Эльвина
Проект «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»
Проект во второй младшей группе на тему:
«Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»
Вид проекта : познавательно – игровой.
Продолжительность: две недели.
Участники проекта : дети в младшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: низкий уровень сенсорного развития детей младшей группы.
Актуальность проекта :
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
Публикация «Проект „Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
ребенка в различных видах деятельности - один из основных принципов
дошкольного образования, утвержденных ФГОС. Развитие познавательного
интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной
из составных успешности обучения в школе. Интерес дошкольников к
окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа
формирования этого качества. На сегодняшний день развитие
познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста –
одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребенка
мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его
формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и
величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой
познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей
обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом
для развития способностей. Потери, допущенные в этот период,
невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Значение сенсорного
воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального
развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое
чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в
нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем
показателям, преобладали в основном средний уровень. В результате
проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и
реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей
раннего возраста. Новизной данного материала является так же сочетание
традиционных подходов и использование современных средств обучения:
развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание
стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах.
Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием
сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на
специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в
семье.
Цель проекта : Развитие сенсорных способностей у детей средствами
дидактической игры.
Задачи проекта :
1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
2. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать у детей интерес и желание играть в дидактические игры,
соблюдая правила и ход игры.
5. Формировать сенсорные представления о внешних свойствах предметов:
их форме, цвете, величине.
6. Пополнить познавательную зону дидактическими играми на развитие
сенсорных навыков.
7. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей
сенсорных способностей.
8. Воспитывать любознательность, стремление к познанию,
самостоятельность.
Реализуемые образовательные области: «Познавательное», «Социально –
коммуникативное», «Художественно – эстетическое», «Речевое».
Ожидаемый результат: В результате планомерной, системной работы
происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны,
составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой
стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие
необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе.
Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики
рук и всех психических процессов. Приобретение дидактических игр и
игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и
воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды.
Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в
детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя
реализовывать задачи сенсорного развития.
Этапы реализации проекта
I этап подготовительный
Задачи:
-Пробудить интерес к дидактическим играм по сенсорики детей дошкольного
возраста
Содержание работы:
1. Изучение литературы;
2. Информирование родителей о начале проекта;
3. Изготовление дидактических пособий, подбор имеющихся игр по теме
проекта;
4. Оформление консультаций для родителей: «Игры на развитие сенсорных
способностей», «Что такое развивающие игры?», «Дидактическая игрушка –
в жизни ребенка». «Формирование и развитие сенсорных способностей у
детей 3- 4 лет». «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие
детей».
II этап практический
Задачи:
-Ознакомление детей с дидактическими играми по сенсорики;
-Формировать у детей умение различать и называть цвет и форму (игрушку,
развивать мелкую моторику, координацию движений руки;
-Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
-Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Содержание работы:
1. Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;
2. Подбор и изготовление дидактических игр своими руками;
3. Наглядная информация для родителей: папки-передвижки на темы:
«Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических
игр и упражнений» «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»;
4. Дидактические игры с детьми : «Геометрические фигуры», «Найди пару»,
«собери бусы», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по
величине», «Игры с прищепками», «Назови правильно», «Игры с пробками»,
«Собери бусы».
* Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в
домике»; «Найди такой же…» и т. д.
* Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой
слух) : «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т. д.
* Для развития моторики : предметы – вкладыши, стержни для нанизывания
колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки,
включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки,
молнии).
* Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками,
разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими
вкладышами и т. д.
* Мозаика: настольная и напольная.
* Настольно-печатные дидактические игры.
* Самостоятельные игры малышей.
* Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций,
предметных и сюжетных картинок.
III этап итоговый.
Задачи:
- закрепить знания к дидактическим играм по сенсорики
В ходе совместной деятельности с детьми можно использовать любые
дидактические игры, соответствующие цели и задачам проекта.
Результат:
Дети стали чаще использовать дидактические игры в самостоятельной
деятельности. Родители получили новую и полезную информацию,
пополнили игротеку группы новой дидактической игрой.
Вывод:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное
использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по
сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по
закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий
проведения дидактических игр, консультации по изготовлению
дидактических игр. Проект способствовал формированию интереса к
познанию окружающего мира. Самостоятельная познавательная деятельность
осуществляется без принуждения, сопровождается положительными
эмоциями, т. е. повысилась познавательная мотивация – детям стало
интересно научиться чему-то самостоятельно.