Елена Бондарчук
Проект театрализованной деятельности в средней группе «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №280 комбинированного вида»
Проект в средней группе №6 «Солнышко»
по театрализованной деятельности
(ОО «Художественно-эстетическое развитие» и ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
«Теремок»
Автор-разработчик:
Бондарчук Е. С., воспитатель, 1 кв. категории
г. Новосибирск - 2017
Публикация «Проект театрализованной деятельности в средней группе „Теремок“» размещена в разделах
- Проекты
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Проекты
- «Теремок». Сценарии, театрализация, драматизация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Проблема, решаемая в проекте :
Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Но не стоит забывать и о существенном воспитательном обучающем влиянии театра на маленького зрителя и, тем более, на начинающего свой творческий путь юного артиста. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, малыш вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ним. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную интеллектуальную сферу ребёнка. Сравнение себя с героем и сопоставление своих поступков с его поступками меняют взгляды на похожие ситуации, происходящие в жизни, или становятся подтверждением и утверждением собственной, начинающей складываться в этом возрасте, жизненной позиции.
Говоря об этой роли искусства, К. С. Станиславский всё же призывал не называть театр «школой жизни», а считать развлечением. Дети приходят в театр, чтобы развлекаться. Очень хорошо! Но вот они пришли, открылся занавес, зазвучала музыка, и вместе с весёлыми приключениями трогательными историями открытые детские души впитывают потоки добра, справедливости, жалости, преданности и любви. Препятствия, встречающееся на пути героев спектакля, заставляют думать, а новые интересные познания сами собой откладываются в голове на долгое время, порой и на всю жизнь.
Театральное творчество оказывает на детей огромное эмоциональное влияние. И неважно, в какой момент у ребё нка происходит эмоциональное развитие: когда он играет роль, общаясь со сверстниками, или сидит в зрительном зале. Каждый раз, уходя из театра, любой ребёнок уносит с собой пусть небольшое, но открытие.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут в ней говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр. Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Поэтому мы с моими воспитанниками решили начать проект «Теремок».
Тип проекта : краткосрочный (2 недели); групповой; творческий.
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители группы.
Цель: Использовать сказку, как средство эмоционального, художественно – речевого развития детей пятого года жизни.
Задачи:
Речевое развитие:
-развивать связную речь, обогащать словарный запас;
-совершенствовать диалогическую речь;
-способствовать развитию координации речи и движения;
-побуждать детей к активному участию в театрализованной деятельности;
Познавательное развитие:
- познакомить детей с различными видами театров (теневой, кукольный, музыкальный)
-закрепить знания детей о русских народных музыкальных инструментах
Художественно – эстетическое развитие:
-обучать детей приемам театрализованной деятельности (пластика, жесты, мимика, звукоподражание);
-обучать элементарным танцевальным движениям (в парах, в кругу);
-развивать интерес к сценическому искусству;
-развивать чувство ритма,
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку
Социально – коммуникативное развитие:
-развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;
-учить взаимодействию со сверстниками в групповой деятельности.
Физическое развитие:
-развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Предполагаемые результаты:
В процессе творчества положительные эмоции помогут ребенку мыслить, запоминать, фантазировать, действовать, стремиться к знаниям. При разучивании роли ребенок мимикой, выразительной речью и движениями научится передавать настроение героя., научится в полной мере понимать характер героя и разбираться в его поступках. Ребёнок будет запоминать очерёдность своего выступления по окончании фраз других героев, по смыслу и последовательности действий. Обогатится театральный опыт детей. В детях сказка воспитает доброту, отзывчивость, дружеское отношение друг к другу. Дети познакомятся с украинской народной сказкой «Рукавичка». Дети вместе с родителями примут активное участие в выставке поделок «Терем-теремок», вместе с воспитателем придумают и сыграют сказку «Терем-теремок» на новый лад.
Родители получат опыт тесного сотрудничества с педагогами; повысят грамотность в вопросах театрализованной деятельности в детском саду и дома. Будут замотивированы к созданию собственных сказок в семейном кругу.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1 этап Подготовительный
Сбор и анализ литературы по данной теме;
Разработка плана реализации проекта;
Подборка иллюстративного материала;
Подборка художественных произведений, мультфильмов по теме проекта;
Подборка подвижных, пальчиковых игр;
Подготовка материала для изобразительной деятельности;
Пополнение предметно-развивающей среды группы : маски-шапочки, настольная театральная ширма, наглядно-дидактические пособия
Был создан мини-музей «Новосибирск театральный», где были представлены куклы, костюмы и атрибуты театральной деятельности.
Подбирались интересные игры, сценарии, обсуждались характеры героев и их костюмы.
Консультации для родителей: «Играйте в театр дома»; «Как воспитать юного театрала».
2этап Основной.
1. Просмотр мультфильмов: «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Теремок», «Театр» (м/ф «Смешарики», «Театр теней» (м/ф «Фиксики», «Рукавичка» и т. д.
2. Беседы с детьми «Ура! Идём в театр!», «На подмостках театра»
3. Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки»; лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Угадай и скажи, о ком я говорю», «Занавес».
4. Рисование «Мой любимый герой», «Нарисуем сказку»;
5. Конструирование «Теремок» (изготовление с родителями для выставки)
6. Игры – драматизации:
-игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
-инсценировки сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок»
7. Изготовление атрибутов и декораций для театрализованного представления.
З этап Заключительный
Показ музыкально – театрализованной сказки «Теремок» на новый лад.
Сценарий театрализованного представления по мотивам р. н. с. «Теремок» «Теремок на новый лад»
Ведущая: Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
Сказочку на новый лад
Вам покажет детский сад.
Мышки, серые норушки,
Вышли в поле погулять.
Сладких зерен поискать.
Видят: чудо-теремок, в чистом поле одинок.
Мышки очень удивились, подошли, остановились.
Мышка: Кто там, в тереме, живет?
Может, в гости позовет?
Постучу-ка лапкой в двери.
Чей, скажите этот терем?
Ведущая: Но никто не отозвался -
Дом свободным оказался.
Мышки входят в теремок.
Мышка: Будем в тереме мы жить
Песни петь и не тужить.
Ведущая: День, другой живут норушки…
Мышка: В тереме одним нам скучно.
Не с кем петь и танцевать,
В гости бы кого позвать.
Ведущая: В ту пору… Три лягушки,
Пучеглазые квакушки,
Вышли в поле погулять,
Вкусных мошек поискать.
Видят: Терем-теремок, в чистом поле одинок.
Тут лягушки удивились,
Подошли, остановились.
Лягушка: Кто тут, в тереме, живет?
Может в гости позовет?
Мышки: Мышки здесь живут, норушки,
Ну а вы, что за зверушки?
Лягушки: Мы зеленые лягушки, мы веселые квакушки.
И сейчас через порог, мы заскочим в теремок!
Ведущая: Стали жить да поживать
Песни петь да танцевать!
(Танец под русскую народную мелодию «Светит Месяц» аккомп. балалайка)
Ведущая: Прискакали тут зайчишки, длинноухие трусишки.
Видят: Терем-теремок, стоит в поле одинок.
Зайчики: Постучим-ка лапкой в двери.
Чей скажите, этот терем?
(Звери отвечают по очереди)
Мышки: Ну а вы, что за зверюшки?
Зайчики: Мы зайчишки-трусишки, можно с вами будем жить?
Мышки: Будем вместе мы дружить.
Ведущая: Стали жить да поживать, песни петь да танцевать.
(хоровод «Мы на луг ходили», аккомп. аккордеон)
Ведущая: Вышли из лесу лисицы.
Лисицы: Что за чудо-теремок, в чистом поле одинок.
Подойдем-ка мы поближе, постучим-ка лапкой в двери.
Чей скажите, этот терем?
(звери отвечают по очереди)
Мышки: Ну а вы, что за зверушки?
Лисички: Мы-то рыжие лисички, будем всем вам как сестрички.
(лисички поют частушки под балалайку)
Мышки: Так идите с нами жить, раз умеете дружить.
Ведущая: Вышли из лесу волчата.
Волк: Это что за теремок, стоит в поле одинок?
Ведущая: Волк поближе подошел, дверь он в тереме нашел.
Голоса слышны за дверью.
Волк: Чей скажите, этот терем?
(звери отвечают по очереди)
Мышки: Ну а вы, что за зверушки?
Волчата: Мы-то – серенькие волки, можно с вами будем жить?
Не с кем нам в лесу дружить.
Лиса: Можно право потесниться, буду вежливой лисицей.
Пропущу я в терем волка, дверь закрою на защелку.
Ведущая: Вышел Мишка косолапый, почесал затылок лапой.
Медведь: Что за чудо-теремок, стоит в поле одинок?
Слышно в тереме веселье, здесь у вас не новоселье?
Мышка: Кто там?
Медведь: Да я Медведь, дверь бы надо отпереть.
Одному, ну хоть ори, скучно, что ни говори.
Буду славным вам соседом, меду принесу к обеду.
Мышка: Ты медведь огромный зверь, не пролезешь в эту дверь.
Медведь: Не беда, не гордый я, вы поверьте мне друзья.
Хватит места мне везде, буду спать я во дворе.
(звери выходят)
Звери: Пустим, Мишенька, тебя, мы теперь одна семья.
Ведущая: Не бросай друзей своих.
Будь за них всегда в ответе.
Не давай в обиду их, никому на свете.
(игра на музыкальных инструментах под р. н. мелодию «Калинка-малинка»,
аккомп. аккордеон)
В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику. Ребёнок узнаёт театр изнутри, и это ещё одно его детское открытие.
Используемая литература:
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.
Бекина С. И. Музыка и движение- М. : Просвещение, 1984 – 146 с.
Березина В. Г., Детство творческой личности. - СПб. : издательство Буковского, 1994. - 60с.
Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду - М. : Просвещение, 1981 – 240 с.
Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 1997. - 92стр.
Головащенко О. А. Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. // Дошкольное воспитание. – № 11. - 2002. – С. 12
Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
Картамышева А. И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.
Коленчук И. В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе. - 2007.- N 11.- С. 64-66.
И. П. Кошманская Театр в детском саду // Мир вашего ребёнка. Ростов-на-дону «Феникс», 2004.- 5-21с.
Лебедева Л. В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. - № 10. – 2007. – С. 21
Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.
Полуянов Д., Воображение и способности. - М. :3нание, 1985. 50стр.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М. : ВЛАДОС, 2001. – 71 с.