Екатерина Шерева
Проект для средней группы «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Синичкин день»
Вид проекта : познавательный, творческий.
Тип проекта : краткосрочный 1 неделя.
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта : недостаточные знания детей о народных праздниках, приметах; о жизни птиц в зимний период и о том, как человек может помочь птицам перезимовать.
Публикация «Проект для средней группы „Синичкин день“» размещена в разделах
Цель проекта : расширить представления детей о народных праздниках. Приобщить воспитанников группы и их родителей к проблеме бережного отношения к природе, в частности к зимующим птицам.
Задачи проекта :
Образовательные:
-познакомить детей с народным праздником «Синичкин день»;
-сформировать представления о взаимосвязи погодных условий (понижение температуры) и условиями жизни птиц;
- познакомить детей с видами подкормки синиц.
Воспитательные:
-воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помогать птицам в зимний период;
-воспитывать чувство ответственности за ежедневную подкормку птиц;
-воспитывать коммуникативные навыки работы в группе сверстников.
Развивающие:
-развивать творческие способности детей, умение отражать свои впечатления через продуктивную деятельность;
-расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме «Зимующие птицы»;
-развивать познавательную активность, умение рассуждать и делать простейшие выводы.
Ожидаемый результат:
-расширили свои знания о приспособленности птиц к жизни в зимний период;
- рассказывают о помощи человека зимующим птицам;
- пополнили словарный запас по теме проекта;
- вовлечение родителей в проектную деятельность;
Продукт проектной деятельности :
- изготовление кормушек для птиц и размещение их на прогулочном участке;
- аппликация «Синички на дереве»;
- сбор корма для подкормки птиц;
- консультация для родителей «Экологический праздник «Синичкин день»».
Этапы проекта :
1 этап: подготовительный
Со стороны педагога это формулирование проблемы, определение целей и задач проекта; создание необходимых условий для успешной реализации проекта : подбор познавательной и художественной литературы, наглядных пособий, иллюстраций по теме; подбор материалов для продуктивной деятельности. Со стороны детей это вхождение в проблему. Со стороны родителей – изготовление кормушек.
2 этап: практический
На этом этапе проходит практическая, коммуникативная, познавательная, игровая исследовательская деятельность.
Виды деятельности с детьми:
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Беседа «Зачем нужны птицы?»
2. Беседа «Как люди заботятся о птицах».
3. Беседа «Что можно насыпать в кормушку»
4. Рассматривание альбома «Зимующие птицы»
Коммуникативная деятельность
1. Рассматривание изображений зимующих птиц
2. Чтение стихов и отгадывание загадок о синицах.
4. Словесная игра «Перелётные или осёдлые птицы»
5. Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность
Рисование «Красавица птичка – синичка».
Аппликация «Наша птичка - синичка».
Конструирование «Наши кормушки для птичек».
Игровая деятельность
1. Игра «Филин и птички»
2. Подвижная игра «Птицелов»
3. Дидактические игры:
- «Собери птицу» (разрезные картинки);
- «Зимуют – улетают» (по карточкам)
3. Пальчиковая игра: «На кормушке», «Летела птичка над полем»
День недели
Понедельник Беседа: «Зачем нужны птицы?»
Пальчиковая игра «Летит над полем птичка»
Чтение художественной литературы В. Бианки «Кузя двухвостый
Конструирование «Наши кормушки для птичек»
Подкормка птиц на прогулке
Подвижная игра «Перелет птиц»
Вторник
Беседа «Синичка – гостья нашего двора»
Речевая игра «Зимующие или перелетные птицы?»
Чтение художественной литературы "Синицы" Соколов-Микитов И. С.
Подкормка птиц на участке
Наблюдение за поведением птиц на кормушке
Среда
Беседа «Чем можно накормить синичек?»
Дидактическая игра «Собери птицу» (разрезные картинки) Чтение художественной литературы И. Змановская «Синичкин день»
Аппликация «Наша птичка - синичка»
Опытническая деятельность: опытным путем выяснить, какой корм больше нравиться синицам.
Четверг
Беседа «Как люди могут позаботиться о птицах?» (корм, кормушки)
Рассматривание тематических картинок
Чтение художественной литературы Г. Скребицкий «Догадливая синичка»
Лепка «Птички – Синички»
Подкормка птиц на участке.
Подвижная игра «Филин и птички».
Пятница
Беседа «Птицы наши друзья»
Речевая игра «Четвертый лишний»
Пальчиковая игра «Кормушка»
Чтение стихов о синице
Рисование «Красавица птичка – синичка»
Раскраски птиц.
Наблюдение за птицами на кормушке. Подкормка птиц.
3 этап заключительный:
Представляются результаты проекта :
-дети узнали о празднике «Синичкин день»; знают и умеют помогать зимующим птицам.
-на прогулочном участке силами родителей сделана зона подкормки птиц: установлена кормушка;
- в группе организована выставка работ детского творчества по теме проекта «Друзья синички» : аппликация «Наша птичка - синичка», лепка «Птички – Синички», Рисование «Красавица птичка – синичка».
-для родителей оформлены консультации «Синичкин день», рекомендации по наблюдению за птицами на прогулке с детьми, памятка «Как правильно подкормить птиц?»
Памятка "Как подкармливать птиц"
1. Кормушки должны быть удобными.
Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Корма в кормушках должно быть немного, но следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Уважаемые родители!
Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября.
В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства» : несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.
Этот день считается в народе Синичкиным праздником : по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма.
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Просьба к родителям, не будьте равнодушными и не забывайте прививать своим детям любовь к природе и её обитателям!
Подвижные игры
«Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.
«Совушка»
Цель: развивать у детей ловкость, решительность. Упражнять в прыжках в длину с места
Описание игры: на площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном углу площадки – круг «Гнездо совушки». Выбирается «совушка», а остальные дети изображают насекомых, разбегаются по площадке. «Ночь» – «совушка» гуляет, «насекомые» спят. И «совушка» смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто шевелится «совушка» отводит к себе в гнездо. Продолжительность 5-7 минут
Филин и пташки - Русская народная игра
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Беседа «Синичка – гостья нашего двора»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?
Дети: Синички.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель. Так почему же синица – птица?
Дети отвечают.
Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:
• Куда вышли дети?
• Для кого они несли зерно?
• Куда они насыпали зерно? Зачем?
• Почему прилетели птицы?
• Кому насыпали семечки?
• Птицы были рады?
• Так почему же надо подкармливать птиц?
Дети отвечают.
Список используемой литературы
1 Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста.
(практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель»,
2 Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и
других народов. – Т. 1 – Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10 – СПб., 2010 г.
3 Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники,
шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград :
4 Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.. М :
5 Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М. : Эксмо,
6 Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. –
7 Шаронов А. В. Атлас – справочник «Все о птицах», 20
Свое отношение к этой птичке народ выразил в многочисленных пословицах и поговорках:
«Невелика птичка-синичка, а свой праздник помнит»,
«Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает»,
«Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной»,
«Синица - счастья синяя птица»,
«Бойкая синичка - воробью сестричка»,
«Хлопотунья синица - сада защитница».