Ольга Яценко
Проект «Сказка на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка»
Проект «Сказка на песке»
Составила воспитатель:
Яценко Ольга Викторовна
г. Переславль – Залесский
2018 год
Цель проекта :
Формирование у детей потребности в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильма, в технике песочная анимация при активном участии родителей воспитанников.
Публикация «Проект „Сказка на песке“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Аннотация: данный проект рассчитан на воспитанников детей старшей группы детского сада, их родителей и педагогов образовательного учреждения. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного и семейного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.
Срок реализации: 2 месяца (январь - февраль 2018 года)
Участники проекта : Педагоги – дети - родители
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения: фронтальная
Актуальность:
В настоящее время возникла необходимость переходить к другим образовательным стратегиям: каждого ребенка нужно научить за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации, чтобы он шел в ногу со временем, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением занимался своей деятельностью, видел плоды своего труда и мог их оценить. Для решения этой задачи необходимо использовать огромный воспитательный потенциал семьи. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемных родителях и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
По мере освоения техники рисования песком, обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность.
Рисование песком очень важно для ребенка, это и развитие тактильных ощущений, и развитие мелкой моторики рук, и развитие речи и мышления, а также, рисование песком, оказывает очень большое значение на формирование у ребенка его творческого потенциала.
Актуальность данного проекта еще обусловлена и тем, что совместная деятельность детей с родителями по созданию мультипликационного фильма при помощи рисования на песке, сочинения сказок, стимулирует речевое развитие детей, так как в ходе работы дети будут высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, рассуждать, общаться, научатся действовать сообща. что несомненно является эффективной практикой в области поддержки семейного воспитания
В ходе реализации данного проекта родители приняли самое активное участие в поддержке инициативности и индивидуальности своих детей, были активными участниками.
Задачи проекта :
-Познакомить детей и родителей с историей возникновения и видами мультипликации, расширить представления детей и родителей о видах мультфильмов (кукольный, пластилиновый, рисованный, компьютерный и др.) («Познавательное развитие»);
-Познакомить детей и родителей с технологией создания мультипликационного фильма средствами песочной анимации (световой стол, фотокамера, экран, художественным материалом (песок различной фактуры, кварцевый, цветной) («Познавательное развитие»);
-Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием («Художественно-эстетическое развитие»);
-Вызвать у детей и родителей интерес, желание рисовать песком отдельные образы и сюжеты, трансформировать образы, смену сюжетов («Художественно-эстетическое развитие»);
-Познакомить детей и родителей с приемами рисования песком, как художественным материалом (рисование пальцем, рисование всеми пальцами руки, синхронное, одновременное рисование пальцами обеих рук, рисование ладонью, песочной струёй) («Художественно-эстетическое развитие»);
-Продолжать формировать у детей и родителей навыки коммуникации (обсуждать тему, договариваться, рисовать по очереди, в парах, мини группами, коллективом) в совместном рисовании песком на стекле («Социально-коммуникативное развитие»);
-Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь («Речевое развитие»)
Форма презентации: изготовление мультфильмов по сказкам, сочиненных детьми совместно с родителями.
МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ:
Что мы знаем о мультфильмах?
- Мультфильмы бывают разные (Нозанин Р)
- Одни мультфильмы делают из пластилина (Егор Б)
- Другие бывают кукольными (Маша М)
- А еще мультфильмы можно рисовать (Варя Ш)
- А я видел компьютерные мультфильмы (Артём Г)
Что мы хотим узнать?
- С чего начинается мультфильм? (Семён Е)
- Кто делает мультфильмы? (Артем Г.)
- Как можно самим сделать мультфильм? (Виталик Н)
- Кто участвует в создании мультфильмов? (Даша Д.)
- Как получается мультфильм? (Кирилл К)
Что мы должны сделать, чтобы узнать?
- Найти материал в интернете, в библиотеке, дома (Даша Д.)
- Спросить у мам, пап, бабушек (Артем Г.)
- Поинтересоваться у воспитателя (Егор Б)
- Придумать свою сказку (Нозанин Р)
- Нарисовать картинки (Лиза Н)
Гипотеза: мы предположили, что если мы вместе с детьми посмотрим мультфильмы, познакомимся с видами мультипликационных фильмов, увидим - где и как делаются мультфильмы, подберём с мамами и папами материал о мультфильмах в интернете, библиотеке, сочиним сказки вместе с родителями, будем знакомится с различными приемами рисования песком на стекле, то узнаем много нового, интересного о песочной анимации и о мультфильмах. А чтобы этим могли воспользоваться и другие, мы создадим новые собственные мультфильмы, и покажем их родителям.
Использование разнообразных средств: DVD с мультфильмами, световой стол, фотокамера, экран, песок различной фактуры, кварцевый, цветной, презентация, правила поведения в студии, игра, фотоаппарат, музыкальный центр, микрофон, проектор, компьютер, искусственные источники света (лампа).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА
Этапы Формы работы (с наименованием) Задачи Срок реализации Время в режиме дня Место проведения
1 этап - ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1 Беседа «Чему нас учат мультфильмы?»;
Цикл познавательных фильмов:
«Кукольная мультипликация»;
«Рисованная мультипликация»;
«Пластилиновая мультипликация»;
«Песочная мультипликация» Развитие коммуникативных навыков детей в процессе вовлечения детей в содержательное диалоговое общение. Январь 2018 года НОД Группа
2 Словотворчество детей по проекту :
Сочинение собственных сказок совместно с родителями Развивать чувство языка, пополнять литературный багаж. Январь 2018 года В свободной деятельности Группа
Прогулка
3 Чтение художественной литературы:
Чтение рассказов по мультфильмам;
Чтение русских народных сказок Развитие интереса к художественной и познавательной литературе. Январь 2018 года В режимных моментах Группа
Семья
Прогулка
II этап - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1 Поиск: видео - сюжеты о мультфильмах, презентации, аудиозаписи Популизация полученной раннее информацию. Систематизация информации Январь 2018 года В свободной деятельности Группа
2 Подбор дидактического материала (иллюстрации, картины, фотографии, DVD с мультфильмами, презентации, аудиозаписи правила поведения в студии) Распределение по парам для работы над проектом. Планирование совместной деятельности
3 Подготовить оборудование: световой стол, фотокамера, экран, песок различной фактуры, кварцевый, цветной, телевизор, фотоаппарат, музыкальный центр, микрофон, проектор, компьютер, искусственные источники света (лампа) Решение задачи организации деятельности. Распределение работы между участниками проекта
III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
1 Просмотр мультфильмов Знакомство с процессом создания мультфильма Февраль 2018 года НОД Музыкальный зал
2 Наблюдение за героями во время просмотра мультфильмов Знакомство с профессией Февраль 2018 года НОД Музыкальный зал
3 Создание мультфильма Знакомство с театральным инвентарем Февраль 2018 года Вторая половина дня Группа
2 «Сочиним сказку» - сочинение сказок совместно с родителями Развитие ключевых компетентностей Февраль 2018 года - Семья
3 Рисование сюжетов по собственным сказкам Развитие творческих способностей, воображения, в процессе продуктивной деятельности Февраль 2018 года НОД Группа
4 Составление рассказов из собственного опыта на тему: «Какие мультики смотрели дома?» Развитие инициативы в поисковой деятельности с целью получения новых знаний Февраль 2018 года - Семья
5 Знакомство с приемами рисования песком (рисование пальцем, рисование всеми пальцами руки, синхронное, одновременное рисование пальцами обеих рук, рисование ладонью, песочной струёй) Развитие умения рисовать песком через продуктивные виды деятельности Январь-февраль 2018 года НОД Группа
6 Дидактические игры
«Угадай мультфильм»,
«Четвертый лишний»,
«Скажи со словом песочный» Способствовать развитию психических процессов через познавательно-игровую деятельность Январь-февраль 2018 года В свободной деятельности Группа
7 Сюжетно-ролевые игры:
«Мы снимаем мультфильм» Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей Февраль 2018 года В свободной деятельности Группа
8 Совместная деятельность детей с педагогом по созданию мультфильмов Развитие творчества в совместной деятельности детей и педагогов Февраль 2018 года - Группа
IV этап - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 Просмотр мультипликационных фильмов, созданных детьми Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей и его результатам В течение 2 дней. - Группа
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Поиск и анализ проблемы:
Как возникла идея создания проекта?
Во время просматривания очередного мультика в группе, Артем спросил: «А как их делают? Как делают мультфильмы?» Я объяснила, что мультфильмы бывают разные. Я решила поддержать этот разговор, т. к. детям было интересно, стала задавать вопросы детям:
- что такое мультфильм? какие виды мультфильмов вы знаете?
- кто создает мультфильмы?
- есть ли мультфильмы в других странах, кроме России?
- какие мультфильмы вы знаете?
- как можно сделать свой мультфильм?
- из чего мы можем создать свой мультфильм?
Оказалось, дети затрудняются ответить на многие вопросы. Я спросила детей, хотели бы они узнать что-то новое и интересное? Таким образом, я подвела их к тому, чтобы они сами признали необходимым больше знать о процессе создания мультфильмов, о том, какие они бывают. Спросила: «Что же мы должны будем делать, чтобы узнать?» Дети предложили некоторые варианты решения возникшей проблемы – спросить у мам и пап, узнать в интернете, посмотреть мультипликационные фильмы разных видов.
Выбор формы продукта:
Что же нам сделать, чтобы о нашем проекте узнали другие дети? Дети предложили сочинить сказки с родителями, нарисовать картинки. А я предложила ребятам нарисовать сюжеты необычным способом – рисованием на песке, и при их помощи создать свой мультфильм. Дети со мной согласились.
Определение темы проекта и названия продукта :
Мультфильм должен иметь своё название. Даня К. предложил назвать мультфильмы по той сказке, которую мы сочиним сами. Оказалось, что большинство за предложение Дани.
Постановка цели проекта :
Цель: создать песочный мультфильм по мотивам сказки, сочиненной родителями и детьми и выполненной в технике песочной анимации.
Задачи:
- побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность совместно с родителями;
- формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора, возражения;
- развивать познавательные способности, творческое мышление;
- активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации вместе с родителями;
- развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело;
Деятельность педагога на первом этапе:
Педагог формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу. Вводит в игровые (сюжетные) ситуации: театральная мастерская, артисты, зрители и т. п.
Деятельность детей:
Дети входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, осознают и личностно воспринимают проблему, принимают задачу проекта.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Анализ и подбор ресурсов:
Обсудили с детьми, как будем создавать мультфильм, что для этого нужно и где возьмём материал и оборудование? Что нужно, чтобы мультфильм получились красивым?
Сбор и изучение информации:
Вечером дала домашнее задание родителям в присутствии ребё нка: подобрать нужную информацию о мультфильмах, сочинить сказки для будущего сценария мультфильма. Обсудили с родителями, где её найти.
Деятельность педагога:
Педагог помогает спланировать деятельность и организует деятельность с родителями. Сам находит презентации и игры о мультфильмах. Подбирает дидактический материал (иллюстрации, картины, мультфильмы, презентации, аудиозаписи). Подготавливает оборудование: DVD с мультфильмами, световой стол, фотокамера, экран, песок различной фактуры, кварцевый, цветной, презентация, правила поведения в студии, игра «Собери картинку из частей», презентация «Эти люди дарят нам мультфильмы», фотоаппарат, музыкальный центр, микрофон, проектор, компьютер, искусственные источники света (лампа).
Деятельность детей и родителей на данном этапе: Дети совместно с родителями подбирают и обсуждают материал, собирают и систематизируют информацию, планируют совместную деятельность, распределяют работу между собой.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
В ходе социально-коммуникативной деятельности дети узнали о песочной анимации, о приемах рисования песком на стекле, о мультфильмах и их значении в жизни человека, о том, что мультфильмы бывают разные (пластилиновые, кукольные, рисованные, песочные, компьютерные и т. п.). В процессе деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному развитию, во время совместной деятельности с педагогом в вечерние часы дети создали своими руками совместно с педагогом мультфильмы, и изменяя сюжеты при помощи различных приемов рисования песком на стекле. В процессе совместной деятельности с родителями дети подбирали информацию, красочные иллюстрации по теме проекта.
Деятельность педагога:
Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта) Организует работу над проектом ( поэтапно: направляет на поиск решений, исследование, экспериментирование, предметно-речевую деятельность). Дает необходимые рекомендации. Находит материалы, соответствующие теме проекта. Следит за выполнением правил безопасности при просмотре сюжетов. Контролирует соблюдение правил в игре. Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами. Оказывает практическую помощь. Проводит мастер-класс по рисованию песком на стекле. Производит монтаж.
Деятельность детей:
Получают знания, умения и навыки, участвуют в практической деятельности. Ищут решение задач с помощью педагога и родителей. Вместе с родителями сочиняют сказки, рассказывают о них своим сверстникам. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты, мультфильмы, делятся своими впечатлениями о них. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности. Рисуют разными способами песком на стекле.
4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность педагога: подготовка к презентации. Организует презентацию нового мультфильма. Побуждает детей и родителей к просмотру.
Деятельность детей: Делают вывод о решении проблемы. Узнают и называют виды мультфильмов.
5. КОНТРОЛЬНЫЙ
Детям интересно работать над проектом. С большим удовольствием дети любят что-либо делать совместно с родителями. Каждый ребёнок считает, что его рисунок, информация самая интересная. Это вызывает у него чувство гордости.
Дальнейшее использование продукта проектной деятельности
Педагог подвела детей к тому, что они уже узнали многое о песочной анимации и видах мультипликации. Теперь у нас есть песочные мультфильмы, но нет пластилинового или рисованного, и поэтому, думаю, что нам будет интересно создать новые серии мультфильмов с новыми поделками из пластилина или рисунками (карандашами или красками). Предложила эту идею малышам, с чем дети с радостью согласились.
Результаты проекта :
В итоге реализации данного проекта были достигнуты следующие результаты
Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми;
Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребёнка;
Дети чувствуют защищённость и поддержку со стороны родителей;
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьёй, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, освоенные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
В семьях воспитанников с удовольствием используют продукт деятельности, созданный в ходе реализации проекта (авторские мультфильмы, созданные в технике «Песочная анимация», в досуговой деятельности семьи.
Список литературы:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия – СПб. : Питер, 2001.
3. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – Речь, 2007.
4. Мариэлла Зайц. Пишем и рисуем на песке (пер. на русский яз.).