Маргарита Герасименко
Рабочая программа детского спортивного кружка «Степ-аэробика» (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.
Объём ныне используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребёнка, но по результатам диагностики за последние два года наблюдается снижение уровня развития физических качеств, особенно координации движений, и уменьшается число здоровых детей. В тоже время старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и благоприятным для развития многих физических способностей, в том числе координационных, а так же способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
Публикация «Рабочая программа детского спортивного кружка „Степ-аэробика“ (5–7 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Степ - аэробика для детей
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
В условиях возрастания объёма учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка-дошкольника. Он всё больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-аэробика.
Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов, в основе которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой).
Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления. Упражнения для степ-аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность кровообращения и дыхания, тренирующие мышцы сердца, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре.
Степ-аэробика интересна и разнообразна, в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.
Программа по степ–аэробике имеет физкультурно–спортивную направленность и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).
2. Новизна программы
Новизна этой программы в том, что она дает дополнительное развитие детям дошкольного возраста, что благотворно влияет на их развитие. Один комплекс степ-аэробики выполняется детьми в течение одного месяца, некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться.
Программа разработана и оформлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
Плюсы использования степ-аэробики в работе с детьми:
1) Огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
2) У детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
3) Развитие у ребёнка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
4) Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.
5) Повышение выносливости, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Но самое главное достоинство степ-аэробики – её оздоровительный эффект. Поэтому возникла необходимость создания программы физкультурно-спортивной направленности, которая дополняла бы программу по физическому воспитанию и способствовала оздоровлению детей.
3. Актуальность программы
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, его неповторимой индивидуальности. Направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, чтобы создать условия для развития творческой активности детей. Методы и приемы, используемые в данной программе, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.
Эффективность использования степ-аэробики заключается в том, что во время занятий заложено разнообразие различных методов и приемов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.
5. Направленность программы
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка».
Программа направленна на укрепление мышц тела (ног, рук, спины, живота, увеличение гибкости и подвижности суставов, профилактику различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.
Основная цель рабочей программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для удовлетворения их естественной потребности в движении и дозирование физической нагрузки с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей организма ребенка.
Задачи:
• Укрепление здоровья;
• Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
• Повышать работоспособность и двигательную активность;
• Формировать устойчивое равновесие и правильную осанку у детей;
• Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
• Развивать потребность в систематических занятиях спортом.
• Совершенствование психомоторных способностей:
• Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;
• Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;
• Способствовать улучшению психического состояния, снятию стрессов;
• Формировать навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
• Развивать чувство уверенности в себе.
• Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:
• Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
• Развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
• Воспитывать коллективные движения (синхронность).
Участники программы: дети старшей и подготовительной групп 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Основные принципы программы:
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;
• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;
• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;
• Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Режим деятельности спортивного кружка: Непосредственно - образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. Длительность проведения НОД, учитывая возраст детей и их индивидуальные возможности – 25-30 минут. Кружок проводится с октября по май.
Общая структура работы кружка:
Форма проведения занятий – групповая.
Содержание занятий степ-аэробикой учитывает морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития.
Упражнения для степ-аэробики носят преимущественно циклический характер (в основном, это ходьба, вызывают активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Начинать занятие следует с подготовительной части (разминки, которая обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. В конце основной части занятия (комплекс степ-аэробики) используется подвижная игра. Заканчивается занятие упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе.
Во время занятий степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции. Занятия степ аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение.
Для занятий степ – аэробикой необходимо рекомендовать родителям приобрести для детей устойчивые кроссовки, которые будут крепко держаться на ноге ребёнка. Нельзя заниматься на степе босиком или в обуви с мягкой подошвой, так как это может привести к повреждению ступни или вывиха лодыжки.
Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.
Используемое оборудование для занятий:
• Степ-платформы (у каждого ребёнка свой степ)
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья детей;
- сформирование устойчивого равновесия, улучшение координации движений;
- повышение уровня физических качеств (координации движений) и физическая активность в целом;
- формирование устойчивого интереса к занятиям степ-аэробикой;
- имеются сформированные представления о здоровом образе жизни (о значении двигательной активности человека, развитии силы и гибкости);
- сформирован интерес к собственным достижениям
- воспитанники, прошедшие курс степ-аэробики, должны освоить все базовые шаги и применять их в самостоятельной деятельности при выполнении музыкально-ритмических комплексов.
Планирование
Месяц Комплекс упражнений (приложение 1, 2, 3)
Октябрь Комплекс №1
Ноябрь Комплекс № 2
Декабрь Комплекс №3
открытое занятие
Январь Комплекс № 4
Февраль Комплекс № 5
Март Комплекс № 6
Апрель Комплекс № 7
Май Повторение комплексов №1-7
Итоговое открытое занятие
Используемая литература
1. Машукова Ю. М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.
2. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. Москва 2001
3. Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.
4. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Москва 2006
5. Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008.