Анна Сергеевна Хайрулина
Проект создания предметно-развивающей среде в старшей группе в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы. В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Исходя из этого был разработан проект «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ»
Публикация «Проект создания предметно-развивающей среде в старшей группе в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Цель проекта : Разработка модели развивающей предметно - пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта :
1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию
детей с учетом их потребностей и интересов;
3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,
художественной, театрализованной);
4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ.
Сроки реализации проекта : июнь – декабрь 2017 года
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС
4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Этапы и мероприятия реализации проекта :
Подготовительный этап
Июнь 2017г.
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования,
учебно-методических и игровых материалов.
Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группа ДОУ.
Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
Разработка плана проекта.
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
Реализационный этап
Июль – ноябрь 2017 г.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей предметно-пространственной среды.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
Заключительный этап
Декабрь 2017 г.
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Примерные центры активности, которые могут быть организованы в старшей группе :
- Центр «Речевого развития» художественная литература, иллюстрации.
- Центр «Математического развития» демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развития представлений о величине предметов и их форме, для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др., материал для развития пространственных представлений (стенды, доски со схемами и др.) и временных представлений (календари, часы песочные, солнечные, с циферблатом и др.);
- Центр «Искусства» листы бумаги и альбомы, кисти, краски, баночки для воды, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, природный и бросовый материал и др. ;
- Центр «Сюжетно – ролевых игр» наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр, игр- драматизации, а также материал для изготовления сценической одежды;
- Центр «Конструирования» мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, имеются разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей, мозаики, танграмы, разрезные картинки, бросовый и природный материал для художественного конструирования;
- Центр «Науки» - наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры, гербарий и пр.). Имеются уголки озеленения в которых содержаться комнатные растения; природный и бросовый материал;
- Центр «Спортивный» игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки, мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды;
Изготовление материалов для игровой деятельности.
Сроки реализации Наименование
Июль • Схемы, алгоритмы экспериментирования;
• Модели экологических групп;
• Отрывной календарь;
• Танграм;
• Разрезные сюжетные картинки;
• Графические головоломки.
Август • Макеты: улица города, подворье, территория детского сада;
• Схемы – планы: улица, детский сад, группа;
• Ширма многофункциональная (и для уголка уединения);
• Набор карточек с символами погодных явлений;
• Логические таблицы (классификация по 2-3 признакам одновременно);
• Кокошники (короны).
Сентябрь • Приобрести: линейки, лекала, циркули;
• Мелкие фигурки – персонажи;
• Коллекции: ткани, бумаги.
• Набор печаток;
• Набор шариковых ручек (6 цветов);
• Графитный карандаш;
• Фантастические персонажи (2 шт.)
• Набор фломастеров.
Октябрь • Плащ палатка;
• Каска;
• Маски фантастических персонажей;
• Складная ширма для сюжетных игр;
• Макет замка иди крепости;
• Домики: мелкие, сборно – разборные;
• Маяк;
• Схемы изготовления поделок и рисунков.
Ноябрь • Пластины для построек;
• Персонажи (плоскостные) для настольного театра;
• Подзорная труба для сюжетной игры «Пароход»;
• Военная техника (танк, бронемашина и другие);
• Стойка.
Таким образом, на всестороннее развитие ребенка существенное влияние имеет среда – непосредственное предметное окружение. Предметы помогают ему познавать социальный мир и развиваться. Счастлив тот ребенок, для которого взрослые создали возможность заглянуть в огромный непознанный мир, помогли ему быть более свободным и открытым, дали возможность самоутвердиться и самореализоваться, развили чувство ответственности, собственной значимости, повысили самооценку, позволили понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.