Надежда Кочнева
Программа кружковой работы «Картинки на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Юргинский детский сад Юргинского муниципального района»
Утверждено
на заседании педагогического совета
Протокол №__
от «_» ___ 2017 года
Программа
кружковой работы детей дошкольного возраста
«Картинки на песке»
(для детей 4 – 7 лет)
Срок реализации: 3 месяца
Составитель: Кочнева Н. В., старший воспитатель
с. Юргинское
2017
Оглавление
Пояснительная записка …. …. 3
Цели и задачи…. 4
Учебно-тематический план…. 6
Публикация «Программа кружковой работы „Картинки на песке“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование песком и на песке
- Темочки
Содержание изучаемого курса… 7
Методическое обеспечение … 9
Список литературы… 10
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста «Картинки на песке» разработана на основе :
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р,
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему малышу ведерки, формочки и лопатки для песка.
Песочница становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и вся игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие.
Применение песочной терапии наиболее подходит для детей дошкольного возраста. Особенно для детей со слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля, агрессивностью поведения, трудностями общения в детском коллективе, суетливостью, частой сменой настроения, чувством страха. Играя с песком и игрушками, ребенок получает огромное удовольствие, а так же много новых знаний. А значит, развивается интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.
Песок – материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Цель программы :
Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.
Задачами программы являются :
- развитие процессов саморегуляции;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фантазии и образного мышления.
Возраст воспитанников, на который рассчитана «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста «Картинки на песке» - с 4 до 7 лет.
Сроки реализации «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста «Картинки на песке» - рассчитана на 3 месяца по одному занятию в неделю продолжительностью 20 – 25 минут в зависимости от возраста детей. Не более 10 человек в группе.
Занятия построены в соответствии со следующей структурой:
Упражнения на контакт с песком, моторные упражнения.
1. Приветствие детей, знакомство с темой дня.
2. Рисование песком и на песке.
3. Завершение занятия.
4. Физминутка.
5. Продуктивные виды деятельности.
Методы и приемы:
- Исследовательская и практическая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Словесные методы;
- Наглядные методы;
- релаксация.
Формы работы :
- Сюжетные игры;
- Игры – забавы;
- Дидактические игры – упражнения;
- Читаем на песке;
- Рисование песком.
Прогнозируемые результаты :
1. Ребенок быстрее овладевает техническими навыками рисования ( линии: длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные пересекающиеся);
2. В ходе песочной терапии он осваивает основные движения: рисование круглых и овальных предметов.
Все упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка:
1. Стабилизируют эмоциональное состояния ребенка;
2. Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, что способствует речевому развитию;
3. Развитие самосознания и самоощущения. Основа для развития рефлексии в более старшем возрасте.
Таким образом, ребенок получает первый опыт рефлексии, что поможет ему быстрее научиться понимать себя и других. Мы развиваем эмоциональную сферу воспитанников за счет новых ощущений и за счет проговаривания этих ощущений. Т. е. уже в этом возрасте начинается работа по обогащению эмоционального словаря и закладывание базы позитивного эмоционального отношения к окружающему миру.
Способы определения ожидаемых результатов
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, в ходе наблюдения за воспитанниками на каждом занятии.
Виды контроля
• групповой
• индивидуальный
Формы подведения итогов
Участие в мероприятиях детского сада, открытое занятие для родителей раз в квартал
Учебно-тематический план
Месяц Неделя Игры и занятия
4-5 лет 6-7 лет
Сентябрь
(Январь) 1 – 4 неделя Комплектование групп
Октябрь
(февраль) 1 неделя «Чувствительные ладошки» «Здравствуй, песочная страна»
2 неделя «Осень в песочной стране» «Осенний листопад»
(«Зима в песочной стране») («Снег кружится»)
3 неделя «Песочные прятки» «На море…»
4 неделя «Город игрушек» «Веселое путешествие»
Ноябрь
(март) 1 неделя «Жили – были»… «Проделки песчаной бури»
2 неделя «Я – волшебник!» «Следы на песке»
3 неделя «Бусы для мамы» «Мамочке моей»
4 неделя «Чего не стало?» «Сказка об умном мышонке»
Декабрь
(апрель) 1 неделя Инсценировка сказки «Я – волшебник!»
«Колобок»
2 неделя «Необычная история»
(Отчетное занятие – представление для родителей)
3 неделя «Скоро праздник Новый год!»
(«Весенняя капель») («Босиком по радуге»)
4 неделя «Путешествие в сказку» «Добрые волшебники»
ИТОГО: 12 ч. 12 ч.
Содержание изучаемого курса наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста.
На занятиях дети знакомятся с правилами поведения в песочнице, свойствами песка. Упражнения позволяют развивать сплоченность, доброжелательность воспитанников. Малыши погружаются в волшебный мир песка и создают свои необыкновенные истории.
Месяц 4 – 5 лет 6 – 7 лет
Содержание
сентябрь Комплектование групп
Октябрь
(февраль) «Чувствительные ладошки» «Здравствуй, песочная страна»
Знакомство с песочным рисованием, развитие чувствительности
«Осень в песочной стране» «Осенний листопад»
(«Зима в песочной стране») («Снег кружится»)
Рисование из простых форм Создание композиции,
разных размеров рисование спиралей, динамические
движения
«Песочные прятки» «На море…»
Развитие мелкой моторики и Отработка элементов рисования,
тактильной чувствительности засыпания, рисование линий, фигур,
пейзажей
«Город игрушек» «Веселое путешествие»
Отработка элементов рисования, Отработка навыков проведения прямых и
засыпания, рисование линий, фигур волнистых линий во всех направлениях
Ноябрь "Жили – были»… «Проделки песчаной бури»
(март) Развитие умения различать Рисование спиралей, динамические движения
количество предметов
(много - мало, много - один)
«Я – волшебник!» «Следы на песке»
Развитие умения группировать Втирание указательным пальцем,
предметы по форме, цвету, величине насыпание из кулачка
«Бусы для мамы» «Мамочке моей»
Упражнения для развития чувства симметрии. Рисование способом втирания кулачком,
Круги. пальцем, насыпание из кулачка
«Чего не стало?» «Сказка об умном мышонке»
Развитие познавательных процессов Рисование способом втирания кулачком,
пальцем, насыпание из кулачка
Декабрь
(апрель) Инсценировка сказки «Колобок» «Я – волшебник!»
Рисование кулачком Рисование способом втирания кулачком,
пальцем, насыпание из кулачка
«Необычная история»
(Отчетное занятие – представление для родителей)
Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками
«Скоро праздник Новый год!»
(«Весенняя капель») («Босиком по радуге»)
Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка
«Путешествие в сказку» «Добрые волшебники»
Рисование способом втирания кулачком, пальцем, насыпание из кулачка
Методическое обеспечение
1. Световой стол для песочной анимации.
2. Песок (кварцевый, кинетический, цветной) в зависимости от запланированного занятия
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок и картинок (высотой не более 8 см)
В набор игрушек входят:
• человеческие персонажи
• животные
• транспорт
• растения
• сказочные герои
• бросовый материал
• геометрические фигуры
• формочки
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005г.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролова Д. «Волшебная страна внутри нас», Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005 г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000 год.
5. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015.