Армине Микаелян
Проект «Секреты нашего тела»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы «Секреты нашего тело»
Актуальность проекта заключается в необходимости научить детей любить себя, своё тело, воспитать в них оптимистическое само – и мироощущение, что обеспечит более лёгкое, безболезненное вхождение детей в социум и, как следствие, высокую жизненную активность.
Предмет исследования: познание себя, поддержание интереса к самому себе и создание условий для накопления первичных представлений о себе
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Публикация «Проект „Секреты нашего тела“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Цель проекта : ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование у детей любви к своему организму; эстетического восприятия своего тела.
Задачи:
сформировать представления детей дошкольного возраста о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;
сформировать позитивное самосознание, ценностное отношение к собственной жизни и жизни другого человека;
развить свободную, здоровую личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям;
развить интерес к самонаблюдению, самообследованию;
воспитать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.
Предполагаемый результат:
- дети имеют первичные представления о некоторых внутренних органах и их основных функциях (лёгкие, сердце, желудок, их местонахождении, значении;
- различают понятия «части тела» и «орган»;
- любят свой организм, как единое целое;
- приобретут опыт по умению ухаживать за своим телом;
- имеют представления о вредном и полезном для организма человека;
- уважают себя и других людей.
ПЛАН ПРОЕКТА :
Беседа о строении тела и здоровье человека.
Дидактическая игра «Покажи части тела».
Беседа о работе сердца.
Беседа о функциях и строении носа.
Дидактическая игра «Определи по запаху»
Беседа о значении и строении ушей. Опыт «Позови меня».
Беседа «Глаза – наши помощники». Опыт «Проверка зрения».
Беседа «Для чего нужен язык».
Дидактическая игра «Определи по вкусу».
Мероприятия,проведенные в рамках проекта.
День здоровья.
Показ детям презентации "Тело человека. Просто и понятно"
Физкультурное развлечение «Я и мое тело».
ХОД:
1. Беседа о строении тела и здоровье человека.
Загадка: На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек).
Воспитатель: Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Голова находится вверху – в надежном месте, на ней спереди – то, с помощью чего мы узнаем об окружающем мире, познаем его: глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы ощущать запахи, язык во рту – чтобы чувствовать вкус пищи. Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему мы видим, что находится вокруг.
Руки находятся посередине туловища, чтобы ими было удобнее пользоваться. На кистях рук – пять пальцев, ими удобно держать в руках карандаш, кисточку для красок, ложку, расческу и многое другое. Ноги – длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело. Заканчиваются они ступнями – для лучшей опоры.
Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научить заботиться о нем, развивать и совершенствовать, не вредить своему организму.
Вопросы к детям: Чем похожи люди друг на друга? Чем отличаются люди друг от друга? Какого размера тело, руки, ноги у маленьких детей? Какого размера тело, руки, ноги у взрослых людей? Как узнать, что ты вырос? Как измерить рост?
Дидактическая игра «Покажи части тела».
Водящий в быстром темпе называет разные части тела и лица, а дети показывают их у себя.
2. Беседа о работе сердца.
Загадка: День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот звук. (Сердце).
Внутри грудной клетки, защищенной ребрами, расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, - сердце. Каждый слышал у себя, как оно бьется в груди. Сердце человека невелико, размером чуть больше его кулака. Оно все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все другие органы человеческого тела работают то слабее, то сильнее, а иногда совсем отдыхают (например, глаза, уши, когда человек спит). А сердце трудится, не переставая, с самого рождения, как мотор или насос, перегоняя кровь.
Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов – трубочек. Они «роложены» повсюду. Некоторые из сосудов широкие и плотные, другие – узкие и тонкие. По сосудам-трубочкам кровь разносит по всему телу полезные вещества, необходимые для питания организма, а значит, и жизни. Закончив свою работу, кровь очищается в легких, «вдыхая» немного кислорода, и вновь возвращается в сердце, чтобы начать все сначала.
Когда мы устаем, нашему телу требуется больше крови, тогда биение сердца ускоряется, чтобы подгонять кровь двигаться быстрее. А когда мы спокойны или отдыхаем – требуется меньше энергии, сердце тоже может отдохнуть и биться помедленнее.
Сердце человека - очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игра, прогулки, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой, катание на коньках и лыжах, купание, плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце.
Вопросы к детям: Какую роль играет сердце в организме человека? На что похожа его работа? Для чего необходимо, чтобы сердце сжималось и разжималось? Что разносит кровь по всему организму?
3. Беседа о функциях и строении носа. Дидактическая игра «Определи по запаху» .
Загадка: Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос).
Воспитатель: Для чего нужен нос? Что было бы, если бы не было носа?
Затем рассматривают схематичное изображение носа. Внутри носа имеются два канала – носовая полость. Которая переходит в носоглотку, соединяясь с горлом, ртом, ушами. Внутри носа есть ворсинки и слизь, которые очищают поступающий воздух от пыли. При прохождении по носовым каналам воздух согревается. В верхней части носовой полости расположены обонятельные клетки. Когда нос (например, при насморке) забит слизью или оболочки носа опухли, запахи не ощущаются. Для носа полезно регулярно очищать его от содержимого, полезно дышать чистым и свежим воздухом, поэтому надо чаще проветривать помещение, гулять на свежем воздухе.
Для носа вредно засовывать в него инородные предметы, бить по носу, дышать грязным воздухом.
Дидактическая игра «Определи по запаху».
Дети с закрытыми глазами определяют лимон, укроп, чеснок, духи и т. д.
4. Беседа о значении и строении ушей. Опыт «Позови меня».
Загадка: «У зверушки – на макушке, а у нас – ниже глаз» (Уши).
Воспитатель дает несколько команд: подойти, сесть на стульчики и т. д. Спросить детей, почему именно эти действия они выполнили (услышали команду, что помогло им услышать название действий (уши, для чего нужны уши (слышать приближение опасности, гудок машины, рычание зверя и т. д. ; слышать речь других людей и общаться с ними; слышать музыку и звуки природы: шелест листьев, бульканье воды и т. д.). предложить детям выбрать картинки с правильным изображением ушей. Спросить, почему другие картинки неверны. Вывод: у человека по одному уху с правой и с левой стороны головы, чтобы слышать с обеих сторон. Предложить детям поразмышлять, что было бы, если бы не было ушей, если бы ухо было только с одной стороны.
Затем дети делятся на пары, выполняют команды: позвать напарника, когда закрыты у него два уха; позвать со стороны закрытого уха; окликнуть его со стороны открытого уха и т. д. по окончании опыта дети делятся своими впечатлениями.
На схеме показать строение уха. Каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее и внутреннее. Уши человека не соединены друг с другом. Но есть связь уха с горлом и носом через слуховую трубу, поэтому, когда что-то из них начинает болеть, например горло или ухо, их даже один врач лечит. Дети объясняют, что для ушей может быть вредно (громкие звуки, попадание в уши предметов, грязи и т. д.); полезно (регулярно мыть и чистить уши, предохранять их от холода, от попадания инородных предметов).
5. Беседа «Глаза – наши помощники». Опыт «Проверка зрения».
Загадка: На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза).
Дети рассматривают свои глаза в зеркало, рассказывают, из каких частей состоит глаз (веко, ресницы, глазное яблоко, где он находится (в глазнице). Задать детям проблемные вопросы: если потечет пот, то (его остановят брови); если ветер понесет пыль в глаза, то (ее задержат ресницы); если пылинки сядут на глаза, то (их удалит мигающее веко, такт как оно изнутри влажное); если появится опасность (что-то летит в глаза, то (веки резко закроются); если человек спит, то (веки опущены – глаза закрыты);
Если человек рассматривает предмет, то (глазное яблоко движется влево-вправо, вверх-вниз, как бы ощупывая его).
Глазное яблоко состоит из радужной оболочки, которая бывает разного цвета, в центре ее находится зрачок черного цвета, через него в глаз попадает свет, а за ним – хрусталик. Когда функции хрусталика нарушаются, то человек плохо видит, и ему нужны очки.
Опыт «Проверка зрения».
Предложить детям закрыть глаза, поднести вплотную к лицу лист с изображением предмета, посмотреть, что это (не видит). Затем предложить отодвинуть картинку далекои посмотреть, что это (не видит). Уточнить, что нужно сделать, чтобы увидеть (отодвинуть подальше от лица). Вывод: чтобы увидеть предмет, надо как-бы охватить его взглядом; трудно рассмотреть предмет, если он очень близко или далеко.
6. Беседа «Для чего нужен язык». Дидактическая игра «Определи по вкусу».
Загадка: Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык).
Спросить детей, для чего нужен язык. Предложить детям выполнить следующие действия:
-прижать язык к низу и попробовать разговаривать без помощи языка. Затем произнести звуки «л» и «ж», определить, что положение языка разное. Язык помогает издавать звуки, занимая при этом разные положения, и разговаривать.
- узнать название продукта не глядя (яблоко, съесть его и определить, какой он на вкус (сладкое или кислое); холодный или теплы. Язык при жевании помогает определить вкус теплоту продукта, переворачивая кусочки пищи при жевании.
Предложить детям назвать вкусы продуктов (сладкий, горький, кислый, соленный). Выяснить, что может быть кислым, сладким, горьким, соленым. Глядя на картинки с изображениями продуктов, дети называют вкус каждого продукта.
Дидактическая игра «Определи по вкусу»
4 блюдца с сахаром, горчицей, солью, лимоном, деревянные палочки. Дети поочередно обмакивают палочки в содержимое блюдца, а затем в рот и определить вкус каждого продукта.
https://www.instagram.com/p/Bs24QrKlTqamriqsxxDr3DvdOe6_lu5d6w7lJY0/?igshid=1fudt2u68ieg8