Галина Куцерубова
Проект для детей подготовительной группы «Скоро в школу мы пойдем»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Скоро в школу мы пойдем»
Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Задачи:
• знакомство детей со школой и профессией учителя;
• создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
• разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров и т. д. ;
• разработка плана деятельности по преемственности со школой.
Публикация «Проект для детей подготовительной группы „Скоро в школу мы пойдем“» размещена в разделах
Участники проекта: дети, их родители, воспитатели подготовительной группы.
Продолжительность: долгосрочный (учебный год).
Реализация проекта «Скоро в школу мы пойдем» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
• целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
• научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
• единства содержания форм и методов работы;
• личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
• сотрудничества детей, педагогов и родителей;
• доступности;
• системности и последовательности.
Результат:
• приведение в систему работу по данной проблеме;
• повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе;
• использование разнообразных форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
План мероприятий реализации проекта
«Скоро в школу мы пойдем»
(Приложение)
Используемая литература:
- А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.
- ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.
- ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2 /2008, № 9/2008, № 9/2011, М – МЦФЭР Ресурсы
Актуальность проблемы
Поступление в школу – серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребенок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всем уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой, он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть слово "хочу" ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
• смену режима дня и питания,
• смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду,
• непривычно высокий уровень шума на перемене,
• увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом,
• смену стиля общения со взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту,
• необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании,
• необходимость организовать свое рабочее место за партой,
• требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции,
• необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками,
• возможный неуспех в деятельности,
• увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причем «оценки» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, сто будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него все необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное пространство с учителем и сверстниками.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», «у тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же, будущий школьник, настроенный на радостную и увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учебе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
• неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,
• трудности в поиске друзей среди одноклассников,
• расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишу», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольный период.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется внутренне позиции школьника.
Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ПЕРВОКЛАССНИК»
Дидактическая задача: закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание учиться в школе, воспитанность, собранность, аккуратность.
Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.
Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.
Ход игры. На столе у воспитателя лежат два портфеля. А других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.
После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру: выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл.
Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других учеников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо все складывать, но и аккуратно, поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.