Людмила Кикина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В синичкин день» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы
Задачи:
Образовательные:
- учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление;
- учить наблюдать за птицами, оберегать, заботиться о них, подкармливать.
Развивающие:
- развивать зрительную память;
- закрепить и правильно называть цвета;
- развивать фантазию, воображение, творчество;
- развивать игровую деятельность детей, двигательную активность, координацию движений, умение совместно действовать во время игр.
- развивать мелкую моторику кисти рук (во время лепки).
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „В синичкин день“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Воспитательные:
- воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам;
- вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» : учить внимательно слушать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3-4 слов. Активизировать в речи понятия, связанные со строением тела птиц, их действиями. Упражнять в звукоподражании.
ОО «Познавательное развитие» : познакомить детей с жизнью синиц, их местом обитания и другими птицами нашего города (воробей, ворона). Продолжать учить различать птиц по внешнему виду называть их, поддерживать познавательный интерес.
ОО «Физическое развитие» : учить выполнять игровые действия, способствовать совершенствованию выполнения детьми основных видов движений, развитие физических качеств.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : закреплять способ отрывания кусочка пластилина от целого куска и нанесение его на картон.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : воспитывать умение слушать друг друга и воспитателя, совместно действовать во время игр.
Виды деятельности: познавательная (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, коммуникативная, игровая, двигательная, исследовательская, продуктивная.
Материал и оборудование:
Картинки с изображением птиц (воробей, голубь, ворона, синица).
Игрушка – попугай Кеша, музыкальное сопровождение, презентация «Синичка - невеличка».
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц на прогулке;
2. Беседы, чтение стихов: Г. Ладонщиков «Наши друзья», потешек, Чарушин «Воробьишко» С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др., загадывание загадок;
3. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные»;
4. Дидактические игры «Назови птицу», «Кто как кричит?», «Какой птицы не стало?», «Кто прилетел на кормушку?»;
5. Рассматривание книжных иллюстраций: «У кормушки», «Природный мир нашего детского сада», альбома «Пернатые – наши друзья»»;
6. Просмотр мультфильмов о птицах;
7. Пальчиковые игры: «Зимующие птицы», «Птички», подвижные игры:
«День – ночь», «К нам летите», «Воробышки и автомобиль», «Воробышки и кот», «Наседка с цыплятами»; упражнение «Птенчики»;
Артикуляционная гимнастика: «Громко и тихо птички поют»;
8. Продуктивная деятельность:
Рисование: «Красивая птичка», «Птичка клюёт зёрнышки»,
Лепка: «Корм для птиц».
Словарная работа: червивые (фрукты, синица, воробей, дятел, ворона, кормушка, корм, зерно,
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение?
Воспитатель: А чтобы оно было еще лучше, я предлагаю сделать одно интересное упражнение.
С добрым утром глазки (поглаживают глаза)
Вы проснулись! (сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него)
С добрым утром ушки (ладонями гладим уши)
Вы проснулись! (приложить ладони к ушам- «Чебурашка»)
С добрым утром ручки! (поглаживают, поочередно ладони)
Вы проснулись! (хлопают в ладоши)
С добрым утром ножки (поглаживают колени)
Вы проснулись! (потопают ногами)
С добрым утром солнце (поднимают руки вверх, смотрят «на солнышко» - вверх)
Я –проснулась!
Воспитатель: Все проснулись, ребята? Молодцы!
Воспитатель. Я слышу какой-то шорох в той корзинке. (подхожу, открываю корзину и достаю игрушку - попугая Кешу). Кто это?
Воспитатель. Да, это очень красивый попугай
Кеша. Меня зовут Кеша. Я прилетел к вам в гости в детский сад.
Воспитатель. А кто такой попугай?
Воспитатель. Правильно. Это яркая, красивая птица.
Каких птиц вы еще знаете?
(Дети перечисляют птиц)
Воспитатель. Птиц на земле очень много. И жить на земной планете без птиц было бы, ох, как скучно. А какую пользу они приносят?
Воспитатель. Если бы не было птиц, то все листья на деревьях и кустарниках съели бы гусеницы, да и все фрукты и ягоды были бы червивые.
Ребята, нужны нам птицы?
Воспитатель. Птиц надо беречь, кормить их, особенно в холодное время года. Гнезда птиц нельзя разрушать.
Воспитатель. Кеша, как же ты не побоялся в такую дождливую и холодную погоду к нам прилететь?
Попугай Кеша. Я очень спешил, волновался, и не мог не прилететь, потому что сегодня – Синичкин день.
Воспитатель. А что же это за такой необычный День?
Попугай Кеша. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Воспитатель. Кеша, принес собой вот такие маски (показываю маски) и предлагает нашим ребятам поиграть в игру «Птицы в гнездышках».
Воспитатель. С попугаем Кешей к нам в гости «прилетели» и другие птицы, с которыми мы сегодня познакомимся поближе и узнаем о них больше. Вы должны отгадать, что это за птицы. (Выставляются картинки птиц, где есть ворона, воробей, синица). Внимательно слушайте загадки, и выбирайте ту птицу, о которой говорится.
1. Спинкою зеленовата. Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица);
Давайте внимательно рассмотрим ее. Какая она (Ответы детей)
Воспитатель. Грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые, хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета. Красивая птица!
Почему же этих птиц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Когда внимательно прислушаешься к голосам этих озорниц, то услышишь «Си-си-си». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами.
Но любят жить в лиственных лесах. Устраивают гнезда в старых гнездах белок, в дуплах дятлов, а также в других закрытых местах.
1. На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется. (синица)
2. Маленький, серенький, проворный
Крошки у дома клюет,
Прыгает он по дорожке,
А подойдешь, так вспорхнет. (воробей)
Воспитатель. Воробей – какой он?
Воспитатель. Правильно, воробей – птичка маленькая. Тело у воробья, как комочек, серого цвета. Крылья и хвост маленькие, коричневого цвета. Голова у воробья маленькая, тоже коричневая. (Показ слайдов) Питается воробей семенами, шишками, крошками. Как кричит воробей?
3. Серая птица, грозная птица,
Каркает громко, но кошек боится. (ворона)
Воспитатель. А какая ворона?
Воспитатель. Правильно, ребята, ворона – птица большая. Тело вороны крупное большое, серого цвета. Питается ворона семенами, ягодами, крошками. (Показ слайдов)
Синица, воробей, ворона – это зимующие птицы, они на зиму не улетают.
Воспитатель. Холодно и голодно птицам зимой. Земля, дороги, деревья – все покрыто снегом. Трудно пернатым добывать себе корм. Ведь голодную птичку может погубить даже самый маленький морозец. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. К нам с вами.
Попугай Кеша. А как, дети, можно помочь птицам в холодное время года?
Воспитатель. Наши ребята очень добрые. Они всегда заботятся о птицах, кормят их во время прогулки. Наблюдают, какие птицы к нам прилетают на участок, на кормушку, что едят.
Попугай Кеша. Я видел у вас на участке есть дерево – рябина. Все птицы любят ягоды рябины. Они их зимой спасают от голода.
Воспитатель. Наши гости - птицы проголодались. А чтобы они поели, вы – ребята, должны приготовить им корм. Выручим наших птиц?
Воспитатель. Сейчас мы поможем нашим пернатым друзьям и сделаем для них много ягод-рябинок. ( На столах лежат заготовки: «Листики рябины», но без ягод. Дети должны сделать грозди рябины)
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» :
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки. Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза, - «режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой, – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же, – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны».
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель приглашает Кешу посмотреть как дети выполняют работу – стараются.
Попугай Кеша. «Рассматривает» работы. Хвалит детей. Птички вам говорят спасибо, за то, что вы им такой вкусный «корм» приготовили и накормили. Вы все мне очень понравились. А мне пора улетать к другим ребятам. Я всем хочу рассказать о Синичкине дне, чтобы все ребята и взрослые встречали и помогали зимующим птицам холодной зимой.
(Дети прощаются с попугаем Кешой)
Воспитатель: Вы сегодня все хорошо работали и старались, а что вам больше всего понравилось на занятии? Запомнилось? Какое у вас настроение?
Воспитатель. А сейчас пойдем с вами на улицу и покормим остальных птиц, которые прилетят на наш участок, а мы скажем им «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые. Вы - наши друзья».
Литература:
1. «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., Кондратьева Л. Н.
2. Комарова Т. С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-3лет. / М: Мозаика-Синтез, 2008;
3. Лыкова И. А. - Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
4. Программа «Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений.