МААМ-картинки

Детско-взрослый проект «Шкатулка загадок»

Надежда Травникова
Детско-взрослый проект «Шкатулка загадок»
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление

Паспорт проекта 3

Структура проекта 8

Диагностика 9

Родительское собрание в старшей группе на тему Загадка как эффективное средство развития воображения у старших дошкольников» 11

Приложения к родительскому собранию 13

Список использованной литературы: 19

Приложения 20

Паспорт проекта

Тип проекта : информационно - практико-ориентированный.

Продолжительность проекта : две недели

Руководитель проекта : Травникова Н. А.

Темочки:

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Принцип построения: интегративный.

Актуальность.

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии.

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.

В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка.

Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).

Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.

Также загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: «вопрос или задание, которое требует разгадки».

Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.

Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.

Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Играя с детьми в игру «Угадай-ка», направленную на формирование умений отгадать загадку и объяснить отгадку, у них появилось желание придумать свои собственные загадки. Первые попытки придумать свои загадки стали не успешными. Дети пришли к выводу, что не умеют самостоятельно, без помощи взрослых сочинить загадки, которые можно загадывать детям и взрослым. Так и появился проект «Шкатулка загадок»

Проблема: Детям нравиться отгадывать загадки, но как придумать загадку, в чём её секрет они не знают. Дети думают, что у загадки может быть одна отгадка, а это не так.

Цель проекта : Учить детей отгадывать загадки, выделять признаки и создавать новые образы, составлять загадки разных видов.

Задачи:

• Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.

• Познакомить детей с понятием «загадка», разновидностями загадок, со структурой загадки.

• Познакомить с механизмом отгадывания загадок.

• Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.

• Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре.

Ожидаемый результат:

• Конкурс загадок, составленных совместно с родителями;

• Сборник загадок «Книга загадок».

Образовательный эффект от реализации проекта :

• Научить детей поиску информации, используя разные способы;

• Учить детей систематизировать информацию и представлять результат;

• Развивать речь детей через сочинение загадок, разнообразных по тематике и структуре.

Ресурсное обеспечение:

• Наглядный материал по проблеме,

• Наличие художественной и научно-популярной, методической литературы,

• Материал для изготовления книги загадок

• Компьютер,

• Цветной принтер.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный (сбор информации о проблеме) :

• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной проблеме;

• Составление перспективного плана мероприятий по формированию умение сочинять загадки, разнообразные по тематике и структуре.

• Привлечение родителей к решению проблемы;

• Подбор бросового материала для деятельности по созданию книги загадок.

2. Основной (реализация проекта) :

• Выполнение перспективного плана мероприятий.

3. Итоговый:

• Конкурс загадок, составленных совместно с родителями;

• Презентация книги-сборника загадок «Книга загадок»;

• Анализ результатов.

Для достижения результата детям необходимо было выполнить ряд шагов:

1шаг: Узнать что такое загадка, какие бывают загадки, используя разные способы.

В ходе самостоятельной исследовательской деятельности дети узнали:

1. Что такое загадка,

2. Историю происхождения загадки,

3. Правила отгадывания загадок.

2 шаг: Составить алгоритм сочинения загадки.

3 шаг: Сочинить загадки, разнообразные по тематике и структуре.

4 шаг: Выделить лучшие загадки, которые войдут в сборник загадок путём голосования.

5 шаг: Создать книгу-сборник загадок «Книга загадок».

Педагоги в процессе реализации проекта решали следующие проблемы:

1. Создавали условия для саморазвития, самовыражения каждого ребёнка;

2. Создавали условия для развития речи детей;

3. Способствовали социальной активности детей;

4. Находили наиболее эффективные способы взаимодействия с семьёй.

Структура проекта

НОД:

1. Сценарий занятия по аппликации на тему: «Загадки».

2. Сценарий занятия на развитие воображения у дошкольников на тему: «Загадки».

3. Сценарий занятия на тему: «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь».

4. Лепка и рисование отгадок к загадкам.

5. Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки», «Как придумать загадку».

6. Открытое занятие по мыследеятельностной педагогике на тему: «Загадки»

7. Презентации на тему : «Загадки»

Дидактические и речевые игры:

1. Д/и «Загадки и отгадки».

2. Д/и «Придумай загадку».

3. Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету».

4. Д/и «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

5. Р/и «Подбери рифму»,

6. Р/и «Художник слова»,

7. Д/и «Сундучок».

8. Д/и «Картинная галерея».

9. Д/и «Что на что похоже».

Чтение художественной литературы:

1. Рассказ «История появления загадки».

2. Разучивание загадок.

3. Рассматривание книжных иллюстраций.

4. Чтение р. н. с. «Дочь семилетка».

5. Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».

6. Чтение р. н. с. «Мудрые ответы»

Работа с родителями:

1. Родительское собрание на тему: «Загадка как эффективное средство воображения у старших дошкольников».

2. Папка – передвижка для родителей на тему: «Учимся отгадывать загадки»

3. Помощь в оформлении книги: «Книга загадок»

Результаты проекта.

1. Мы отгадали, а также и сочинили множество загадок.

2. Разработали алгоритмы по отгадыванию и сочинению загадок.

3. Провели диагностику дошкольников.

4. Мы создали книгу-сборник «Книга загадок»

Диагностика

Первичная диагностика

Вопросы:

1. Сколько загадок знает ребенок?

2. Сколько загадок из 3х загаданных отгадывает?

3. Загадывают ли дома загадки?

№ Ф. И. ребенка №1 №2 №3

1.

Результаты:

Вопрос № 1: Не знают загадок – 50% Вопрос №2 : Не отгадывают загадки – 36%

Знают 1-2 загадку – 41% Отгадывают 1-2 загадки – 45%

Знают 3 загадки – 9% Отгадывают 3 загадки – 19%

Вопрос № 3: Загадывают дома загадки – 32%

Не загадывают – 68%

Вторичная диагностика

Вопросы:

1. Сколько загадок знает ребенок?

2. Сколько загадок из 3х загаданных отгадывает?

3. Загадывают ли дома загадки?

№ Ф. И. ребенка №1 №2 №3

1.

Результаты:

Вопрос № 1: Не знают загадок – 0% Вопрос №2 : Не отгадывают загадки – 0%

Знают 1-2 загадку – 64 % Отгадывают 1-2 загадки – 68%

Знают 3 загадки –36 % Отгадывают 3 загадки – 32%

Вопрос № 3: Загадывают дома загадки – 68%

Не загадывают – 32%

Публикации по теме:

Детско-родительский проект «Где прячется электричество»Детско-родительский проект «Где прячется электричество» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Ромашка» Творческий детско-родительский исследовательский.

Детско-родительский проект «Мой папа — пожарный» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Ромашка» Творческий детско-родительский познавательный.

Детско-родительский проект «Народы севера российской федерации» Технология проектной деятельности дает возможность педагогу целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое воспитание занимающихся,.

Детско-родительский проект «Одежда» во второй младшей группе Детско - родительский проект Вторая младшая группа Тема: «Одежда» Направление: Социальное Участник: Степанова Олеся Александровна Родитель:.

Детско-родительский проект «Подарок на отдарок» Паспорт проекта Подготовила воспитатель: Пшеничникова Татьяна Фёдоровна Тип проекта: исследовательский. Цель проекта: создание условий для.

Детско-родительский проект «Сбережем природу вместе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №25 «Семицветик» ДЕТСКО –.

Детско-взрослый проект «Мыльные пузыри» Детско-взрослый проект «Мыльные пузыри» Тип проекта: исследовательский Продолжительность проекта: 1 неделя (краткосрочный) Тема проекта:.

Детско-взрослый проект «Природу будем охранять»Детско-взрослый проект «Природу будем охранять» Детско-взрослый проект «Природу будем охранять» Автор-составитель: Хонина Э. И. Воспитатель МБДОУ № 63 г. Махачкала Краткая аннотация.

Проект «Подводный мир полон загадок» Проект «Подводный мир полон загадок» (подготовительная группа общеразвивающей направленности) Ольга Филенко Проект «Подводный мир полон.

Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок Статья «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок» Автор: Назарова Мария Олеговна. ГБДОУ №36 Санкт-Петербург Описание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-взрослый проект «Шкатулка загадок»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 14:04
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детско-взрослый проект «Шкатулка загадок»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Травникова (УИ 609804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД