Татьяна Рубченкова
Проект «Чудеса на песке» для детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Это проект разработан для детей второй группы раннего возраста. В ходе него ребята познакомятся с правилами безопасной игры с песком, узнают о свойствах песка. В игровой форме получат навыки рисования простых элементов пальцами на песке.
Наблюдая за игрой воспитанников своей группы, я поняла, что они, проводят много времени летом в играх с песком на участке в песочнице, а в зимнее время такой возможности нет. Это и стало основанием для создания центра игр с песком. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития многих психических процессов. Дети стремятся узнать новое, познакомиться с окружающим миром, а так же начинают задумываться над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие. Песочница является маленькой моделью окружающего мира. Почему песок привлекает детей? Ребенка в песке, прежде всего, привлекают приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Публикация «Проект „Чудеса на песке“ для детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Вид проекта : подгрупповой (2-3 человека)
Участники проекта : дети раннего возраста (2-3 года).
Продолжительность проекта : краткосрочный
Срок реализации проекта : 5 дней.
Режим работы: во время и вне образовательной деятельности.
Материалы и оборудование: стол с подсветкой, кварцевый песок, кинетический песок, игрушки для обыгрывания, кинетический песок, песочница, магнитофон.
Методические приемы:
1. Наглядный метод.
- Показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций.
2. Словесные методы:
-Чтение стихов.
-Беседа с детьми, рефлексия занятия.
3. Практические методы:
-Графические игры и упражнения,
-Пальчиковые игры и упражнения
-Показ педагогом изобразительных приемов,
-Самостоятельное рисование формы изображаемых предметов согласно
развивающемуся сюжету.
Условия организации работы с детьми в песочнице
-Согласие и желание ребенка
- Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению
занятий в песочнице
-Противопоказания к играм с песком
-Аллергия на пыль от сухого песка
-Кожные заболевания
-Порезы на руках
Методическое сопровождение проекта.
- Конспекты занятий, бесед, пальчиковых игр, дидактических игр с песком,
- Консультативный материал для родителей.
-Подборка музыкального материала по теме проекта.
-Подборка стихотворений по теме проекта.
Формы работы с родителями:
-Просветительская работа с родителями в форме консультаций, бесед, оформление стенда для родителей;
-Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
-Фотовыставка.
Содержание проекта
1 Этап. Целеполагание.
Цель проекта : Развитие творческих интеллектуальных способностей, приобретение новых знаний умений, развитие мелкой моторики рук, обогащение речи новыми словами
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с песком (кинетическим и кварцевым) и его свойствами.
-Формировать способы работы с песком.
-Познакомит детей с искусством песочного рисования (рисованием простых элементов)
Развивающие
-Развитие интеллектуальных способностей, мелкой моторики рук, подвижности кистей рук
-Развитие игровой деятельности с песком.
-Развитие детского творчества с использование нетрадиционной техники рисования и лепки.
-Способствовать активизации речи.
Воспитательные:
-Учить детей слушать воспитателя
-Воспитывать у детей бережное отношение к игре с песком.
-Вызвать положительные эмоции связанные с новыми ощущениями.
2 Этап. Разработка проекта
-Сообщить цель проекта родителям, заинтересовать их в его значимости и важности.
-Приобрести необходимое оборудование
-Подготовить необходимую литературу дидактический материал
-Составить перспективный план, подобрать картотеку пальчиковых и дидактических игр с песком.
3 Этап. Реализация проекта
1день
Тема: «Игра в песочнице»
Познавательно-речевое развитие
-Развитие познавательного интереса детей к общению со взрослыми и сверстниками.
-Активизация речи.
Беседа «Игра в песочнице»
Беседа с детьми о правилах безопасности при игре с песком. Чтение стихотворений о правилах игры с песком. Рассматривание картины «Дети играют в песочнице»
Цель: Учить детей понимать, что изображено на картинке, знакомить с правилами поведения. Побуждать осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи детей.
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
Цель: развитие подвижности языка.
Физическое развитие
3. Физкультминутка «Руки вверх поднимем»
Цель: развитие двигательной активности детей
Исследовательская работа
Исследование песка на участке
Цель: Познакомить с некоторыми свойствами песка. (твердый, холодный, непрозрачный, мокрый)
2 день
Тема «Волшебная коробочка»
Познавательно-речевое развитие
Чтение стихотворения «Песок»
Чтение стихотворения «Здравствуй песочек» «Прощание с песочком»
Правила поведения при игре с песком
Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру, формировать положительные эмоции, умение их проявлять. Способствовать активизации речи.
Исследовательская работа
Игра «Коробочка с сюрпризом»
Исследование песка на подносе.
Упражнение «Здравствуй песочек»
Игра с кварцевым песком «Секретики»
Цель: Продолжать знакомить с некоторыми свойствами песка. (состоит из маленьких песчинок, шумит, сыпучий)
Физическое развитие
Физкультминутка «Игра песчинки»
Цель: Развитие двигательной активности детей.
3 день
Тема «Здравствуй песочек, здравствуй дружочек»
Познавательно-речевое развитие
Чтение стихотворения «Песочный человечек»
Цель: Продолжать знакомить детей с короткими литературными произведениями, вызвать эмоциональный отклик на них. Воспитывать интерес к художественным произведениям
Социально-коммуникативное развитие
Игра «Что спрятано!»
Цель: Развитие игровой деятельности с песком. Формировать умение отражать в игре действия с предметами
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Разминка».
Цель: Расслабление мышц мелкой моторики рук и кистей рук.
Игра упражнение «веселые «барабанщики»
Цель: Развитие мелкой моторики рук и подвижности кистей рук.
Художественно- эстетическое развитие.
Самостоятельные игровые действия с кинетическим песком
Цель: Развитие творческих способностей.
Использование коротких музыкальных произведений
Цель: Формирование положительного эмоционального настроя при работе с песком.
4день
Тема: «Здравствуй песочная страна»
Цель: Познакомить детей с искусством песочного рисования.
Познавательно-речевое развитие
Чтение стихотворения «Песочек»
Чтение стихотворение «Прощание с песком»
Чтение стихотворения о правилах поведения.
Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру, формировать положительные эмоции, умение их проявлять. Способствовать активизации речи.
Физическое развитие
Игровое упражнение «Здравствуй песок!»
Цель: Расслабление мышц рук, развитие восприятия через тактильные ощущения
Упражнение «Пощекоталочки».
Цель: Развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие напряжения.
Игровое упражнение «Отпечатки рук»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации движения, подвижности кистей рук. Закрепление свойств песка на световом планшете.
Игровое упражнение «Песочный дождь»
Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление, формировать умение засыпать световую поверхность стола в процессе создания фона.
Пальчиковая гимнастика «Разминка»
Цель: Расслабление мышц мелкой моторики рук и кистей рук
Художественно- эстетическое развитие.
Самостоятельные игровые действия с предметами и кварцевым песком
Цель: Развитие творческих способностей детей.
Использование коротких музыкальных произведений
Цель: Формирование положительного эмоционального настроя при работе с песком.
5 день
Тема: Тема " Песочные человечки"
Цель: Продолжать знакомство с искусством песочного рисования, познакомить с простыми элементами рисования на песке, продолжать учить рассыпать песок, развитие мелкой моторики рук.
Познавательно-речевое развитие
Чтение стихотворения «Здравствуй песочек»
Чтение стихотворение «Прощание с песком»
Чтение стихотворения «О правилах поведения».
Чтение стихотворения «Приветствие песочных человечков»
Чтение стихотворение «История песочных человечков»
Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру, формировать положительные эмоции, умение их проявлять. Способствовать активизации речи.
Физическое развитие
Игровое упражнение «Здравствуй песок!»
Цель: Расслабление мышц рук, развитие восприятия через тактильные ощущения, учить проговаривать свои ощущения.
Игровое упражнение «Колокольчики»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации движения, подвижности кистей рук.
Игровое упражнение «Песочный дождь»
Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление, продолжать формировать умение засыпать световую поверхность стола в процессе создания фона.
Художественно- эстетическое развитие
Использование коротких музыкальных произведений
Цель: Формирование положительного эмоционального настроя при работе с песком.
Рисование детей с помощью воспитателя пальчиками на световой поверхности стола.
Цель: Познакомить с навыками рисования простых элементов (линии, штрихи, точки). Умение находить видеть в линиях и их пересечениях изображение предметов, формировать интерес к песочному рисованию. Развитие творческих способностей детей
4 Этап. Презентация проекта. Оформление фотовыставки.
Результаты проекта :
-Ребенок овладел умением рисования простых элементов на песке.
-Проявляет интерес и желание заниматься песочным рисованием.
-Овладел понятиями: сухой, сыпучий, твердый, сохраняет форму.
-Повысилась познавательная и игровая активность
- У родителей повысился интерес к вопросам воспитания и развития детей, а так же психолого-педагогическая культура.
Итог:
Рисование, игры с песком как с обычным так и кварцевым, кинетическим- это погружение в мир сказки. Рисование песком доступно детям с раннего возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, ловко манипулируя пальчиками по песку. При этом чтобы и заменить рисунок, не нужно ни нового листка, ни ластика, достаточно просто провести пальчиком по песку. Вместо песка можно использовать манку, кофе, другие. А чтобы рисунок был оригинальный можно использовать камешки и бусинки. Главное давать волю воображению и не бояться эксперементрировать.
Приложение
Тема " Песочные человечки"
Цель: Продолжать знакомство с искусством песочного рисования, познакомить с простыми элементами рисования на песке, продолжать учить рассыпать песок, развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с песком и его свойствами, правилами игры
с песком.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас, учить проговаривать свои
Ощущения
3. Развивать мелкую моторику рук, подвижность кистей рук
4. Развивать мышление, внимание, память
5. Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми ощущениями.
Ход занятия
Музыкальное приветствие
Цель: Формирование положительного эмоционального настроя при работе с песком.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель: А теперь я хочу поздороваться с вашими ладошками, щечками, носиками.
Воспитатель здоровается с детьми под песенку "Здравствуйте" (слова и музыка М. Картушиной)
Сегодня мы поедим в песочную страну. Как можно доехать, на чем?
Ответы детей
Воспитатель протягивает детям руль. Под музыку дети отправляются в путь.
Воспитатель: Вот мы и приехали. А встречают нас веселые песочные
человечки.
Давайте с ними поздороваемся.
Ответы детей.
Приветствие песочка. Повторение правил поведения при игре с песком.
Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру,
Воспитатель: Ребята посмотрите на песочек.
Песочек на столе лежит - сам в ладошки к нам спешит!
Но боится на пол пасть, потеряться и пропасть!
Обиться наш песочек. Как мы будим обращаться с ним? (Повторение правил безопасного поведения с песком)
Ответы детей
Песочные человечки: Какие молодцы! Сегодня мы вас будим веселить.
Чтение стихотворения «Приветствие песочных человечков»
Цель: Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру, формировать положительные эмоции, умение их проявлять. Способствовать активизации речи.
Песочные человечки не дадут скучать ребятам!
Тазик и совочек, фигурки и песочек.
В песочек руки погружаем, все плохое забываем.
Игрой увлекаемся, настроение улучшается!
С человечками играем, истории разные сочиняем.
Давайте поиграем
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: Расслабление мышц рук, развитие восприятия через тактильные ощущения, учить проговаривать свои ощущения.
Воспитатель: потрогайте песочек. Положите его на ладошку, погладьте его. Посмотрите, какой он мягкий, нежный, ласковый. Скажите, какой он?
Из ладошки на ладошку
Сыпется песочек.
Поиграю с ним немножко
Пусть меня щекочет
1. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
2. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
3. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.
4. Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями
Воспитатель: Ребята, скажите песок у нас какой? Сухой или мокрый? Мягкий или твердый? Молодцы!
Упражнение «Колокольчики»
Развитие мелкой моторики рук, координации движения, подвижности кистей рук. Воспитатель: «А сейчас представим, что у нас в руках два колокольчика. Возьмите в кулачок песок и звеним колокольчиком дзи-нь, дзи-нь, дзи-нь. Молодцы!».
Упражнение «Песочный дождь»
Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление, продолжать формировать умение засыпать световую поверхность стола в процессе создания фона
Песочные человечки: «В моей стране может идти необычный песочный дождик, может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».
Варианты:
1. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
2. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками (само это действие является диагностичным — говорит о закрытости или открытости миру, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Дети поднимают кулачки с песком над столом, слегка разжимая кулачки, двигают ими в право- лево, и видят как идет дождь.
4. Ребенок берет песок тремя пальчиками и засыпает его.
Песочный человечек: Как здорово у нас получается! А сейчас давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Разминка»
Цель: Расслабление мышц кистей рук.
Разомнем свои пальчики, как будто мы их моем.
Мы для пальчиков гимнастику начнем
Упражнение для пальцев проведем
Укрепляем мышцы пальцев рук
Чтобы каждый пальчик стал нам верный друг.
Человечки: Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам одну увлекательную историю. Подойдите, пожалуйста, к планшету. История начинается.
Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру, формировать положительные эмоции, умение их проявлять. Способствовать активизации речи.
Это совсем не сложно,
А все даже очень просто
И что, в общем-то, замечательно,
Песком рисовать увлекательно.
Песок засыпаешь ты на стекло,
Что снизу светом освещено.
И, включая воображение,
Рисуешь картины на удивление.
Плавно пальцами волну начерти,
И поплывут на картине ручьи.
Пальцы большие навстречу веди
И ель на картине изобрази.
Если песок струей насыпать,
Ствол дерева сможешь ты показать.
А если сверху песок распылять,
То дереву крону ты сможешь придать.
Чтоб показать облака в небесах,
Пальцы свои сожми в кулачках.
И по стеклу кулачками кружа,
Ты нарисуешь вверху облака.
Я рассказала тебе лишь крупицу,
Как фантазия может развиться.
Стоит лишь только начать рисовать
И идеи уже не унять.
Сможешь даже, легко и шутя,
Фильм динамичный создать из песка.
Человечки: Ребята вам понравилась моя история?
Ответы детей
Человечки: Чтобы вы хотели нарисовать?
Ответы детей (солнышко, тучку, травку, радугу).
Рисование детей с помощью воспитателя пальчиками на световой поверхности стола.
Цель: Познакомить с навыками рисования простых элементов (линии, штрихи, точки). Умение находить видеть в линиях и их пересечениях изображение предметов, формировать интерес к песочному рисованию. Развитие творческих способностей детей.
***
Облака собрались в кучу, (Дети и воспитатель рисуют облака)
Превратились в злую тучу.
Стали лить на землю воду (Рисуют дождь)
И испортили погоду.
Сколько знаю я дождей?
Сосчитай поскорей:
Дождик с ветром, (рисуют полоски)
Дождь грибной, (рисуют точки)
Дождик с радугой дугой (рисуют радугу)
***
По тропинке в лес пойдем, (пальчики идут обычным шагом по прямой)
лужи мимо обойдем (пальчики идут змейкой)
Посмотрим вверх на солнышко (поднимают голову и руки вверх)
Посмотрим вниз натравку, (опускают голову вниз)
Перепрыгнем ручеек,
Прыг скок, прыг-скок! (барабанят по стеклу пальчиками, появляются точки
Человечки: какие замечательные картины у вас получились.
Нам очень понравилось с вами играть, но, к сожалению, нам пора прощаться.
Воспитатель: Ребята. Давайте попрощаемся с человечками и песочком. Досвиданья!
Прощание с песочком
Цель: Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Формировать доброжелательное отношение к миру.
Мы с песочком поиграли,
Аккуратно все собрали
Руки смело отряхнем,
А потом опять придем.
Воспитатель: Ребята, а как нам добраться до дома?
Ответы детей
Воспитатель протягивает руль, и дети возвращаются на стульчики.
Рефлексия: Ребята вам понравилось в гостях? Где мы сегодня были? Какой песочек был? Как мы с ним играли?
Литература
1. Андреенко Т. А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками –СПб. :ООО «Идательство «Детство-пресс»,2017.-128с.
2. Никитина О. Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике-Санкт-Питербург,2013г-44с.
3. Е. А. Тупичкина Е. А. Мир песочных фантазий. Программа обучения детей песочных картин в технике «Sand-Art»
4. Епанчинцева О. Ю. Рол песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
5. ВЕБИНАР: Метод "SAND-ART". Работа с детьми от 1 года до 11 лет