Светлана Лобода
Проект «Трудиться — всегда пригодится!» для воспитанников СРЦН 7–18 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность.
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей с особыми образовательными потребностями, базой для развития их личности, социализации в современном обществе, важнейшим средством формирования культуры поведения и отношения к окружающему миру.
Публикация «Проект „Трудиться — всегда пригодится!“ для воспитанников СРЦН 7–18 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание включает в себя становление практических действий детей, которые осуществляются в процессе формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, и направлено на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе. Развитие трудовых навыков и умений обеспечивает наиболее полную интеграцию детей в общество, способствует улучшению их морально-психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной жизнью.
В настоящее время в учреждении проживает 14 воспитанников, из них 1 ребенок определен в приемно-карантинное отделение на время прохождения медицинского обследования. Среди постоянно проживающих воспитанников 12 человек с ОВЗ и инвалидностью, имеют выраженные интеллектуальные нарушения. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию детей такой категории в самостоятельной жизни. В этой связи возникает необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающей к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов. Разработанный социально-трудовой проект станет составной частью в общем воспитательно-реабилитационном процессе, направленном на подготовку детей с ОВЗ к дальнейшему жизнеустройству.
Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд, в ходе которых дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, овладевают способами обработки различных материалов, познают их области применения в повседневной и эстетическо-художественной деятельности, происходит формирование представлений детей о труде взрослых, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность, формируется произвольность движений, воспитывается уважение к результатам собственного труда.
Однако сниженная активность детей с ОВЗ, меньшие возможности детей самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, узкий круг интересов приводят к тому, что процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного расширения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с нарушениями в развитии, которые будут способствовать успешному формированию трудовых умений и навыков. Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.
Вид проекта : личностно-ориентированный.
Тип проекта : познавательно-практический.
Продолжительность проекта : 1 учебный год (с 01.09.2024 по 31.05.2025 года).
Участники проекта – воспитанники центра, инструктор по труду, педагог дополнительного образования, воспитатели, помощники воспитателя.
Возраст детей: с 7 до 18 лет.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
2. Цель проекта : социально-бытовая подготовка и максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление детям с ОВЗ и инвалидностью шанса сформировать навыки социально-трудовой ориентации как основы для самостоятельной жизни.
3. Задачи проекта :
- развивать и совершенствовать трудовые навыки воспитанников;
- включать детей в посильную трудовую деятельность через практическую деятельность (навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, выполнение элементарных трудовых действий и поручений взрослого);
- учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, учить доводить начатое дело до конца.
- формировать нравственные качества, эстетическое отношение к целям, процессу и результатам труда.
Проект ориентирован на самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд, на труд по уходу за комнатными растениями и животными и ручной труд. Предусматривает использование разнообразных индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. Рассчитан на возрастной период с 7 до 11 лет и с 12 до 18 лет сроком на 1 учебный год и предполагает ежегодную корректировку основного содержания. Инструктор по труду в индивидуальном формате отрабатывает алгоритм действий путем показа, объяснения, повторения, упражнения, закрепления, использования физических (иллюстративных) подсказок
4. Методы, приемы и формы работы:
- алгоритм действий (показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции);
- беседа, рассказ педагога, моделирование различных ситуаций, практические занятия;
- индивидуальные и групповые трудовые поручения;
- наблюдение и ознакомление с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам;
- включение в посильные трудовые дела дома, социально значимые трудовые акции, коллективный общественный труд.
В работе с детьми с ОВЗ наиболее приемлемы такие приемы:
- Приучение + Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение ребёнка выполнять трудовые операции).
- Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).
Можно использовать пошаговую технику по формированию трудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья:
Шаг 1: «Сделать неприятное - приятным». Включить в работу конкурсные задания «На самую лучшую заправленную кровать», «Самый чисты пол, аккуратный шкафчик и т. д.»
Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 3: Заменить «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.
5. Основное содержание проекта :
- труд – основа жизни;
- трудовые дела по дому (уборка, уют, порядок, уход за комнатными растениями, животными);
- посильный труд на приусадебном участке (посезонные работы);
- уборка территории;
- ручной труд;
- поговорим о профессии;
- безопасность в быту; техника безопасности в любом виде трудовой деятельности.
6. Этапы реализации проекта :
1этап - подготовительный - аналитический:
- постановка цели и задач проекта;
- определение направлений, объектов, методов;
- предварительная работа с детьми и педагогами;
- выбор оборудования и материалов.
2 этап - практический:
выполнение задач проекта через практическую деятельность детей в сотрудничестве с педагогом.
3 этап - обобщающий (заключительный) :
- выставка рисунков по теме «Профессии»;
- фотовыставка «Я помощник»;
- фотоотчет по реализации проекта.
7. Ожидаемые результаты:
- умение обслужить себя;
- устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду;
- развитые трудовые способности;
- овладение социально-бытовыми компетенциями;
- уважение к труду и желание помогать старшим.
Работа над проектом особенно важна для повышения роли трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию формировала у воспитанников желание трудиться, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от того, чему научился.
8. Перспективы развития проекта
- Разработка тематических планов, практических занятий, экскурсий, других мероприятий по теме проекта.
- Проведение открытых занятий, мастер-классов в рамках проекта.
- Диагностика и анализ результативности коррекционно-развивающей работы по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ.
- Участие в МО по направлению своей деятельности.
9. Методическое обеспечение проекта
1. Рабочая программа воспитания «Путь во взрослую жизнь» в части формирования социально-бытовых и трудовых умений и навыков у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.
2. Социально-бытовой проект «Помощник дома», направленный на социализацию детей с ОВЗ в рамках воспитательно-реабилитационного процесса.
3. Результаты педагогического мониторинга жизненных компетенций у воспитанников с ОВЗ.
10. Информационное обеспечение проекта
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Берестнева В. Г. Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийского психологического форума – М., Центр практической психологии образования, 2002.
3. Белогуров А. Ю., Буланова О. Е., Поликашева Н. В. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты (Сборник научно-практических материалов) – М. ,2014, издательство «Спутник».
4. Берестнева В. Г. Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийского психологического форума – М., Центр практической психологии образования, 2002.
5. Павлова Ж. П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке// Дефектология. – 1987 - № 2.
6. Рогожина Е. А. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно отсталых детей / Е. А. Рогожина, В. А. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12- 2. – С. 183-185. 58.