах по несчастью этого не скажешь. Они – «никакие». Роли их чисто служебные и не более того. Все, что они делают, идет не от характера, а от простой необходимости. Даже лень их условна: мы о ней знаем лишь понаслышке. И потому ничего того, что хоть как-то отличало бы их друг от друга, мы так и не встречаем.
Сказку эту в свое время критиковали, но не за то, за что нужно. Прочитав ее, о ней писал Д. Нагишкин: «маленький читатель делает открытие: в советском городе существуют злые волшебники, которые похищают у детей молодость…Тяжелая, угнетающая выдумка…». Ошибочность таких нападок очевидна. Замысел Шварца как раз лучшее, что есть в его сказке. А нехитрый перевертыш (школьники с бородами…старушка скачет через веревочку) просто помогает поднять ее читателям настроение.
В «Сказке о потерянном времени» характеры отсутствуют, поэтичность изложения тоже. Юмор есть, но поверхностный. Вот почему для взрослых она мало чем интересна, но для ребенка содержит весьма важную мысль: «… но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
Сам писатель считал, что дети скорее поймут его сказки, потому что рассказываются они, по его убеждению, «не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». А это возможно, пожалуй, только в детстве. Для К. Чуковского, С. Маршака, Е. Шварца сказка была не этапом в их творчестве, а именно основной составляющей их творчества. В каком бы жанре они не работали, успешным достижением их творчества были именно те произведения, которые были написаны в жанре сказки.
Эти писатели подчеркивали исключительное значение сказок для детей. Через сказку писатели пытались пробудить, воспитать в трепетной детской душе уникальную способность сопереживать и сострадать, без которой человек – не человек.