ира отнятова
Познавательно-исследовательский проект «Снег-снежок»
«Снег – снежок»
Познавательно-исследовательский проект
(первая младшая группа)
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : дети первой группы раннего возраста(2-3 года), воспитатели, родители.
Длительность проекта : краткосрочный (месяц)
Реализация проекта : февраль.
Предмет исследования: природный объект снег.
«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Снег-снежок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Актуальность проекта : Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром нужно начинать с элементарных понятий и явлений, поэтому с наступлением зимы мы решили дать детям знания об одном из признаков этого времени года – снеге.
Проблема: недостаточные знания детей о снеге как природном объекте.
Цель: исследовать, что такое снег; дать представление о свойствах снега, развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности.
Задачи для воспитанников:
Образовательные:
- формировать элементарные представления о зиме и зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, кружатся снежинки,мороз,сугробы.
- познакомить детей со свойствами снега : белый, холодный, тает, состоит из отдельных снежинок;
- формировать познавательную активность детей при проведении простых экспериментов, наблюдений;
- обогащать активный словарь детей: зима, снег, снежинки, холодный, белый.
Развивающие:
- Способствовать развитию активной речи детей посредством общения в процессе наблюдений;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность;
- воспитывать интерес к художественным произведениям о зиме, снеге.
Реальная ситуация:» Как есть?»
- Выпал снег, и дети не задумываясь о последствиях его едят, недостаточно понимают, что с ним можно делать и какие свойства он имеет.
Ожидаемый результат: «Как будет?»
-Знают, что такое снег, какой он (белый, холодный, в тепле тает,снег- это замерзшая вода)
Задачи для родителей в период реализации проекта :
- привлечь родителей к активному участию в проекте - фото детей и родителей по теме «Зимние забавы и развлечения, наблюдение за снегом, опыты и эксперименты с детьми ; конкурс для родителей: «Зимняя поделка своими руками» консультация «Зимние игры и забавы для всей семьи»;
- консультация «Прогулка зимой – это здорово!»;
- папка – передвижка «Витамины зимой» - рекомендации по чтению художественной литературы.
Этапы реализации проекта :
1 этап (подготовительный)
- постановка проблемы;
- определение цели, задач;
- разработка плана проекта;
- сбор и накопление материала по теме;
- ознакомление родителей с темой проекта.
2 этап (основной)
- создание взаимодействия взрослых и детей (практическая деятельность по решению проблемы)
-разработка и проведение опытов,наблюдение за снегом, рассматривание снежинок.
-проведение НОД по художественно-творческой деятельности, познавательному развитию.
-Чтение потешек, стихов, просмотр мультфильмов о снеге.
3 этап (заключительный)
- подведение итогов
-выставка рисунков детей «Снег- снежок»»Елочка красавица»
-оформление фотовыставки об этапах проведения проекта
Основные мероприятия реализации проекта (2 этап)
Совместная деятельность педагогов с детьми:
1. НОД «Знакомство со снегом и его свойствами» (познавательное развитие)
2. НОД «Как по снегу, по метели трое саночек летели…» (речевое развитие) 3. НОД «Кукла Катя на прогулке» (познавательное развитие)
4. Беседа «Почему нельзя есть снег» «Что бывает зимой?»
5. Наблюдения на прогулках за снегопадом, льдом, снежинками.
6. Простые опыты со снегом.» Снег хрустит?» «Лепится- не лепится» «Снежинки какие они?»»Откуда взялась вода?»» Куда девался снег?»
7. Чтение потешек и литературных произведений о снеге.
Цель: воспитывать умение внимательно слушать литературные произведения
Потешка «Падай, падай, белый снег…», «Как по снегу, по метели…»
А. Барто «Снег», Б. Радмила «Снег, снежок», А. Романова «Легкий, беленький снежок…», О. Высотская «Снежинки».М. Познанская»Снег идет» «А. Деви «Зима» М. Лесна- Раунио»Мы снежинки, мы пушинки»
8. Чтение русских народных сказок «Рукавичка» «Лиса и волк» «Снегурочка» «Заюшкина избушка»
9. Игры со снегом на прогулке. (лепка снеговиков, делаем горку для кукол, лепим пирожки из снега.
10. Пальчиковые игры «Снег зимой летает», «Снежок».
11. Игровые упражнения «Снежинки», «Снежок». 12. Дидактические игры «Укрась рукавичку», «Разложи снежинки в ряд», «Веселый снеговик»
13. Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
14. Подвижные игры «Снежки» «Перепрыгни через сугроб»
15. С/р игра «Путешествие в зимний лес»
16. Имитация движений с детьми «Лыжники» «Полет снежинок» «По следочкам мы пойдем»
17. Рассматриваниние картин и иллюстраций по теме «Зима» 18. «Снег кружится»»Выпал первый снег» (индивидуальная и подгрупповая продуктивная деятельность- рисование) 19. «Снеговик» «Снежинка» (индивидуальная и подгрупповая продуктивная деятельность - плоскостная лепка)
План реализации основной части проекта :
Образовательная область
Формы работа с детьми
Социально-коммуникативное развитие Рассматривание сюжетных картин : «Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Дети и снеговик». Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме.
Речевое развитие Дидактические игры:
«Времена года», «Когда это бывает?», «Зима», «Укрась рукавичку», «Веселый снеговик».
Настольно-печатные игры:
«Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Разрезные картинки о зиме».
Чтение художественной литературы О. Высоцкая «На санках», В. Берестов
«Гололедица», «Снегопад»,
М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко
«Сосульки», Н. Мигунова
«Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», О. Высотская «Елочка»,
А. Барто «Снег сегодня белый-белый», «Снег».
Сказки:
«Зимовье зверей»,
«Рукавичка»,
«Лиса и волк».
Познавательное развитие Наблюдение с детьми во время прогулок за
участком нашей группы. Понаблюдать с детьми за явлениям природы, типичными для зимы (снег, холодно, гололед, метель).
«Зачем нам зима?» Наблюдение за снегом (белый, холодный, пушистый).
Работа с родителями Фотоотчет «Опыты и эксперименты с детьми дома»
- консультация «Зимние игры и забавы для всей семьи»;
- консультация «Прогулка зимой – это здорово!»;
- ширма-передвижка «Витамины зимой» - рекомендации по чтению художественной литературы.
Рекомендации «Опыты и эксперименты с детьми зимой»,
Профилактика гриппа и других простудных заболеваний.
- конкурс для родителей: «Лучшая зимняя поделка своими руками»
Выставка детских поделок на тему «Зимушка - зима».
Предложить родителям построить на участке снежную горку для катания на санках детей и маленькую горку для кукол.
Итоги проекта : В ходе осуществления проекта дети познакомятся со свойствами снега, получат элементарные представления о зимних природных явлениях. В результате игр, занятий, наблюдений сформируются познавательная активность детей, разовьется речь. Родители вовлечены в образовательную деятельность проявляют заинтересованность и получили практические навыки ознакомления детей с природными явлениями окружающего мира.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва. 2014 г.
2. Савельева Е. А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», издательство «Детство – Пресс», 2011 г.
3. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности», издательство «Мозаика - Синтез» Москва,2008 г.
4. Николаева С. Н. «Юный эколог», М. «Просвещение», 2006 г. 5. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами», издательство «Мозаика-Синтез» Москва,2008 г.