Иванова Марина Юрьевна
Проект: «Стройная девица, платьице из ситца»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Люблю березку русскую»
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, и приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «деревом четырех дел». Первое дело – мир освящать, второе - крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. На Троицу украшали дома и храмы березовыми ветками.
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Продолжительность – краткосрочный
Предмет исследования: береза
Возраст детей 5 – 6 лет
Публикация «Проект: „Стройная девица, платьице из ситца“» размещена в разделах
Цель: создание условий для ознакомления детей с березой, ее пользой, применением.
Задачи:
-- сформировать представления у детей о жизни березы, значимости в жизни человека, применении
-- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, получать новые знания
-- учить отражать значения и впечатления в художественно – продуктивной и игровой деятельности
-- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
Предполагаемый результат:
-- у детей сформированы представления о жизни растения, значимости его в жизни человека, применении в быту. В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо ее охранять и беречь.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1. Подготовительный
Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, потешки, подвижных игр, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу». Разработаны вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», какие ассоциации вызывает слово береза?
2. Познавательный
Перспективное планирование по образовательной деятельности
«Познание» - наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы на участке детского сада. Дидактическая игра «Найди лист березы», «Подбери слова – приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом». Беседа «Народная любимица – береза». Конструирование «Предметы мебели».
«Художественно – эстетическая» - пласкосная лепка «Березка», декоративное рисование «Роспись доски», цель: познакомить детей с изделиями из березы, приобщать к русской традиции и народному ремеслу. Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юнона «Мартовское солнце», И. Шишкин «Лесная глушь».
«Речевая» - чтение: К. Паустовский «Подарок», П. Воронько «Береза», р. н. ск. «Дурак и береза», В. Бианки «Волшебная береза». И. Соколов – Микитов «Береза».
-- заучивание наизусть: А. Прокофьев «Люблю березку русскую»
-- загадки, пословицы, поговорки о березе.
«Социально – коммуникативная» - беседа 1. «Что я знаю о березе»,
2. «Как и для чего люди используют березу»
«Музыка» - слушание рус нар песни «Во роле береза стояла», «Песня о родине» сл. Е. Карасева, муз. В. Елинена.
«Здоровье» - беседа «Какая польза от березы?» цель: познакомить детей с народными средствами лечения и профилактики болезней при помощи коры. Листьев. Сока и почек березы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Предложить родителям подобрать иллюстрации, открытки, фото, вырезки из газет и журналов о березе.
2. Предложить совершить прогулку в березовую рощу «Наш воскресный день. Папа, мама и я дружная семья».
3. Организовать конкурс рисунков с изображением березы в любой техники.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Викторина: «Люблю березку русскую»
Цель: развивать познавательный интерес. Продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщить знания о березе. Расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к природе.
Пословицы и поговорки о березе:
- Бела береста – да деготь черен.
- Для врага и береза – угроза.
- Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
- Березкой обогреешься, а не оденешься.
- Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
- Береза ума дает (о розгах).
Загадки о березе:
1. Стройная девица платьице из ситца,
Черные сапожки, по весне – сережки
2. И красива, и стройна средь подруг стоит она,
Вся в кудряжках и сережках это белая (березка)
3. Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,
книзу веточки спускаются, а на веточках сережки.
Физкультминутка
Мы себя полечим сами.
Мы попаримся с друзьями
Веничком березовым мы пройдем по ручкам,
Ножкам и бокам немножко
Постучим по спинке, постучим по ножкам,
Раз, два, три – вся хворь от нас уйди.
Народные приметы :
- Из березы течет много сока к дождливому лету.
- Когда береза станет распускаться, сей овес.
- Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
- Если на березке осенью много листа остается, то год будет тяжелым
- Береза рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Березку можно смело назвать «Зеленой аптекой», т. к. все части этого дерева обладают целебными свойствами. Сок березы собранный в мае, считается очень целебным.
ЗАПОМНИТЕ! Срубать ветки можно только с больших берез, а потом это место обязательно залепить глиной или варом.