Ирина Гордиенко
Проект «Шкатулка саамских сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект Шкатулка саамских сказок
Идея нашего проекта родилась после объявления детской библиотекой 17 районного конкурса детских рукописных книг «Здесь мне посчастливилось родиться». Номинация, в которой мы решили участвовать(«Мой сильный маленький народ», появилась неслучайно.
Публикация «Проект „Шкатулка саамских сказок“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социализации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Это обусловливает ведущие функции педагогически направленного процесса социализации детей дошкольного возраста: поддержка личности в оптимальной адаптации к сложившимся социальным условиям как его результату и тем самым её подготовка к активному участию в общественной жизни.
Приобщение к народным традициям позволяют познакомиться с образом жизни представителей разных народов, раскрыть их яркую этническую самобытность. Необходимо сформировать у детей представления об истории, культуре, обычаях и традициях различных этносов. (проще говоря, мы должны объяснить детям, что все народы дружелюбны, у всех, несмотря на внешние и культурные различия-одинаковые представления о добре и зле, о дружбе, и нужно быть самим добрыми, уважительно относиться ко всем народам).Особенно подчеркнем необходимость знаний о моральных нормах и качествах, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе, согласование действий и поступков людей.
Несмотря на то, что многие из нас-коренные жители Мурманской области или живут тут давно, не все могут похвастаться тем, что хорошо знают культуру коренного населения Кольского полуострова -саамов.
1 тысяча шестьсот саамов живёт на Кольском полуострове. Проживают ещё в Финляндии, Швеции и Норвегии 80 тыс человек. В Мурманской области саамы проживают в селах Ловозеро, Краснощелье и Каневке. Так как мы живём в удалении от этих сёл, наши дети, как выяснилось, почти ничего не знают о коренном народе нашей малой родины.
Учитывая всё вышеизложенное, мы решили организовать проект по знакомству с саамской культурой и бытом.
Целью проекта стало воспитание интереса и любви к родному краю, знание о его коренных жителях, их культуре и понятиях о добре и зле.
Задачи вы можете видеть на экране, подчеркну лишь некоторые:
•
• ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ДОБРОТЕ, КАК О ВАЖНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ КАЧЕСТВЕ
• Формировать установки толерантности
На подготовительном этапе проекта мы проделали следующую работу:
На слайде
Информацию искали в интернете, сотрудничали с библиотекой.
Подобрали детскую художественную литературу –сказки северных народов.
На занятиях познакомили детей с бытом саамов,особенностями саамского языка. детишкам очень интересно было узнать о саамском языке, особенно им понравилось, как звучат их имена по-саамски.
Настя-Наст
Марина-Морен
Денис-Денси
Елена-Оленьк
Аполинария-Пуна
Даша-Тарьенч
Ульяна-Улльна
Анна-Аннь
Предложили родителям подборку рецептов национальной саамской кухни.
Тесно сотрудничали с краеведческим музеем, в котором как раз проходила выставка, посвящённая саамскому быту,
также работники библиотеки приготовили для наших детей рассказ и презентацию о жизни саамов.
Прочитали много саамских сказок, вспомнили русские народные. Дети с помощью педагогов нашли много общего в сказках, но подметили и своеобразие саамских сказок-в названии предметов, языке, северном колорите.
Также детей очень заинтересовали волшебные существа саамских сказок-тролли, их проделки. Дети сделали вывод, что тролли похожи на героев русских сказок-Кощея, Бабу ягу своими отрицательными поступками.
Спортивные игры есть у многих народов. Подчас именно они отражают их дух. Игры саамов связаны с охотой, рыбалкой, оленеводством. Детям очень понравились саамские подвижные игры : «Гонки на оленьих упряжках», «Тройной саамский прыжок», «В медведя».
Игры на воспитание чувства коллективизма: «Ручейки и озера», «Охота на куропаток», «Важенка и оленята». Создали картотеку саамских подвижных игр.
Истоки прикладного искусства саамов – в жизненной необходимости самим изготовлять одежду, обувь, предметы быта и в естественной потребности делать их не только удобными, но и красивыми. В саамском фольклоре встречается немало упоминаний об украшении одежды, обуви, охотничьих сумок, детских люлек ракушками, красными сушёными ягодками и жемчужинами
Красоту саамских узоров можно рассматривать без устали. Дети старались отразить её в иллюстрациях к книге, украшая не только детали одежды, но и рисуя орнамент по краю своих мини-книжек.
Украшение рукавичек с помощью ватных палочек.
Лепка –саамская деревня-саамский погост
Изготовление рукописной книги-интересный и одновременно непростой этап нашего проекта. Не так-то просто сочинить сказку в первый раз получалось даже взрослым. В некоторых случаях оказалось, что дети быстрее и легче сочиняют волшебные истории, чем родители. Мы предложили в помощь план по написанию волшебной сказки, провели индивидуальные консультации и получились интересные, удивительные сказки в книжках-малышках, которые были прочитаны в группе.
Итог нашего проекта - книга «Шкатулка саамских сказок», которая стала победителем 17 районного конкурса детской рукописной книги в номинации «Мой сильный маленький народ»
Я предлагаю Вам послушать Йойк-завораживающую саамскую песню и посмотреть совместные рисунки детей и родителей –иллюстрации к книге.