Елена Рыжова
Проект «Театральная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Театральная деятельность – как средство развития речи детей раннего возраста»
Актуальность.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. Поэтому, считаю, что проектная деятельность с детьми по внедрению в образовательный процесс театрализованной деятельности приведет к значительному развитию речевых навыков детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Театральная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей.
Теоретическое обоснование.
По мнению исследователя Д. Б. Эльконина младший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического и речевого развития. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды.
В ФГОС выделена образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития многих видов детской деятельности : общения, познания, исследования и т. д. В этой связи развитие речи ребёнка раннего и младшего возраста становится одной из главных и актуальных проблем в деятельности.
Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Поэтому, считаю, что театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она, во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами — движение, мимика, интонация, жесты, поза; в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.
Рассмотрев, роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной деятельности, учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, мной были сформулированы цель и задачи работы.
Цель проекта : Развитие речевых навыков детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Знакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками, сказками, стихами. Развивать интерес к их обыгрыванию.
Развитие слухового внимания, понимание речи, звукоподражание, активизация словаря.
Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых произведений.
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённых в ходе реализации проекта.
Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Продолжительность проекта :
Участники проекта : дети 1 младшей группы №3, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
-дети познакомятся с новыми сказками, стихами;
-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
-повысится интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
-будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
-у родителей повысится понимание необходимости использования малых фольклорных форм в развитии речи детей.
План-проект.
Сентябрь: Самостоятельная деятельность педагога :
— изучение литературы по данной теме
— составление перспективного плана
— подбор наглядного и практического материала
— социальное партнёрство
— обмен опытом с коллегами.
Сроки ТЕМА ЗАДАЧИ
Октябрь
Настольный театр.
«Репка».
«Курочка Ряба».
«Теремок».
«Колобок». 1. Знакомить детей с разными художественными произведениями по которым показывают сказки.
2. Воспитание умения внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы после просмотра.
Ноябрь
Кукольный театр.
1. Курочка Ряба.
2. Репка.
Театр масок.
1. Курочка Ряба.
2. Репка. 1. Формиование умения переносить знакомые действия с одного объекта на другой, поощрять проявление самостоятельности, активности в игре с игрушками.
Декабрь
Пальчиковый театр.
1. «Семья курочки».
2. «Сорока белобока».
3. «Этот пальчик- дедушка».
4. Кошка и мышка. 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать словарный запас и активизировать речевые функции.
3. Формировать творческие способности и артистические умения.
Январь Театр на втулках.
«Наши уточки с утра».
«Ранним рано поутру».
«Сидит белка на тележке».
«Петушок, петушок».
1. Развитие активной речи и памяти.
2. Обогащать словарь детей существительными, глаголами, наречиями.
Февраль
Дидактические игры.
«Кто за кем». («Репка».)
Собери сказку. (пазлы)
Назови сказку и их героев.
Кто, кто в теремочке живёт? 1. Приобщение детей к русским народным сказкам.
2. Развитие связной речи, активизация словарного запаса детей.
3. Развитие памяти, восприятия, воображения.
4. Воспитание любви к художественной литературе.
Март
Театр на втулках.
«Кисонька-мурысонька, ты где была?»
«Как у нашего кота».
А. Барто
«Спать пора», «Бычок»,
«Мишка», «Лошадка».
«Мяу, мяу, плачет киска».
«В лесу».
В. Введенский «Мышка». 1. Развивать интерес детей к песенкам потешкам.
2. Учить детей самостоятельно рассказывать потешку, инсценировать ее.
3. Учить внимательно следить за ходом событий.
Апрель
Театр на дисках.
1. Заюшкина избушка.
2. Теремок.
3. Колобок.
4. Волк и семеро козлят.
1. Формировать умения передавать простейшие действия некоторых персонажей, выразительность движений.
2. Формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых сюжетной канвой.
Май Театр теней.
1. Колобок.
2. Маша и медведь.
1. Воспитывать желание слушать сказку, сопровождать чтение показом фигурок животных.
2. Формировать умение узнавать и называть животных, птиц.
3. Создавать условия и поощрять проявления самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.
Работа с родителями.
Знакомство родителей с темой проекта на первом родительском собрании.
Выполнение домашних заданий вместе с детьми по разучиванию потешек.
Чтение потешек, сказок, стихотворений.
Консультация для родителей: «Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста».
Показ театральной деятельности на родительском собрании в виде фильма.
Литература.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Примерная основная общеобразовательная дошкольная программа «Детство». Санкт-Петербург. :Детство-пресс,
Литвинова О. Э. «Речевое развитие детей раннего возраста». Спб. : ООО «Издательство «Детство Пресс», 2016.
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе».
Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм
// Дошкольное воспитание. - 2011.-№ 9.
Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких».
Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам».
Иванова Э. И. «Расскажи мне сказку».
Интернет ресурсы: https:/nsportal/ru/ ,nttp/maam/ru.