татьяна климина
Проект «Скоро в школу» для детей старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Солнышко».
Педагогический проект «Скоро в школу».
Составила
Воспитатель
Климина Т. П.
2017г.
Содержание проекта.
1. Введение.
Актуальность.
Проблема.
Цель и задачи проекта.
Ожидаемый результат.
Фомы организации проекта.
2. планирование.
Перспективное планирование проекта по образовательным областям.
3. Этапы работы над проектом.
Работа с родителями.
Публикация «Проект „Скоро в школу“ для детей старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
4. Выводы.
5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности.
6. Литература.
7. Приложение.
Тема проекта : «Скоро в школу»
Вид проекта : познавательно- творческий.
Возраст детей : старший дошкольный возраст от5 до 7 лет.
Срок реализации проекта : долгосрочный (учебный год)
1. Актуальность.
Поступление в школу- серьёзный шаг каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходиться и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, одежду,обувь, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у мамы с папой :он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно- трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима и питания,
-смену воздушного режима (пребывание в помещении более длительного времени, чем в детском саду,
-непривычно высокий уровень шума на перемене,
Увеличение времени, проводимого без движений, сидя за столом,
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту,
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании,
-необходимость организовать своё рабочее место за партой,
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной деятельности.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выгодский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и тоже. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу, как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он пойдёт в школу. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитанниками ДОУ. В дошкольном возрасте важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что всё у него получиться, если он постарается.
Проблема: формирование мотивационной готовности детей подготовительной к школе группы к обучению в школе; профилактика дезадаптации в начале обучения ребёнка в школе и создание условий для его успешности.
Цель проекта :
-Повысить уровень индивидуального развития и развивать интерес воспитанников к школе.
Задачи:
-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
-способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
-снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
-повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Ожидаемый результат:
Апробировав проект, ждём определё нных результатов:
-формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально-положительное отношение к школе, новый уровень самосознания;
-расширение знаний детей о мире школьника, интерес к школе, школьной атрибутике;
-освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;
-повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
-обмен положительным опытом подготовки ребёнка к школе.
Как следствие этого- более высокие показатели адаптированности детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач и воспитания детей.
Педагоги:
-пополнят и закрепят знания по теме проекта, работа в этом направлении способствует активному сотрудничеству с семьёй, установятся партнёрские отношения, сплочению с семьёй.
Родители:
- уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребёнка;
Дети:
-расширят представление о школе, сформируется мотивационная готовность к школе; возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности.
Формы организации проекта :
Совместная деятельность детей и воспитателя.
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная деятельность детей и родителей.
Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя.
2. Перспективное планирование по проекту : Образовательные области:
Познавательное развитие: НОД «День знаний», «Откуда пришла книга». Экскурсии в школу,в школьную библиотеку. Вечер загадок.
Социально-коммуникативное развитие: Д/и. «Что нужно первокласснику?», «Считай дальше», «Чего не стало или что изменилось?», «Собери портфель», «Живая неделя» Игра – рассуждение «Зачем ходят в школу». Сюжетно—ролевая игра «Школа».
Речевое развитие: Беседы «Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учится», «Что мы знаем о школьной библиотеке?», «Профессия – учитель», «Почему я хочу учиться в школе», об уроках, переменах и школьном звонке; отгадывание загадок о школьных принадлежностях. Чтение художественной литературы Л. Н. Толстой «Филиппок», Н. Некрасов «Школьник», И. Лысцов «Как тетрадка родилась», А. Барков «откуда книга пришла», А. Панфилов «Школа», А. Барто «Первоклассница», Л. Толстой «Рассказы из азбуки», Б. Заходер «Рассказы из азбуки», Л. Барбас «Кому нужна пятёрка».
Художественно- эстетическое развитие: Изобразительная деятельность: «Я рисую школу», «Букет для учительницы», лепка- «Школьные принадлежности», аппликация- «Закладки для книг», «Школа будущего» коллективная работа. Музыкальная деятельность: пение «Чему учат в школе», «Если б не было школ» .
Физическое развитие: Двигательная деятельность: Подвижные игры «Догони свою пару», «Весёлые ребята», «Третий лишний» (школьные принадлежности, «Кто быстрее соберёт ранец?», ситуативный разговор «Гигиена и режим – для здоровья необходим».
ЭТАПЫ реализации проекта.
Содержание работы Задачи
Дата проведения
1. Организационный этап.
Формирование проблемы проекта на основе изученных проблем детей, определение целей и задач проекта, сбор информации. Сентябрь, 2017
2. Планирование работы
Составления плана работы с детьми, плана работы с родителями. Диагностика. (приложение) Октябрь,2017
3. Реализация проекта.
Дидактическая игра «Собери портфель» Закреплять знания о школьных принадлежностях. Октябрь, 2017
Экскурсия в школу. Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни. Ноябрь,2017
Март, 2017.
Сюжетно-ролевая игра «Школа» Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Периодически.
Беседа «Профессия –учитель» Расширять представления детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Октябрь,2017
Апрель,2018
Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ). Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь. периодически
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Развивать умения самостоятельно находить решение поставленной задачи. Январь, 2018
Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе, знакомство с пословицами и поговорками об учении. Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности. Периодически.
Беседа о школьной библиотеке. Формировать знания дошкольников о библиотеке и её назначении. Февраль, 2018
Экскурсия в школьную библиотеку. Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Развивать умение выбирать книги по интересам. Март,2018
Выставка детских работ «Я рисую школу» Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки. Апрель,2018
Вечер загадок «Скоро в школу». Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления. Периодически.
Беседы об уроках, переменах и школьном звонке. Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению. Периодически.
Словесные и дидактические игры школьной тематики. периодически
Родительское собрание «Готовность к школе» Ознакомить родителей с результатами диагностики, проекта. Апрель,2018
4. Заключительный этап.
Диагностика Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного года. Май,2018
Выставка «Школьные принадлежности наших бабушек» Показать какие школьные принадлежности были у бабушек. Май,2018
Праздник «До свиданье детский сад. Здравствуй школа» Создать для детей и родителей праздничное настроение. Май,2018.
.
Работа с родителями.
Содержание работы цель Дата проведения
Общее родительское собрание «Скоро в школу». Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению. Сентябрь, 2017
Консультации:
-«Психологическая готовность детей к школьному обучению»
-«Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 5,6,7 лет»
- «Тип личности ребёнка и его готовность к школе».
Повышение психолого-педагогической компетентности вопросам мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению» Октябрь-декабрь,2017
Анкетирование родителей «Готов ли ребёнок к обучению в школе». Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года». Январь,2018
Семинар- практикум «В семье первоклассник». Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника». Март, 2018
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности. Ознакомление родителей с основными методами и приёмами развития ребёнка при подготовке к обучению в школе. Январь, апрель, 2018
Родительское собрание Апрель,2018
Участие в выставке «Школьные принадлежности наших бабушек» Май,2018
Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе. Регулярно.
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе : «Советы родителям будущих первоклассников», «Как подготовить ребёнка к школе», «Готовим руку к письму», «Леворукий ребёнок», «Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста», «Семья и ребё нок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Регулярно.
Преемственность ДОУ и школы.
Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков).
Взаимное консультирование.
Изучение образовательной программы ДОУ и программы 1-го класса школы.
4. Выводы.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода предоставляется наиболее эффективной.
5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности.
Планирую в дальнейшей профессиональной деятельности использовать метод проектов.
6. Литература.
1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение поведения детей и подросков. М. ,1972.
2. ВенгерЛ. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе?
3. Драачёва Е. В., Колесникова Н. Г. Готовимся к Школе.
4. КуващоваН. Г., Нестерова Е. В. Методика подготовки детей к школе. - Волгоград: учитель, 2003.
5. Шитова Е. В. Работа с родителям. - Волгоград: Учитель, 2011.
6. Коробицина Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2009.
7. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. -Волгоград: Учитель, 2011.
8. Интернет-ресурсы. Сайты:маам. ру;дошколёнок. ру, педпортал, открытое образование, инфоурок.