оксана парфенова
Проект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Служба спасения»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
сюжетно – ролевой игры в старшей группе
«Служба спасения»
ТЕКСТ
Я хотела бы поделиться своим опытом работы по развитию игровой деятельности дошкольников, а именно представить проект сюжетно-ролевой игры «Служба спасения».
Хотела бы немного остановиться на том, почему именно эту тему я выбрала для углубленного изучения.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры в старшей группе „Служба спасения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Известный отечественный исследователь Даниил Борисович Эльконин, когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним – как он играет, если умеет, к школе готов, если нет – не готов.
Наблюдая, во что играют наши детей, я заметила, что на смену традиционным играм в «больницу», «магазин», «дочки-матери», пришли сюжеты из боевиков, сериалов и т. д. При этом всё реже дети в процесс игры «уходят» на работу и все чаще участвуют в «застольях» или «разборках». Игра утратила свое созидательное начало, а я убеждена, что ребенок, лишенный возможности созидать, начинает разрушать.
Возможно это потому, что в нашу жизнь активно вторглись современные средства массовой коммуникации, которые изменили способы получения нами информации и структуру нашего общения.
Однако именно игра – фундамент и источник духовного роста в дошкольном возрасте, прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного быта. В этом состоит ее колоссальная развивающая сила.
Другой причиной моего интереса к данной теме стало то, что современные реалии диктуют нам свои условия. Мы, воспитатели, обязаны дать детям начальные навыки безопасного поведения. И именно в игровой форме это будет проходить наиболее ненавязчиво и интересно для ребенка.
И наконец, еще одной причиной развития данной темы послужил сначала познавательный, а затем игровой запрос детей. Организуя НОД по теме ОБЖ, я увидела потребность детей в более глубоком знакомстве с темой «Спасатели», «Спасательная служба».
Проект сюжетно-ролевой игры «Служба спасения» краткосрочный, рассчитан на 1 месяц.
Итак, проблема была определена, цель звучала так: формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Служба спасения»
Задачи:
1. Закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, строительный материал, карты, схемы.
2. Расширить представление о профессиях спасателей, медицинских работников, работников средств массовой информации (корреспондент, оператор)
3. Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.
4. Продолжать работу по обогащению словаря: снаряжение, эвакуация, техника).
5. Закрепить знания о том, что в случае необходимости, звонить по телефонам служб спасения.
6. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть сообща.
7. Воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость доброту.
Ожидаемый результат был определен так:
• обогащение и расширение словарного запаса;
• развитие диалогической речи;
• совершенствование и расширение игровых умений;
• Развитие умения контактировать в игровом сообществе, учить разрешать возникающие трудности, умение договариваться;
• воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость, дружеские взаимоотношения;
• получение и расширение знаний о трудовых действиях спасателей
Предварительная работа включала в себя разнообразные формы, вы их видите на экране.
В свою очередь каждая форма включала в себя массу разнообразных компонентов. Приведу примеры игр, направленных на планомерное обогащение и передачу игровой культуры детям.
Игра «Слушай сигнал»
Словесная игра «Вызов службы спасения»
Дидактические игры «Спасатели», «Найди предмет»
Подвижные игры «Собери рюкзак для спасателя», «Пожарный шланг» и многие другие.
Так как спасатели должны обладать отменным здоровьем, быть ловкими и смелыми, поэтому подвижным играм в моей работе было отведено особое место.
Не обходили вниманием также такую традиционную деятельность как занятия, беседы, ознакомление с техникой, помогающей в экстренных ситуациях. Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций.
В реализацию данного проекта также был подключен медицинский работник ДОУ. Она показала правила правильного оказания первой медицинской помощи. Детей это действительно впечатлило. Также мы решали с детьми проблемные ситуации: "как бы ты поступил?", "что делать если. ". Знакомились с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими приборами).
И, наконец, важнейшем компонентом предварительной работы стала экскурсия в музей Пожарного дела в Тулу, где детям были продемонстрированы всевозможные атрибуты спасателей, был показан видеофильм, проведена интересная экскурсия.
Совместно с детьми мы собрали и изготовили необходимое оборудование. Штаб "Службы спасения" включал в себя: стол, телефон, рация, журнал для записей, плакаты по технике безопасности. Шлемы, ремни, лопаты, вёдра, носилки, спасательный пояс, аптечка, карта-схема группы).
В старшем возрасте дети должны более активно пользоваться предметами-заместителями. Поэтому некоторую атрибутику я заменяла разнообразными полифункциональными предметами, дабы активизировать творческий подход к игре и стимулировать фантазию: (веревки-пожарные шланги, пластмассовые бутылки-огнетушители, кубики-рация и т. д.).
Уже в процессе подготовки дети с удовольствием начали играть в спасателей, а когда вся предварительная работа была проделана, игра развернулась в полную силу. Если сначала я, чтобы стимулировать активное игровое общение с детьми, приводила случаи из свой жизни, к примеру, как стала свидетелем оказания первой медицинской помощи, то далее дети сами стали придумывать сюжеты. Например, «Врачи «Скорой помощи»», «Срочный вызов на пожар», «Землетрясение», а затем уже и более креативные сюжеты, такие как «Космические спасатели».
Когда основные сюжеты игры, такие как вызов на пожар, на происшествии, тушение, помощь и т. д. были многократно детьми проиграны, я с нетерпением ждала дальнейшей инициативы детей, и мои ожидания оправдались. Дети стали придумывать новые роли и игровые действия, такие как: диспетчер пожарной охраны, командир, шофер, полицейский, жители, скалолазы и т. д.
Игра стала обрастать новыми сюжетами, тесно переплетаясь с такими играми, как «Больница», «Семья», «Магазин», и т. д.
По активности детей, их заинтересованности, по тому, с каким удовольствием они продолжают играть, я считаю, что проект был успешным, полезным, необходимым для детей.
В перспективе мы планируем дальнейшее пополнение атрибутов к игре, обогащение сюжета новыми ролями, совершенствование игровых навыков, взаимоотношений между детьми.
Спасибо за внимание.