Мария Миронова
Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
в группе «Берёзка» «Детский сад № 5»,
воспитатель Миронова Мария Васильевна
Одно из условий ФГОС - организация развивающей предметно-пространственной среды. Учитывая требования ФГОС, мною в группе была создана предметно пространственная среда, обеспечивающая двигательную активность детей, развитие инициативы, а также возможность общения и совместной деятельности педагога с детьми. Предметно-пространственная среда содержательно – насыщенная, доступна, гибка, изменяема. Что позволяет детям быть хозяевами группы.
Публикация «Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного учреждения. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем.
В зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей среда трансформируется. Предметно-пространственную среду выстраиваю с учетом тематического принципа построения образовательного процесса. В различных уголках группы представлены материалы, позволяющие детям освоить тему календарно-тематического планирования в соответствующей деятельности. Образовательную деятельность осуществляю в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, восприятия художественной литературы, самообслуживания и элементарного бытового труда).
Делает среду полифункциональной наличие в группе детской мягкой мебели (диван, кресла); ширмы, передвижной корзины со строительным материалом, корзин с атрибутами к сюжетно – ролевым играм, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Созданные в группе различные пространства, а также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, сменяемость игрового материала, внесение новых предметов позволяют сделать среду вариативной.
и соответствует требованиям СанПИН.
Для проявления самостоятельности и инициативы в творческой деятельности дошкольников есть неоформленный материал: кусочки ткани, разноцветные нитки, пуговицы, ленты, шишки, веточки, баночки с крупами: бобы, фасоль, горох, семечки, абрикосовые косточки, перо, засушенные листья, пробки, камушки.
Коммуникативные средства обучения и воспитания: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, диски с детскими песнями и образовательными программами.
Пространство группы организую в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная
2) познавательная
3) речевая
4) художественно-эстетическая
5) физическая
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок сюжетно-ролевой игры: целью этого направления является социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья», «Гараж», «Мастерская», «Моряки», «Космонавты», «Кафе», «Телестудия», «Школа», «Банк» «Почта». Для всех игр приготовлены костюмы, пособия, материалы, оборудование, для повышения интереса детей к играм.
Уголок безопасности: содержат в себе макет светофора, плакаты по правилам движения, дорожные знаки, обозначения служб экстренной помощи, правила безопасности, правила поведения при пожаре, правила пожарной безопасности, а также различные дидактические игры и иллюстрации.
Уголок уединения: для обеспечения эмоционального благополучия детей, оборудовали место в группе.
«Нравственно-патриотический» уголок: имеется государственная символика родного города Минусинска и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей родного города Минусинска. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, созданы совместно с родителями папки-передижки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок «Физического развития» : Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, делала акцент на охране жизни и укреплении физического и
психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками: кегли, скакалки, обручи, мячи разных размеров (резиновые, пластмассовые, тряпичные, бадминтон; для утренней гимнастики – кубики, ленты, флажки, веревочки; «Кольцеброс»; Настольно-печатная игра «Виды спорта»; Схемы комплекса утренней гимнастики, гимнастика для глаз (схема, иллюстративный материал «Виды спорта».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ»
Театрально-музыкальный уголок: Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками. Имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха, магнитофон, аудио записи музыкальных произведении соответствующих возрастной группе.
Уголок изобразительного искусства: для развития детей имеется всё необходимое для воплощения новых идей в продуктивной деятельности (трафареты, раскраски, альбомные листы, гуашь, кисти, непроливайки, карандаши, пластилин и т. д.) В уголке рисования постоянно меняется дидактический материал, оборудование в зависимости от лексической темы и освоения каких-либо новых техник. В приёмной оформлен уголок для работ детей, их творчества, в котором мы размещаем рисунки и аппликации. литература по народно - прикладному искусству, настольно- печатные игры, глиняные игрушки, керамическая посуда.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок «Познание» : Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал, магнитная доска, дидактические игры, развивающие игры, игры на плоскостное моделирование, игрушки для сенсорного развития детей, звуковые коврики, для изучения букв и цифр, все в соответствии с возрастной группой.
Уголок конструирования: в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов: напольный конструктор (деревянный и пластмассовый, к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки, настольный конструктор (деревянный и лего, к ним для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки. Также добавлен конструктор по ПДД (светофор, фигурки людей, для обыгрывания жизненных ситуаций)
Уголок природы и экспериментирования: имеется : календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей. Различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Материалы для посадки «Зеленого огорода», семена цветов, кормушки и корм для птиц. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа.
Неоформленный материал
Уголок ИКТ: В старшей группе мы добавили в предметно - пространственную среду телевизор, ноутбук, портативный DVD плеер, микрофон. Все это используется для показа наглядного материала в непосредственной образовательной деятельности и для показа сказок, мультфильмов, как для развлечения детей, так и для закрепления пройденного материала.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок «Развитие речи» : В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строй речи, формирования словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал для развития устной речи, игры на звукоподражание, игры и пособия для развития речевого дыхания, игры и пособия для развития фонематического слуха и звукопроизношения. Картотека артикуляционных игр и упражнений, игры для развития связной речи.
Художественная литература соответственно возрасту и тематического планирования.
Развивающая предметно- пространственная среда в группе создана в соответствии с ФГОС ДО, которая обеспечивает разнообразие детской деятельности по интересам, возможность самовыражения, комфортное пребывание ребенка в детском саду, обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие дошкольников, способствует их всестороннему развитию.