Алина Дрозд
Проект «Сказкотерапия в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 станицы Ясенской
муниципального образования Ейский район
Инновационный проект : «Сказкатерапия в ДОУ»
Автор проекта :
Дрозд Алина Васильевна
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
Публикация «Проект „Сказкотерапия в ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
«Безопасность» : создать атмосферу психологического комфорта, способствовать снятию эмоционального напряжения, формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни: о полезных продуктах питания; расширить знания о различных эмоциях человека, их воздействии на организм, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье.
«Чтение художественной литературы» : развивать художественное восприятие, приобщить детей к словесному искусству.
«Социализация» : побуждать детей по собственной инициативе высказываться о действиях персонажей; проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться.
«Коммуникация» : помочь детям развить дискуссию по содержанию сказки, привлечь замкнутых, застенчивых детей к участию в обсуждении; объяснить им, что не надо стесняться своих чувств и их проявлений.
«Художественное творчество» : формировать умение передавать образы героев сказок средствами изобразительной деятельности, развивать фантазию, творчество.
«Речевое развитие» : овладение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка. В связи с этим, всё более актуальной проблемой в нашем обществе становится, в первую очередь, развитие речи дошкольников.
Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы напрямую создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого развития детей. При этом обязательна опора на сказку, которая вызывает необходимсть игрового общения. Благодаря этому действие происходит с исключением нравоучительности и естественной для дошкольников деятельности.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, развитие диалогической и монологической речи. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к литературному творчеству. Сказка выступает, как знаковая система, с помощью которой дети интерпретируют окружающую действительность. У них повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. В процессе создания сказочных образов у детей совершенствуется выразительность речи, расширяется словарный запас.
Участники проекта :
1. Воспитатели;
2. Дети;
3. Родители.
Длительность проекта : в течение учебного года (2016-2017г.)
Этапы проекта :
I. Подготовительный (организационный) этап.
II. Основной этап реализации проекта.
III.Заключительный этап.
На организационном этапе нами были определены тема, цель и задачи содержания проекта, спрогнозированы результаты.
Обязательным фрагментом подготовки проекта является, по нашему мнению, обсуждение его с родителями для опреджеления степени их участия и выяснение возможностей и средств, необходимых для его реализации, а также определение содержания, длительности проекта, изучение методической литературы по теме и подготовка наглядного материала.
В качестве основных форм наглядной работы с родителями мы выбрали письменные консультации, а так же групповые и индивидуальные, отражение реализации проекта на информационных стендах. Так, например, мы предложили родителям познакомиться с перспективным планом проведения сказкотерапии, разработали рекомендации по проведению сказкотерапии. Спланированы анкетирование и родительское собрание.
Отдельно был оформлен уголок, в котором мы размещали детские работы, фотовыставки по ступеням реализации проекта.
В плане работы элементы сказкотерапии были включены в комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников и развлечений, в индивидуальную и групповую работу с детьми в утренний приём, на прогулку, в вечерний отрезок времени. Отдельным пунктом была вынесена работа с родителями по их обучению проведению сказкотерапии с ребёнком.
Обязательным элементом подготовки выступало установление взаимодействия с коллегами (логопед, музыкальный руководитель) по определению их участия в проекте и, соответственно, планированию работы в нужном направлении.
Основной этап реализации проекта предполагал выполнение его плана.
План проекта
№п/п Наименование сказки Формы и методы работы Срок
1 Колобок Дидактические игры:
«Рассказываем сны»;
«Интервьюирование»;
«Сочиняем сказки»;
«Слушаем и сочиняем стихи»;
«Воображение и интерес»;
«Из какой сказки герой»;
«Одень сказочного героя»;
«Угадай сказку» (по иллюстрации, по отрывку);
«Назови сказку» (по набору костюмов).
Беседы:
«Моя любимая сказка»;
«Мой любимый сказочный герой».
Сюжетные творческие игры:
«Салон красоты»;
«Театр моды»;
«Драматический театр»;
«Художественный салон».
Творческие методы:
Метод «А что потом»;
Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
Метод «Придумывание кратких историй»;
Метод «Моделирование»;
Метод «Сказка про самого себя»;
Метод «Перевирание сказки»;
Метод «Бином фантазии»;
Метод «Сказки по-новому»;
Рисунок любимого отрывка;
Драматизация отрывка и сказки в целом;
Викторина «В гостях у сказки»;
Развлечения.
Психотерапия:
«Изотерапия»;
«Песочная терапия»;
«Игровая терапия».
Продуктивная деятельность:
Рисование;
Лепка;
Аппликация. сентябрь
2 Репка октябрь
3 Теремок ноябрь
4 Геркулесовая каша декабрь
5 Волшебная сказка январь
6 Волшебная сказка февраль
7 Волшебная сказка март
8 Волшебная сказка апрель
9 Волшебная сказка май
Структура сказкотерапевтического занятия
Структура сказкотерапевтического занятия в начале реализации нашего проекта выглядела следующим образом.
Ход деятельности:
1. Воспитатель загадывает детям загадку. Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает им, что у неё под салфеткой (варианты). Дети, узнают, что главный герой сказки – это ….
2. Воспитатель: «Дети, послушайте сказку, а называется она…
3. Беседа по содержанию сказки.
Вопросы к детям:
1. Дети, кто главный герой этой сказки?
2. Скажите, какой (ая) он (а?
3. Как вы думаете, почему….?
4. В кого превратился (ась?
5. Покажите, как огорчился (ась) (Дети показывают, например, обиду, грусть) .
6. А когда на его(ё) лице появилась радость?
7. Расскажите, какие вы знаете?
8. Покажите…. (Дети изображают эмоции в соответствии с темой).
9. Вспомните эмоции, которые испытали герои сказки, назовите отрицательные и положительные.
10. Как вы думаете, может такое произойти в нашей группе? Почему?
4. Воспитатель предлагает детям пройти за столы и нарисовать, в кого ещё мог (ла) бы превратиться…
5. Рассмотреть рисунки детей. Отметить их творчество и фантазию.
6. Заключительная часть. Рефлексия. Выходя из комнаты Сказок, дети выбирают эмоцию (схематическое изображение, которая вызвала у них эта сказка, и прикрепляют её к мольберту.
Особое внимание мы обращали на основные элементы непосредственно образовательной деятельности.
Так, ритуал входа в сказку осуществлялся с помощью волшебной феи, волшебного платка, волшебной палочки, клубочка, бабушки-рассказчицы, воздушных шариков, цваетика-семицветика и т. д. Это помогало заинтересовать детей, создать настрой на совместную работу и войти в сказку. Особенно интересным оказалось переодевание детей в сказочные костюмы перед тем, как войти в волшебный лес. Дети смогли сразу перевоплотиться в сказочных героев и стать участниками сказки.
Прослушивание сказки осуществлялось в нескольких вариантах: со слайдами, со звукоподражанием, с пантомимическими и мимическими движениями.
Очень эффективным приёмом являлось включение в беседу по сказке элементов психогимнастики, пальчикового театра.
Отдельно следует сказать об используемых музыкальных методах: прослушивании песен по соответствующей теме, музыкально-ритмические игры, упражнения.
Ритуал выхода из сказки тоже постоянный.
По ходу реализации проекта мы заметили интерес детей к самостоятельному изготовлению атрибутов, привлекли к этому процессу некоторых родителей. Так родилась идея создания творческой мастерской соместного творчества детей и их родителей «Куклодел». Терапевтический эффект такой деятельности сложно переоценить. В процессе изготовления несложных кукол дети проговаривали их действия, отражали эмоции. В результате был создан новый кукольный уголок, в котором стали постепенно появляться и другие атрибуты, которые впоследствии использовались детьми для игр-драматизаций (накидка для волшебника, волшебная лампа).
План работы с родителями
№ п/п Наименование мероприятия Срок
1. Родительское собрание «Роль сказкотерапии в речевом развитии ребёнка» сентябрь
2. Групповая консультация «Игра и сказка в развитии речи» октябрь
3. Круглый стол «Роль куклы в развитии речи детей» ноябрь
4. Семинар-практикум «Изготовление куклы» декабрь
5. Совместное творчество детей и родителей – «Творческая мастерская «Куклодел» январь
6. Изготовление папки-передвижки «Мои любимые сказки» февраль
7. Приглашение родителей в «Драматический театр» март
8. Конкурс среди родителей «Сказка на новый лад» апрель
9. Итоговое родительское собрание май
В процессе реализации проекта мы использовали игры для закрепления знания и понимания сказок.
Сочинение сказки, использование театрализованной деятельности, в свою очередь формирует привычку у дошкольников к выразительной публичной речи, является эффективным способом коррекции трудностей в развитии коммуникативной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы у детей. Ключевые вопросы:«Кто придумывает и пишет нам сказки?» «Кто такой писатель? Чем он занимается?», «Вы любите слушать сказки?», «А сочинять?», «Какой ваш любимый сказочный герой?», «Почему?», «Хотели бы вы стать на один день писателем и придумать свою сказку?» - позволили провести интереснейшее занятие.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, мы использовали различные дидактические игры. Некоторые из них вошли непосредственно в проект, а некоторые проводились на прогулке или в вечернее время. Так же эти игры очень хорошо помогают не только в развитии связной монологической и диалогической речи, но и в развитии творческого воображения, фантазии. Приводим пример некоторых изиспользуемых.
Встречи героев. Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
Звукорежиссеры. Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите малышам «озвучить» картинку. Пусть вспомнят, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть дети озвучивают ход событий.
Новые сказки. Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
Пропущенный кадр. Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышами ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если они затрудняются найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
Сказочная цепочка. Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам, помочь детям запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть. Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Очень удачно использовался алгоритм «Как сочинить сказку». После его использования дети очень леегко смогли придумывать сказки самостоятельно.
Как сочинить сказку? (алгоритм)
1. Время действия (Когда происходит событие (по весне, поздним вечером).
2. Место действия (где происходит событие (в тридевятом царстве, на необитаемом острове, в подводной лодке).
3. Главный герой (кто участвует в событиях (имя, внешность, характер, что он любит, что ему не нравится).
4. Главный противник (тот, с кем придётся сражаться, выигрывать в соревновании). (имя, внешность, характер).
5. Основное событие (что произошло, чтобы главный герой и основной противник встретились).
6. Помощники главного героя (они помогают справиться с проблемой, дают совет или волшебный предмет, помогают).
7. Помощники противника (они вредят герою, мешают справиться с задачей) (Имена и их плохие поступки).
8. Окончание (победа над противником) герой получает награду: находит пропажу, обретает друзей, становится умным).
Для самостоятельного использования детьми алгоритма мы нарисовали его схематично. Теперь каждый ребёнок может по схеме помнить последовательность сочинения сказки. В последующем можно предложить детям дополнить алгоритм, поменять местами отдельные схемы. Это будет способствовать ещё более лучшему речевому развитию.
В процессе реализации проекта мы применяли методы, обозначенные в плане работы. Это позволило сделать совместную деятельность более разнообразной. Поставленные задачи были выполнены, но деятельность по проекту можно продолжать, используя разнообразные методы.
Таким образом, разработанный проект позволяет творчески подходить к решению поставленных задач в различных видах деятельности. В работе принимают участие узкие специалисты и родители, что даёт максимальный эффект.
Фоторепортаж о реализации проекта