Елена Егунова
Родительское собрание: на тему «Язык нашего тела»
▼ Скачать + Заказать документы
Язык нашего тела.
Человек, осознаёт он или нет, всегда говорит телом, и именно этот язык может быть доступнее и правдивее, чем сказанные слова. До 80% сигналов в общении людей исходит из невербального поведения.
• Педагог вряд ли сможет достичь доверия в отношениях с детьми без умения смотреть и видеть ребёнка, слушать и слышать его. Чувствовать и точно выражать себя и своё восприятие происходящего между ними. Человечество с древних времён исследует возможности тела для решения самых разных жизненных задач. Так согласно восточной традиции тело символизирует связь между небом и землёй через голову и ноги, а суть человека заключена в его сердце. В индийской традиции принято заниматься йогой. В западной - фитнесом и вести здоровый образ жизни. В отечественной традиции существует выражение " В здоровом теле - здоровый дух".
Публикация «Родительское собрание: на тему „Язык нашего тела“» размещена в разделах
Первый психотерапевт Вильгельм Райях обратил внимание на телесные реакции человека и понял, что эта информация более достоверна: "Формы общения гораздо более существенны, чем то, что человек говорит. Слова могут лгать. Способ выражения никогда не лжёт ".
Представим себе трёх человек, каждый из которых говорит вам: "Я очень рад вас видеть". 1-ый говорит скороговоркой, пряча глаза и напряжённо поднимая плечи. 2-ой откинувшись на стуле, заложив ногу на ногу с "каменным" выражением лица. 3-ий с улыбкой и "светящимися" глазами, с устремлённым "навстречу" вам телом. Понятно, что научившись расшифровывать язык тела, мы получаем доступ к новому, к более эффективному общению.
Например, проблема самостоятельности связана с ногами (опорами). О человеке самостоятельном и уверенном в себе говорят: " Он крепко стоит на своих ногах". Но когда мы слышим неприятные известия, мы "теряем почву под ногами", у нас дрожат колени, ноги становятся слабыми. Ноги - это "корни", заземление. Психологическая функция связана с обеспечением выносливости, защищённости и реалистичности, уменьшением тревожности и страха. Ноги обеспечивают возможность приблизиться к желаемому объекту. Поэтому проблему самостоятельности можно решать эффективнее, если включать в работу ноги.
Голова противопоставляется телу, управляет им. Основная проблема с контролем. Возникает запрет на расслабление и невозможность полноценного отдыха.
Шея - самое тонкое место, она либо соединяет разум и чувства, либо блокирует их и разобщает.
Напряжение нижней челюсти возникает тогда, когда необходимо стиснуть зубы, подавить ярость, перенести чрезмерную нагрузку, "проглотить" обиду, горечь, не дать себе расплакаться.
При напряжении шейных и горловых мышц человек втягивает голову в плечи, опускает голову при чувстве вины, пытается никому ничего не сказать, проглотить слёзы и застыть.
На плечах человек несё т груз ответственности: чрезмерная ответственность сгибает спину, приводит к деформациям в позвоночнике.
Грудной отдел - это встреча с глубокими чувствами, сердечность, страстность. Он может быть сильно заряжён или опустошён.
Руки показывают, насколько мы готовы к контактам и взаимодействию. Неслучайно выражение " связан по рукам и ногам" отражает невозможность действовать.
Сущность телесного подхода и его применение в педагогической практике состоит в следующем:
- осознание всеми участниками взаимодействия языка и тела;
- осознание невербального языка поведения других людей и овладение навыками точно выражать это словами;
- освобождение от излишних зажимов и мышечных напряжений, т. е. овладение навыками саморегуляции;
- расширение репертуара движений, восстановление природной пластики и естественности, что в конечном итоге, приводит к улучшению общего самочувствия.
У ребёнка природная естественность выражена гораздо сильнее, чем у взрослого человека. Важно помочь ребёнку сохранить и укрепить её. Полезно, посоветовать родителям, взяв за правило, начать наблюдать за телесностью своего ребёнка. Включать и укреплять её природную составляющую.
Вот несколько простых игровых упражнений.
1. Проснувшегося ребёнка попросите выбраться из постели так, как это делает какое-либо животное: кошечка (растягиваясь и мурлыча, змея (выползая из постели, лёжа на животе. потягиваясь, лиса (на четвереньках). Важно предложить разнообразные варианты и включать воображение. (Вылезай из постели так, как ты ещё ни разу не вылезал). Вы сразу увидите подвижность или вялость разных частей тела ребёнка. Их включённость, амплитуду, разнообразие или однообразие.
Задача родителей - расширить репертуар движений, включить тело, оживить чувствительность и разбудить природную энергию.
2. Предложить ребё нку по-разному дойти до стульчика с одеждой: на носочках, допрыгать на одной ноге, хлопать в ладоши на каждый шаг, дойти с закрытыми глазами, спиной и т. д.
3. Играем в игру "Замри - отомри". Цель: чередование напряжения и расслабления мышц тела. Пусть ребёнок научится чётко замирать и не шевелится. А потом поменяйтесь ролями. Пусть ребёнок тоже немного покомандует вами.
4. Если ребёнок закричал, пусть ребёнок кричит по вашим правилам. Попросите его покричать как петух, тигр, медведь, динозавр. Погудеть как комар, пылесос, двигатель машины.
5. Игровые телесные контакты родителя с ребёнком : игра должна носить ласковый оттенок, важно всё делать с удовольствием. Например: стоя на четвереньках " пободайтесь " головами. Ребёнок лежит на ковре, слегка потяните его за руки "повозите" по ковру. Если есть ещё один взрослый, возьмите ребёнка за руки и за ноги и покачайте его.
6. Перед сном после принятия душа, когда смыта "лишняя информация", хорошо расслабиться и подготовиться ко сну: ребёнок лежит в постели, вы сидите рядом. Попросите его свернуться "клубочком", расскажите сказку о тех частях тела, которые " уснули". Дотрагиваясь до ног, говорите: " Ножки спят. " и так по всем частям тела.
Осознание нашего тела и его языка позволяет решать задачи личностного, социального развития. Лучше понимать себя, ребёнка и своих близких. Полноценное общение невозможно без обратной связи. Духовное и психологическое здоровье детей с их телесным самочувствием, а значит напрямую зависит от способности взрослого понимать язык телесных движений и осознано включать его в сферу общения с ребёнком.