Надежда Шара-Хоо
Проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности…»
В. А. Сухомлинский.
Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится выносливее и смелее.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Поликлиника“» размещена в разделах
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессия врач, поликлиника, больница. Проекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия.
Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.
Трудно спорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Именно для успешного будущего наших детей в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильные представления о здоровом образе жизни. И в этом первым помощником является сюжетно – ролевая игра.
«Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе», - говорил А. С. Макаренко.
Цель:
• Расширять представления детей о деятельности врачей разных специальностей и активизировать в речи соответствующие понятия.
• Поддерживать интерес детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.
Задачи:
Для детей:
познакомить детей с целью проекта, разработать совместно с детьми план действий по ее достижению;
формировать умение определять суть практической задачи на основе поставленной проблемы;
углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;
учить детей передавать в игре профессиональные действия врача, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;
развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
продолжать учить детей объединять сюжеты разных игр;
помочь детям наладить взаимодействия в совместной игре;
продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас;
формировать здоровьесберегающие компетенции:
умение заботиться о собственном здоровье, знание о способах оказания первой помощи.
Для родителей:
познакомить родителей со структурой сюжетно – ролевой игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям;
способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в семье и в ДОУ.
Для педагогов:
разработать план мероприятий по проекту;
создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;
подготовить наглядный материал для родителей.
Длительность:
Долгосрочный.
Тип проекта :
Познавательно-игровой
Участники:
Дети, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются умения играть по собственному замыслу;
- дети научатся ролевому взаимодействию, коммуникативным навыкам;
- дети получат знания о специализациях медицинских работников;
- обогатится словарный запас детей;
- приобретенные знания и навыки помогут детям осознать значение ЗОЖ;
- родители получат необходимые теоретические знания по данной теме.
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
1. Изучение познавательной и методической литературы:
Журналы «Дошкольное воспитание»
«Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду» Н. Ф. Комарова
«Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми» Т. Д. Пашкевич
«Я и мир» Л. Л. Мосалова
«Социальный мир» О. Ф. Горбатенк
2. Совместно с детьми:
оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр, регистратуру, аптечный пункт;
Лекарства: мази, порошки, таблетки, капли, горчичники и т. д.
Инструменты: фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало лор-врача,
таблица для проверки зрения, ростомер, градусники и т. д.
Документация: медицинские карты на каждого «больного»,
у каждого ребенка- пациента пейджики с геометрическими фигурами.
Талоны, рецепты, рекламки, визитки.
3. Содержание деятельности с семьё й:
• Анкетирование.
• Консультации:
- «Игра в жизни ребёнка»;
- «Красивая осанка – залог здоровья
- «Питание ребёнка-дошкольника»
• Фотовыставки:
- «Играя – учимся, играя – познаём»;
- «Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»;
- Стенгазета «В здоровом теле – здоровый дух».
• Привлечение родителей к оформлению игрового уголка:
- атрибуты игры;
- костюмы;
• Оформление альбомов: «Загадки. Пословицы. Стихи»
Основной этап
Решение поставленных задач с детьми. Игровая деятельность
1. Обсуждение содержания сюжета игры.
2. Использование многоперсонажных сюжетов.
3. Поиск решения с помощью воспитателя.
4. Организация игрового пространства «Поликлиника»
(кабинет врачей-специалистов, лекарства, инструменты, таблицы)
5. Использование предметов – заместителей.
6. Принятие на себя роли.
7. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей.
8. Диалоги персонажей. Взаимосвязь партнеров.
Ролевое взаимодействие.
• Пациент – врач;
• Регистратор – пациент;
• Врач – медсестра;
• Медсестра – больной.
Заключительный этап
Итог:
Самостоятельная игра детей. Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Результат:
Дети стали чаще использовать сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» и с большим интересом и успехом играть в нее, объединять в единый сюжет с разными играми.
Дети стали больше проявлять самостоятельность, инициативу, творчество.
Дети по собственной инициативе активно обмениваются ролевыми высказываниями, беседа стала интересная и длительная, обогатился словарь детей.
Взаимодействие детей в игре раньше было кратковременное, теперь стало длительное.
Игра стала самостоятельной деятельностью.
Родители стали более внимательными к играм детей и активными в жизни группы.
Приложение.
Экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в аптеку.
Рассказы:
- детей из личного опыта;
- «Как я посещал врача».
Беседы на темы:
«Травмпункт»
«Что у меня внутри»
«Роль лекарств и витаминов»
«Кто нас лечит»
«Значение занятий физкультурой и спотом для сохранения здоровья»
«Сохрани свое здоровье сам»
«Подружись с зубной щеткой»
«Осанка – красивая спина»
«Врачи – наши помощники»
«Знакомство с лекарственными растениями нашей местности»
«Полезные продукты»
«Будем спортом заниматься»
Я узнаю себя:
- Кто мы?
- Пять помощников моих.
- Знакомство со своим телом.
Школа здоровья: -«Подружись с водой и мылом»
- «Вредные микробы»
- «Чтобы зубы не болели»
- «Как уберечься от простуды»
- «Закаляйся, как сталь»
- «На зарядку становись»
Если ты попал в беду:
-«Когда съедобное ядовито» (первая помощь при отравлениях)
-«Наши помощники и враги дома» (первая помощь при травмах)
-«Когда врача нет рядом» (первая помощь при перегревании и обморожении)
Игровая деятельность
Подвижная игра
«Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем»
Дидактические игры :
- «Кто что делает?»
- «Четвертый лишний».
- «Узнай по описанию».
- «Узнай на ощупь».
- «Назови действия».
- «Подбери признак».
- «Один – много».
- «Назови ласково».
- «Собери чемоданчик доктора».
- «Кем быть?»
Сюжетно-ролевые игры : «Больница», «Скорая помощь», «Аптека»,
«Посещение окулиста», «Ветлечебница», «Лесная больница», «Космонавты».
Сюжет : «Медицинская комиссия».
Конструирование. Ручной труд.
- постройка здания поликлиники, аптеки (из крупного строительного материала);
- из бумаги изготовление рекламок;
- изготовление медицинских карточек, упаковок под лекарства и порошки, рецептов;
- изготовление горчичников (из картона);
- оформление альбома местных лекарственных трав.
Художественное творчество
Рисование
- вывески «Поликлиника», «Аптека»
- эмблемы;
- упаковки и этикетки;
- оформление эскизов одежды медработников;
- «Кто нас лечит?»
- «Доктор Айболит». По сказке К. И. Чуковского
- «Мойдодыр». По сказке К. И. Чуковского
- «Мы делаем зарядку»
Лепка
- Овощи и фрукты.
- Таблетки
- «Посуда». По произведению С. Я. Маршака «Федорино горе».
Аппликация
- Витамины на нашем столе.
- Визитки, талоны
Экспериментирование:
o «Проверим слух»;
o «Наши помощники – глаза»;
o «Фрукты: как их можно есть»;
o «Сколько ушей»;
o «Большой – маленький»
o Изготовление жидких «лекарственных» препаратов.
Словарный минимум
(обогащение и активизация словаря)
Профессии:
Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр, медсестра, аптекарь (провизор, регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель.
Инструменты:
Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, ростомер.
Трудовые действия:
Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт, назначает, обследует, госпитализирует, «больной» жалуется.
Качество труда:
Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно.
Чтение художественной литературы
О физическом воспитании
Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
О закаливании
М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!»
О сне
П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
О питании
З. Александрова «Большая ложка»; А. Кардашова «За ужином»;
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
О санитарно – гигиенических навыках
А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»;
М. Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».
О прогулке
А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благина «Прогулка»;
И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели», «Зимой»; Г. Ладошников «Золотистая гора», «В день морозный», «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
О психологическом климате в группе и дома
З. Александрова «Шарик»; И, Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»;
Г. Ладошникова «Я не плачу».
О болезнях, их лечении и профилактике
Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалкоа «Прививка».
К. Чуковский «Доктор Айболит»; Ю. Яковлева «Больной»;
Ю. Синицина «С человеком беда»; И. Туричина «Человек заболел»,
«Загадки о врачах и оздоровье»
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
1. Изучение познавательной и методической литературы:
Журналы «Дошкольное воспитание»
«Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду» Н. Ф. Комарова
«Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми» Т. Д. Пашкевич
«Я и мир» Л. Л. Мосалова
«Социальный мир» О. Ф. Горбатенк
2. Совместно с детьми:
оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр, регистратуру, аптечный пункт;
Лекарства: мази, порошки, таблетки, капли, горчичники и т. д.
Инструменты: фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало лор-врача,
таблица для проверки зрения, ростомер, градусники и т. д.
Документация: медицинские карты на каждого «больного»,
у каждого ребенка- пациента пейджики с геометрическими фигурами.
Талоны, рецепты, рекламки, визитки.
3. Содержание деятельности с семьё й:
• Анкетирование.
• Консультации:
- «Игра в жизни ребёнка»;
- «Красивая осанка – залог здоровья
- «Питание ребёнка-дошкольника»
• Фотовыставки:
- «Играя – учимся, играя – познаём»;
- «Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»;
- Стенгазета «В здоровом теле – здоровый дух».
• Привлечение родителей к оформлению игрового уголка:
- атрибуты игры;
- костюмы;
• Оформление альбомов: «Загадки. Пословицы. Стихи»
Основной этап
Решение поставленных задач с детьми. Игровая деятельность
1. Обсуждение содержания сюжета игры.
2. Использование многоперсонажных сюжетов.
3. Поиск решения с помощью воспитателя.
4. Организация игрового пространства «Поликлиника»
(кабинет врачей-специалистов, лекарства, инструменты, таблицы)
5. Использование предметов – заместителей.
6. Принятие на себя роли.
7. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей.
8. Диалоги персонажей. Взаимосвязь партнеров.
Ролевое взаимодействие.
• Пациент – врач;
• Регистратор – пациент;
• Врач – медсестра;
• Медсестра – больной.
Заключительный этап
Итог:
Самостоятельная игра детей. Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Результат:
Дети стали чаще использовать сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» и с большим интересом и успехом играть в нее, объединять в единый сюжет с разными играми.
Дети стали больше проявлять самостоятельность, инициативу, творчество.
Дети по собственной инициативе активно обмениваются ролевыми высказываниями, беседа стала интересная и длительная, обогатился словарь детей.
Взаимодействие детей в игре раньше было кратковременное, теперь стало длительное.
Игра стала самостоятельной деятельностью.
Родители стали более внимательными к играм детей и активными в жизни группы.
Приложение.
Экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в аптеку.
Рассказы:
- детей из личного опыта;
- «Как я посещал врача».
Беседы на темы:
«Травмпункт»
«Что у меня внутри»
«Роль лекарств и витаминов»
«Кто нас лечит»
«Значение занятий физкультурой и спотом для сохранения здоровья»
«Сохрани свое здоровье сам»
«Подружись с зубной щеткой»
«Осанка – красивая спина»
«Врачи – наши помощники»
«Знакомство с лекарственными растениями нашей местности»
«Полезные продукты»
«Будем спортом заниматься»
Я узнаю себя:
- Кто мы?
- Пять помощников моих.
- Знакомство со своим телом.
Школа здоровья: -«Подружись с водой и мылом»
- «Вредные микробы»
- «Чтобы зубы не болели»
- «Как уберечься от простуды»
- «Закаляйся, как сталь»
- «На зарядку становись»
Если ты попал в беду:
-«Когда съедобное ядовито» (первая помощь при отравлениях)
-«Наши помощники и враги дома» (первая помощь при травмах)
-«Когда врача нет рядом» (первая помощь при перегревании и обморожении)
Игровая деятельность
Подвижная игра
«Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем»
Дидактические игры :
- «Кто что делает?»
- «Четвертый лишний».
- «Узнай по описанию».
- «Узнай на ощупь».
- «Назови действия».
- «Подбери признак».
- «Один – много».
- «Назови ласково».
- «Собери чемоданчик доктора».
- «Кем быть?»
Сюжетно-ролевые игры : «Больница», «Скорая помощь», «Аптека»,
«Посещение окулиста», «Ветлечебница», «Лесная больница», «Космонавты».
Сюжет : «Медицинская комиссия».
Конструирование. Ручной труд.
- постройка здания поликлиники, аптеки (из крупного строительного материала);
- из бумаги изготовление рекламок;
- изготовление медицинских карточек, упаковок под лекарства и порошки, рецептов;
- изготовление горчичников (из картона);
- оформление альбома местных лекарственных трав.
Художественное творчество
Рисование
- вывески «Поликлиника», «Аптека»
- эмблемы;
- упаковки и этикетки;
- оформление эскизов одежды медработников;
- «Кто нас лечит?»
- «Доктор Айболит». По сказке К. И. Чуковского
- «Мойдодыр». По сказке К. И. Чуковского
- «Мы делаем зарядку»
Лепка
- Овощи и фрукты.
- Таблетки
- «Посуда». По произведению С. Я. Маршака «Федорино горе».
Аппликация
- Витамины на нашем столе.
- Визитки, талоны
Экспериментирование:
o «Проверим слух»;
o «Наши помощники – глаза»;
o «Фрукты: как их можно есть»;
o «Сколько ушей»;
o «Большой – маленький»
o Изготовление жидких «лекарственных» препаратов.
Словарный минимум
(обогащение и активизация словаря)
Профессии:
Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр, медсестра, аптекарь (провизор, регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель.
Инструменты:
Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, ростомер.
Трудовые действия:
Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт, назначает, обследует, госпитализирует, «больной» жалуется.
Качество труда:
Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно.
Чтение художественной литературы
О физическом воспитании
Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
О закаливании
М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!»
О сне
П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
О питании
З. Александрова «Большая ложка»; А. Кардашова «За ужином»;
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
О санитарно – гигиенических навыках
А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»;
М. Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».
О прогулке
А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благина «Прогулка»;
И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели», «Зимой»; Г. Ладошников «Золотистая гора», «В день морозный», «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
О психологическом климате в группе и дома
З. Александрова «Шарик»; И, Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»;
Г. Ладошникова «Я не плачу».
О болезнях, их лечении и профилактике
Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалкоа «Прививка».
К. Чуковский «Доктор Айболит»; Ю. Яковлева «Больной»;
Ю. Синицина «С человеком беда»; И. Туричина «Человек заболел»,
«Загадки о врачах и оздоровье»