татьяна коломиец
Проект сюжетно-ролевой игры «Космические приключения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : краткосрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Космические приключения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Вывод: необходимо спроектировать работу по развитию сюжетно-ролевой игры.
Цель: организация и развитие сюжетно-ролевой игры «Космос»
Задачи:
• учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
• формировать умение выстраивать новые последовательности событий, взаимоотношений, ориентируясь на партнеров-сверстников;
• учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
• воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре;
• повысить педагогическую компетентность родителей об организации совместных игр с детьми и обеспечить творческое взаимодействие с ними в педагогическом процессе;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
• муляжи космических реквизитов;
• костюмы космонавтов;
• атрибут «Космический корабль»
• ДВД – плеер, телевизор;
• строительный материал;
• спортивное оборудование;
Участники проекта :
• воспитатель
• дети старшей группы
• родители
Продукты проекта
Макеты космических объектов, стенды, фотографии, аппликации, исследовательские работы, схемы, выставки книг, дидактические экологические игры, игровые зоны в группе, новые наглядные пособия, фонотека дисков с познавательным материалом о космосе, глобус, атлас Вселенной.
Ожидаемые результаты:
• Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой монологической речи.
• Парное ролевое взаимодействие со сверстниками, формирование коммуникативных навыков.
• Ролевое общение, короткий диалог, комментирование игровых действий.
• Расширение кругозора детей: получение начальных знаний по астрономии, знаний о подготовке и работе космонавтов, праздновании Дня Космонавтики.
• Развитие воображения.
• Знакомство с новыми словами, выражениями, связанными с космосом, профессиональной деятельностью космонавтов.
• Воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения своего народа.
Этапы игровой деятельности
Процесс Совместная деятельность
педагога и детей Деятельность
педагога
Подготовительный
Цель: повысить уровень знаний педагогов и родителей об организации и руководстве сюжетно-ролевых игр, взаимоотношениях детей в процессе5 игры, создании необходимой развивающей среды, выбор приёмов для обогащения жизненного и игрового опыта детей.
Задачи:
1. провести диагностику детей, анкетирование родителей.
2. Изучение психолого-педагогической литературы о взаимоотношениях детей в сюжетно-ролевых играх. (Пособие О. В. Солнцевой «Дошкольник в мире игры»)
3. Консультирование родителей по вопросам организации ролевых игр в семье
4. Подбор сюжетных картинок. (Ракета, спутник, планета, иллюминатор, скафандр, шлем)
5. Подбор детской литературы.
6. Необходимые атрибуты для игры. (Наушники, шлем, халат, конструкторы различных видов, игрушки-инструменты, предметы-заменители, самолёты, ракеты)
7. Изготовление дидактических игр по теме «Космическое приключение»
Выявление проблемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды, первоначальных знаний о космосе. Диагностика детей.
Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т. Н. Дороновой, Н. Н. Коротковой
Анкетирование родителей.
Обрисовка сюжетной канвы Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением космоса, энциклопедии «Космос и Солнечная система»; набор открыток «Космонавты»; разучивание песни о дружбе «Ты, да я, да, мы с тобой» для «космического полёта». Изучение литературы
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме:Скоролупова О. А. Покорение Космоса (М„ 2002).
Клушанцев П. О чем рассказал телескоп (М., 1980).
Коллективное творчество детей (М, 1998).
Недоспасова В. А. Растем, играя (М., 2004).
Образцова Т. Н. Ролевые игры для детей (М., 2005)
Организационная работа Чтение художественной литературы
Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой»
Продуктивные виды деятельности
Изготовление атрибутов для игры.
Оформление панно «Космическое пространство»
Беседы с детьми «Земля — наш дом во Вселенной». «Путешествие на Луну».
«Звезды – какие они?»
«Что такое Солнечная система?»
Дидактические игры
«Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», строительная «Космодром»
Занятия
Ознакомление с окружающим миром «Земля — наш дом во Вселенной».
Развитие речи «Ракета летит к звездам».
Развитие элементарных математических представлений «Большое космическое путешествие».
Конструирование «Наш космический корабль».
Рисование «Путь к звездам».
Аппликация + рисование «Космический коллаж» Придумывание воспитателем материала для игры : для космического управления (оборудования); исследования планет (приборы); питания (тюбики с едой)
Работа с
родителями Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса».
Оформление стенда «Фотоотчёт из «Космоса».
Консультации:
«Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника»; «Как организовать игровое пространство дома»; Картотека игр разной направленности и видов деятельности.
Основной. Практическая работа с детьми.
Цель: использование прямых и косвенных приёмов работы с детьми для обогащения игрового опыта.
Косвенные приё мы:
-наблюдения за действиями взрослых
-рассказы детям о профессиях, связанных с космосом
-чтение, заучивание стихов
-рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок
-просмотр мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты»
-изготовление аппликаций.
Систематизация информации Принятие на себя роли. Обсуждение содержания и правил игры. Организация игрового пространства. (Постройка «Космодрома» из различных видов кубиков, оформление выставки рисунков и поделок.). Обеспечение руководства
Распределение ролей.
Взятие на себя второстепенной роли.
Обсуждение содержания игры — вопросы.
Руководство организацией игрового пространства
Игровая деятельность детей Игра.
Последовательность развития игры (этапы) строится в соответствии с рекомендациями О. В. Солнцевой:
1 этап. Воспитатель – «соигрок»
2этап. Воспитатель – помощник.
3 этап. Воспитатель-наблюдатель. (Реализует диагностические задачи) Дети играют самостоятельно.
Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.
Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель).
Изменение ролевого действия в ходе игры Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций. Использование многоперсонажных сюжетов.
Обучение элементам развития сюжета.
Использование предметов-заместителей
Заключительный
Цель: Подведение итогов проделанной работы.
Задачи:
1. Провести анализ игровой деятельности в результате проведённой работы, дать оценку содержания игры, длительности, характера взаимодействий между детьми.
2. Наметить задачи с учётом результатов диагностики сюжетно-ролевой игры детей.
3. Оформление фотовыставки для родителей и детей о проведённой сюжетно-ролевой игре «Космическое приключение»
4. Взаимодействие родителей и воспитателей по изготовлению газеты «Играем дома».
Итог Принимают участие в обсуждении проведенной игры.
Оценивают умение играть вместе Подведение итогов игры.
Диагностика игровых умений
Анализ проведённой работы.
-Тема выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть воспринята, что способствовало развитию сюжета.
-Увеличилось количество игровых диалогов, дети стали смелее в обращении к воспитателю за советом, в выборе и принятии роли, овладении ролевыми действиями.
-Познакомились с новыми словами, выражениями, профессиями, относящимися к теме «Космос».
-Дети стали проявлять доброжелательные отношения друг к другу, появилось желание играть со сверстниками, игры стали более содержательными и продолжительными по времени.
-Удалось достигнуть хороших результатов при взаимодействии с родителями, оказавшими помощь в реализации проекта. (Фотографии, изготовление наглядности, заполнение анкет, беседы по теме «Космическое приключение»).
Дальнейшее усложнение задач педагогического сопровождения:
1. Активизировать желание детей проявлять самостоятельность в ролевом взаимодействии, творчество в развитии ролевого диалога, в том числе использование словесных элементов из кинофильмов, книг.
2. Обращать внимание на выразительность движений, жестов, мимики детей в передаче образов.
3. Включать обобщающую оценку ролевого поведения детей («Ты очень внимательный и смелый космонавт, «Ты умелый конструктор»,)
Словарный минимум
Часть словаря Старшая группа Подготовительная к школе группа
Профессии Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник, луноход, приземлиться, прилуниться, спутник Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры
Орудия труда Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - барокамера, спутниковая связь
Трудовые действия Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать, приземлять, взлетать Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать
Качества
труда Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно Высококачественно, добросовестно, организованно, четко
Примерная анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребёнка
2. Сколько лет Вашему ребёнку.
3. Сколько детей в Вашей семье?
4. Есть ли близкие друзья у Вашего ребёнка?
5. Как часто приглашаете товарищей ребёнка к себе в дом?
6. В какие игры любит играть Ваш ребёнок? (Подвижные, спортивные, настольные,)
7. С кем из членов семьи чаще всего он играет дома?
8. Кто выступает организатором игры?
9. Как относится к своим товарищам во время игры?
10. Какой характер чаще носит игра Вашего ребёнка? (доброжелательный, спокойный., агрессивный)
11. О каких знаменательных датах и праздниках знает Ваш ребёнок?
12. Знает ли он о Дне космонавтики?
Разучивание четверостиший.
1. Мы построили ракету, 2. Попрощались мы с Луной
Корабля быстрее нету. Возвратились мы домой.
Приглашаем всех в полёт Все планеты облетим,
На Луну! Ракета ждёт! Если только захотим!
Физкультминутка
Одни живут на юге,
Где солнышко печёт, (руки вверх, к солнышку тянемся)
Другие, там где, вьюги
Кружатся целый год. (кружатся вокруг своей оси, размахивая руками)
Но все на свете дети
Хотят летать в ракете. («ракеты» полетели по кругу)
Материал для предварительной работы с детьми:
Млечный путь.
Облако межзвёздной пыли.
Меркурий. Венера. Земля.
Марс. Юпитер. Сатурн.
Уран. Нептун. Плутон.
Луна. Солнце.
Орбиты планет Солнечной системы
Планеты Солнечной системы
Раз - Меркурий, два - Венера,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть- Сатурн
А ещё - Уран, Нептун
И конечно же Плутон,
Наше Солнце-чемпион
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Космическое приключение»
Цель: организация и развитие сюжетно-ролевой игры «Космос»
Задачи:
• учить детей до начала игры распределять роли,
• подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
• способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
• создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
• развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий;
• использовать в игре ранее полученные знания по теме
Структура игры Общие методические приемы Методические приемы, используемые в игре
Задачи Организовывать и развивать сюжетно-ролевую игру. Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников
Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (тренер — космонавты, строители — конструкторы и т. д.)
Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников)
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру) Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент
Предварительно обсудить содержание игры Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т. п., помочь детям с помощью краткого, логичного заключения выстроить последовательность действий в процессе игры
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т. п.
Обсудить результат игры В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т. п.
Способы руководства игрой Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма) Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду
Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры
Взять на себя роль Взять на себя роль руководителя (с согласия детей)
Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007