Анна посадскова
Проект создания развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
развивающей предметно-пространственной среды
в подготовительной к школе группе «Красная шапочка»
Цель: создание в группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
Публикация «Проект создания развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- пересмотреть подход к формированию развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- учесть современные требования к развивающей предметно-пространственной среде;
- создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Актуальность проекта
В современных условиях очень важным является вопрос доступности, безопасности и насыщенности развивающей предметно-пространственной среды в группах. А также соотношение свободного пространства и расположения в нем оборудования для детской активности.
В нашей группе «Красная шапочка» также остается актуальным этот вопрос, поэтому мы решили разработать схему расположения центров детской деятельности с учетом современных требований к развивающей предметно-пространственной среде.
Теоретические основы
Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является концепция построения развивающей среды под редакцией В. А. Петровского. В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. По мнению авторов концепции, «развивающая предметно-пространственная среда» или в традиционной или классической формулировке предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально
организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
В предметно-пространственной развивающей среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Согласно нормативному документу, современная предметно-развивающая среда детского сада (игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция, оснащение и оборудование кабинетов, технические средства обучения, а также их расположение) должна соответствовать следующим принципам.
Принципы построения развивающей среды проекта
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
2) Трансформируемость пространства, предполагающая возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (маты, детская мебель, мягкие модули, ширмы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах деятельности.
4) Вариативность среды – наличие в группе различных пространств, материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов.
5) Доступность среды – свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность среды – соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Приоритетным направлением нашего детского сада является социально-личностное развитие воспитанников.
Поэтому в первую очередь вниманию уделяем направлению:
Социально – коммуникативное развитие, цель которого: формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций, через игровую и трудовую деятельность, ОБЖ.
Так, например, в этом направлении развития детей дошкольного возраста в группе представлем следующие центры :
Центр Сюжетно-ролевой игры (13)
В группе много детей-лидеров и иногда возникают конфликтные ситуации, а сюжетно – ролевые игры помогают сформировать основы культуры общения через решение проблемных ситуаций в игре.
Центр «Безопасности» (10)
При организации центра безопасности необходимо создать условия для практического применения полученных ранее знаний о безопасном поведении на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми этих правил.
Центр труда и экспериментирования (17)
Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в подготовительной группе.
Во время трудовых действий дети учатся взаимодействовать и договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помогать товарищам.
Центр отдыха (16)
В каждой группе должен быть уголок уединения или центр отдыха.
Уголок уединения - небольшой домик, в котором ребенок хочет отдохнуть, побыть в тишине.
Направление «Познавательное развитие» представлено следующими центрами.
Центр «Игры» (3)
При отборе игр руководствуемся главным принципом: игры должны быть интересными для наших детей, носить соревновательный характер. Наши ребята очень любят соревноваться и всегда по интересам могут выбрать себе любую игру.
Центр «Математики» (игротека)
В центре «Математики» размещаются самые разнообразные игры для формирования элементарных математических представлений, развития логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами.
Игры на развитие внимания
Дети очень любят выполнять графические диктанты, поэтому изготовлена для них игра «Веселые клеточки» и другие дидактические игры, способствующие развитию внимания.
Центр «Природы» (18)
Образовательная ценность центра «Природы» в том, что дети учатся:
• ухаживать за комнатными растениями и знакомиться со средой обитания животных разных природных зон через создание импровизированных аквариумов;
• работать в календаре природы;
• играть в различные дидактические игры экологической направленности.
«Нравственно-патриотический» центр (4)
Нравственно - патриотический центр способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, родного села. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром.
Особый интерес у детей вызывает оформленный уголок родного края, в котором они могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Ярославской губернии.
«Строительный» (конструктивный) центр (19)
В нашей группе «Строительно-конструктивный» центр - один из самых любимых у детей. Он организован с целью развития конструктивного мышления, умения самостоятельно при реализации своих замыслов использовать схемы и модели построек.
Для конструирования собрана целая коллекция разных видов конструктора.
Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.
Направление «Речевое развитие»
Центр «Грамотности» (2)
Создавая центр грамотности, мы ставим цель: развитие естественного стремления ребенка к постоянному речевому общению, уверенной связной речи и обогащению словаря.
Центр «Книги» (2)
В этом центре подборка книг периодически меняется в зависимости от темы недели, тематических праздников и интересов детей. Интеграция образовательных областей осуществляется через детские журналы, где дети учатся читать, составляют описательные рассказы, выполняют логические задания, решают кроссворды и т. д.
Направление «Художественно — эстетическое развитие»
Центр «Уголок творчества» (5)
Этим они могут заниматься не только за столом. В их распоряжении магнитная доска, где дети могут создавать, как индивидуальные, так и коллективные рисунки.
Музыкально-театрализованный центр (12)
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Наши дети — большие артисты, поэтому они с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают. Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей.
Направление «Физическое развитие»
Создавая условия для реализации задач в области «Физическое развитие» в группе, делаем акцент на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья ребенка.
Центр «Если хочешь быть здоров!» (11)
Целью центра «Если хочешь быть здоров!» является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Центр наполнен стандартным и нестандартным оборудованием.
Выводы
Преимущество создаваемой нами среды – это активная самостоятельная деятельность детей.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. Поэтому мы продолжаем поиск инновационных подходов к организации РППС. Считаем, что главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Подготовили воспитатели подготовительной группы :
Посадскова А. В., Комова Н. И. ,Бредникова О. А.