Надежда Деренг
Проект степ-аэробика «Веселые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы.
Публикация «Проект степ-аэробика „Веселые шаги“» размещена в разделах
- Проекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Степ - аэробика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, демографических, климатических условий, а именно:
• наследственность;
• неблагоприятная экологическая обстановка;
• электронно-лучевое и “металло-звуковое” облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);
• образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья,а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на занятии по физической культуре может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ - аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.
Цель: определить значение степ – аэробики в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по данному вопросу
2. Определить основные направления по привитию детям навыков степ – аэробики.
3. Разработать систему мероприятий по использованию степ – аэробики с детьми 6-7 лет.
4. Разработать музыкально игровые комплексы степ – аэробики.
5. Организовать работу по взаимодействию с музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.
6. Определить эффективность разработанной системой по использованию степ – аэробики.
Объект исследования – процесс развития двигательной активности.
Предмет исследования – степ – аэробика, как средство развития двигательной активности.
Гипотеза: если использовать степ- аэробику при организации двигательной активности, детей, то это будет способствовать их физическому развитию.
Возраст детей и срок реализации проекта.
Проект «Степ – аэробика» долгосрочный, рассчитан на 1 год при проведении занятий по 1разу в неделю (общий объём – 36 занятий в год).
Участники проекта : Подготовительная группа № 8 «Золотая рыбка» и группа № 6 «Радуга».
Теоретические аспекты развития двигательной активности у детей дошкольного возраста
Степ–аэробика - это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой. Платформа изготовлена из плотного полиэтиленового или деревянного каркаса, который выдерживает нагрузку и позволяет выполнять шаги, подскоки на и через нее в различных направлениях. В партнерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься люди с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.
Необходимо соблюдать правила работы на степ - платформах, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Правила эти касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, музыки и т. п. (см. памятку по технике безопасности в приложении)
Основным содержанием занятий являются базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики. Очень эффективно и разнообразно использование степ – платформ в силовой тренировке.
Оборудование для степ – аэробики – это платформа высотой 10 см., шириной 20 см., длиной 40 см., высота ножки 7 см., ширина ножки 4 см. Правила степ – аэробики направлены на сохранение и укрепление опорно–двигательного аппарата детей.
Структура занятия и музыкальное сопровождение.
Занятие аэробики имеет три четко выраженные части (каждая состоит из подчастей).
Первая часть занятия – аэробная разминка (от 4-5 мин.) в музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц.
Вторая часть занятия степ – аэробики – аэробная часть (15-18 мин.) Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе.
Третья часть занятия – последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость (3-5 мин.). Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.
Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.
На занятиях физической культуры скамейку – степ можно применять :
• В вводной части: ходьба по и между скамейками (для формирования правильной осанки);
• При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;
• В основных видах движений: прыжки, бег и т. д. ;
• В подвижных играх: «Аист и лягушки», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички».
Требования к оптимально необходимому оборудованию для физического развития детей
Разнообразное физическое оборудование и пособия являются составной частью общей предметно – игровой среды дошкольного образовательного учреждения. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствует более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствует формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.
Предметы физкультурного и спортивного – игрового оборудования в дошкольном учреждении необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей детей. Разнообразное оборудование необходимо для оснащения физкультурных, физкультурно – музыкальных, тренажерных залов, бассейнов, физкультурных и групповых площадок на участках дошкольного учреждения. Нужно позаботиться также о приобретении оборудования для специализированных кабинетов, предназначенных для лечебно – профилактической и физкультурно – оздоровительной работы. Также нужно иметь измерительные приборы которые необходимы для проведения диагностики физической подготовленности комплексной оценки двигательной активности, определения физической нагрузки и функционального состояния организма ребенка.
Рациональный подбор физкультурного и спортивного – игрового оборудования поможет обеспечить реализацию содержания самых разных видов занятий по физической культуре.
Но менее важно иметь необходимый набор оборудования для оптимального обеспечения организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей. Наличие разных видов оборудования и пособий позволит наиболее рационально применять их в различных видах занятий, создавать разнообразные варианты упражнений для утреней гимнастики, двигательной разминки, гимнастики после дневного сна, подвижных игр, полос препятствий и т. д.
Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находиться в физкультурных залах. Расстановка пособий зависит от их предназначения. Мелкое физкультурное оборудование желательно разместить в секционных шкафах.
С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей и поддержания их интереса к разным пособиям важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях.
Располагать оборудованием следует таким образом, чтобы дети могли свободно подойти к нему и самостоятельно пользоваться им. Середина зала должна быть свободной, чтобы на ней можно было разместить разнообразные предметы.
Физкультурное оборудование необходимо содержать в чистоте. Следует предусмотреть ограждение окон разными решетками, сетками. При оборудовании физкультурного зала нужно помнить и об эстетическом оформлении.
В старших возрастных группах физкультурное оборудование и пособия можно расположить не только в физкультурных залах, но и групповых комнатах.
Необходимый спортивно – игровой инвентарь для развития двигательной активности: гимнастическая скамейка, гимнастический набор (обручи, рейки, палки, подставки, зажимы, палка гимнастическая короткая, скакалка короткая, кегли, мешочек с грузом, мяч утяжеленный.
Огромное значение для оздоровления и развития детей имеет оснащение территории дошкольного учреждения спортивно – игровым оборудованием.
В настоящее время существует большое разнообразие физкультурного и игрового оборудования для детских садов.
Основные этапы обучения детей степ – аэробики
Обучение степ – аэробики обусловлено формированию двигательных навыков и проходит на протяжении определенного периода времени. В моей практике я выделяю три этапа обучения:
• Этап ознакомления основных движений степ – аэробики;
• Этап разучивания основных движений;
• Этап совершенствования
Этап ознакомления основных движений степ – аэробики на занятии мною решаются следующие задачи: создаю у обучающихся представление об основных базовых упражнениях, заинтересовываю их в сознательном и активном овладении упражнением. В процессе образования представлений условно выделяю три взаимосвязанных звена:
• осмысление задачи обучения;
• осмысление проекта её решения;
• попытка выполнить базовое упражнение в целом или его отдельную часть.
Осмысливая задачи обучения поставленные мною, дети должны понять задачи на всю серию занятий, посвященных изучению конкретных упражнений. Дети стараются вникнуть в основу техники, определить ведущее звено изучаемого упражнения. Основные детали техники мы с детьми познали на последующих этапах обучения. Проект решения задачи обучения создаются ребенком на основе моих рекомендаций, понимания задачи, предшествующих знаний и имеющегося двигательного опыта.
Составленный мною проект подкрепляется, а часто и корректируется при первых же попытках выполнения упражнения путем его опробования. В зависимости от сложности упражнения опробование его я провожу в целом или по частям. На этапе ознакомления с упражнением обычно используются словесные и наглядные методы, а также методы разучивания в целом или по частям, но только в плане предварительного ознакомления с изучаемым базовым упражнением.
На этапе разучивания я ставлю задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом. В этом процессе я выделяю стадию образования двигательного умения и стадию его совершенствования. На стадии образования двигательного умения, я обучаю детей:
• основам техники и ведущим движениям двигательного действия;
• устранять изменение мышечные и психические напряжения при его выполнении;
• предупреждать возникновение лишних движений.
На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнения и проявляются некоторые признаки двигательного навыка. При относительно высокой сложности отдельных движений, их точности в пространстве и во времени, двигательное действие на этой стадии обучения легко нарушается. Поэтому главная задача обучения – закрепление основ техники выполнения упражнения, достижения её стабильности.
На этом этапе разучивания двигательного действия широко использую словесные и наглядные методы обучения, однако преимущество здесь имеют практические методы – разучивание по частям, в целом и т. д. На этапе совершенствования формирую двигательный навык, который характеризуется закреплением двигательного действия для постоянных условий реализации, когда автоматизм выполнения движений не препятствует решению двигательной задачи.
Основные направления работы с детьми по развитию двигательной активности (в рамках степ – аэробики)
Я хочу выделить 3 направления работы с детьми:
1. Использование упражнений на занятии. Я стараюсь подбирать специально физические упражнения, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного характера, такие упражнения благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка. (см. приложение).
2. Музыкально игровые комплексы степ – аэробики. Каждый комплекс я направляю на обучение детей разным видам движений, закрепление полученных навыков, развитие физических и нравственно-волевых качеств ребенка.
Максимальную эффективность реализации комплексов в течение учебного года я обеспечиваю, если работаю с учетом принципов систематичности, наглядности, доступности и индивидуального подхода, а также постепенного повышения требований к условию детьми программного материала.
Музыкальные комплексы со степ – платформами оказывают мне неоценимую помощь в развитии разных групп мышц и укреплении мышечного тонуса. В процессе использования всех форм физического воспитания мною создаются вариативные условия для выполнения физическими упражнениями. При этом дети проявляют ловкость, быстроту реакции, выносливость.
Предлагаемые мною музыкальные игровые комплексы могут изменяться и варьироваться от того, где они проводятся, а также от вида занятий по физической культуре.
Структура комплекса определяется постановленными мною задачами и особенностями организма ребёнка. Во время выполнения упражнений происходят значительные изменения: увеличивается работоспособность дошкольника, улучшается работа всех органов и систем организма, вырабатывается определенный ритм деятельности, укрепляется мышечный тонус, развивается выносливость, повышается эмоциональное состояние.
Во время музыкально игровых комплексов дети познают окружающую действительность, получают при этом «мышечную радость» (см. приложение).
3. Самостоятельное использование элементов степ – аэробики детьми в свободной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При самостоятельной деятельности я забочусь о создании физкультурно – игровой среды, где дети могут пользоваться разными пособиями в том числе и степами. Дети также используют элементы степ – аэробики на прогулке, где самостоятельно организовывают игровую деятельность.
Особенности взаимодействия с воспитателями, родителями и специалистами
Эффективность физкультурной работы в дошкольном учреждении во многом определяется взаимодействием между мною и медицинским персоналом, музыкальным руководителем, воспитателями и родителями. Планирование совместной деятельности я осуществляю на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляю в виде планов: консультации для воспитателей, выступаю на педагогических советах и медико – педагогических совещаниях.
Консультации для воспитателей.
Мною оказывается помощь воспитателю по различным вопросам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
• подбор упражнений для утреней гигиенической гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организации игр между занятиями на прогулке;
• оборудование физкультурного уголка;
• организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке;
• оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
Педагогические советы.
К педагогическим советам, где обсуждаются вопросы здоровья воспитанников дошкольного учреждения, я готовлю или свое выступление, или материалы для выступления своих коллег (медсестра, методиста ДОУ и т. д.). Темы выступлений я согласовываю с общими темами педагогических советов в начале года. При этом мною выбираются конкретные темы, актуальные и интересные для обсуждения всех участников педагогических советов.
Медико – педагогические совещания.
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно тесного взаимодействия педагогов и медицинских работников.
Основными проблемами, между мною и медицинским работником в совместной деятельности является:
• физическое состояние детей, посещающих ДОУ;
• соответствие содержания занятий физическими упражнениями к физическому состоянию детей;
• оптимизация двигательного режима детей в ДОУ;
• организация деятельности в системе двигательной реабилитации;
• профилактика заболеваний опорно–двигательного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
• формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ;
Моё взаимодействие с родителями.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому работа с родителями является важным разделом работы для меня. Я стараюсь правильно организовывать работу с родителями, чтобы способствовать повышению их физической и валеологической грамотности.
Родительские собрания.
Основной объем сведений о физкультурной работе, проводимой мною в ДОУ, её результатах и путях улучшения родители получают на родительских собраниях. При планировании тематики выступлений я должна определить оптимальный объем сведений общего характера и конкретных сведений о результатах двигательной деятельности детей.
Консультации для родителей.
Консультации для родителей – важный раздел работы для меня. На родительских собраниях мне всегда представляется возможность рассказать обо всех детях. Более того, в ряде случаев мне приходится осуждать информацию о ребенке только с его родителями. Этой цели служат индивидуальные консультации. В своем графике работы я должна выделить время, когда мне провести беседу с родителями. Информация о консультации доводится мною в том или ином виде до сведения родителей.
Помимо консультаций для всех желающих, я могу специально пригласить на беседу некоторых родителей. Чаще всего на такие консультации приглашаю родителей тех детей, которые по той или иной причине вызывают беспокойство у меня (неадекватная реакция на физическую нагрузку, низкий уровень физических качеств, постоянное отсутствие формы и т. п.). Может быть и наоборот: значительный процесс ребенка на физкультурных занятиях или его явная двигательная одаренность.
Факт проведенной консультации мною фиксируется, на итоговом педагогическом совете проанализировав эффективность проведенной работы.
Планируемый результат.
Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволит достичь следующих результатов:
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения;
точно и правильно выполнять упражнения, состоящие из разнонаправленных движений для рук и ног, сложные циклические виды движений;
самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций;
выразительно исполнять движения под музыку
находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки;
выполнять танцевальные шаги и базовые шаги степ - аэробики;
развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
Воспитывать чувство уверенности в себе.
Основные правила выполнения степ - аэробики.
Для сохранения правильного положения тела вовремя степ - аэробики необходимо:
* - держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени
расслабленными;
* - избегать перенапряжения в коленных суставах;
* - избегать излишнего прогиба спины, всегда держать её прямо;
* - не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;
* - стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
* - держать степ-платформу близко к телу при ее переносе;
* - выполнять шаги в центр степ - доски;
* - ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а спускаясь, ставить ногу с
носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
* - опускаясь со степ - платформу, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать
больше, чем на длину ступни от степ - платформы;
* - подъем на платформу осуществлять за счет работы ног, а не спины;
* - не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше
одной минуты;
* - не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве,
движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней
спиной;
* - делать шаг с легкостью, не ударять по степ - платформе ногами.