Альфия Айдапкулова
Проект сюжетно-ролевой игры «Космические приключения» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: краткосрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Космические приключения“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Вывод: необходимо спроектировать работу по развитию сюжетно-ролевой игры.
Цель: организация и развитие сюжетно-ролевой игры «Космос»
Задачи:
• учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
• формировать умение выстраивать новые последовательности событий, взаимоотношений, ориентируясь на партнеров-сверстников;
• учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
• воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре;
• повысить педагогическую компетентность родителей об организации совместных игр с детьми и обеспечить творческое взаимодействие с ними в педагогическом процессе;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
• муляжи космических реквизитов;
• костюмы космонавтов;
• атрибут «Космический корабль»
• ДВД – плеер, телевизор;
• строительный материал;
• спортивное оборудование;
Участники проекта:
• воспитатель
• дети старшей группы
• родители
Продукты проекта
Макеты космических объектов, стенды, фотографии, аппликации, исследовательские работы, схемы, выставки книг, дидактические экологические игры, игровые зоны в группе, новые наглядные пособия, фонотека дисков с познавательным материалом о космосе, глобус, атлас Вселенной.
Ожидаемые результаты:
• Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой монологической речи.
• Парное ролевое взаимодействие со сверстниками, формирование коммуникативных навыков.
• Ролевое общение, короткий диалог, комментирование игровых действий.
• Расширение кругозора детей: получение начальных знаний по астрономии, знаний о подготовке и работе космонавтов, праздновании Дня Космонавтики.
• Развитие воображения.
• Знакомство с новыми словами, выражениями, связанными с космосом, профессиональной деятельностью космонавтов.
• Воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения своего народа.
Этапы игровой деятельности
Анализ проведённой работы.
-Тема выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть воспринята, что способствовало развитию сюжета.
-Увеличилось количество игровых диалогов, дети стали смелее в обращении к воспитателю за советом, в выборе и принятии роли, овладении ролевыми действиями.
-Познакомились с новыми словами, выражениями, профессиями, относящимися к теме «Космос».
-Дети стали проявлять доброжелательные отношения друг к другу, появилось желание играть со сверстниками, игры стали более содержательными и продолжительными по времени.
-Удалось достигнуть хороших результатов при взаимодействии с родителями, оказавшими помощь в реализации проекта. (Фотографии, изготовление наглядности, заполнение анкет, беседы по теме «Космическое приключение»).
Дальнейшее усложнение задач педагогического сопровождения:
1. Активизировать желание детей проявлять самостоятельность в ролевом взаимодействии, творчество в развитии ролевого диалога, в том числе использование словесных элементов из кинофильмов, книг.
2. Обращать внимание на выразительность движений, жестов, мимики детей в передаче образов.
3. Включать обобщающую оценку ролевого поведения детей («Ты очень внимательный и смелый космонавт, «Ты умелый конструктор»,)
Словарный минимум
Примерная анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребёнка
2. Сколько лет Вашему ребёнку.
3. Сколько детей в Вашей семье?
4. Есть ли близкие друзья у Вашего ребёнка?
5. Как часто приглашаете товарищей ребёнка к себе в дом?
6. В какие игры любит играть Ваш ребёнок? (Подвижные, спортивные, настольные,)
7. С кем из членов семьи чаще всего он играет дома?
8. Кто выступает организатором игры?
9. Как относится к своим товарищам во время игры?
10. Какой характер чаще носит игра Вашего ребёнка? (доброжелательный, спокойный., агрессивный)
11. О каких знаменательных датах и праздниках знает Ваш ребёнок?
12. Знает ли он о Дне космонавтики?
Разучивание четверостиший.
1. Мы построили ракету, 2. Попрощались мы с Луной
Корабля быстрее нету. Возвратились мы домой.
Приглашаем всех в полёт Все планеты облетим,
На Луну! Ракета ждёт! Если только захотим!
Физкультминутка
Одни живут на юге,
Где солнышко печёт, (руки вверх, к солнышку тянемся)
Другие, там где, вьюги
Кружатся целый год. (кружатся вокруг своей оси, размахивая руками)
Но все на свете дети
Хотят летать в ракете. («ракеты» полетели по кругу)
Материал для предварительной работы с детьми:
Млечный путь.
Облако межзвёздной пыли.
Меркурий. Венера. Земля.
Марс. Юпитер. Сатурн.
Уран. Нептун. Плутон.
Луна. Солнце.
Орбиты планет Солнечной системы
Планеты Солнечной системы
Раз - Меркурий, два - Венера,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть- Сатурн
А ещё - Уран, Нептун
И конечно же Плутон,
Наше Солнце-чемпион
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Космическое приключение»
Цель: организация и развитие сюжетно-ролевой игры «Космос»
Задачи:
• учить детей до начала игры распределять роли,
• подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
• способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
• создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
• развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий;
• использовать в игре ранее полученные знания по теме
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007