Диана Сапожникова
Проект «Сбереги дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление
«Думать и действовать лично –
хорошая эко-привычка!».
ПРОЕКТ «СБЕРЕГИ ДЕРЕВО!
ЭКОНОМЬ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ!»
Проект : среднесрочный (январь - март)
Тип: практико-ориентированный
Участники проекта : дети старшей группы – 10 чел., взрослые – воспитатели – 2 чел. : Гриб Л. М, Сапожникова Д. В.
Название команды: «Любознайки»
Эмблема:
Девиз: Природу надо нам хранить
Всегда сознательными быть
Публикация «Проект „Сбереги дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Проблема: дети задали вопросы, почему люди говорят, экономь бумагу, береги деревья, что такое макулатура, из чего делают бумагу?
Гипотеза:
Мы предполагаем, что одним из условий бережного отношения к природе есть разумное использование бумаги, а вторичное использование бумаги сохраняет наши ресурсы.
Формы реализации проекта :
• непосредственно образовательная деятельность (совместную деятельность взрослого и детей, продуктивная деятельность)
• самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность в предметно – развивающей среде (самостоятельные опыты)
• взаимодействие с семьей
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос: как разумно использовать бумагу?
Проблемные вопросы: как из деревьев получается бумага?
что делать с использованной бумагой, картоном?
как вырубка деревьев влияет на жизнь на земле?
Исследовательские вопросы: из чего состоит бумага?
каковы основные свойства бумаги? что происходит с макулатурой? как образуется вторичная бумага?
Цель проекта : становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к экономному использованию бумаги.
Задачи:
• изучить имеющуюся литературу по данной теме
• ознакомиться с историей возникновения бумаги
• сформировать систему элементарных научных экологических знаний о бумаге и ее свойствах
• познакомить с составом и технологией изготовления бумаги
• научиться применению различных видов техник для вторичного использования бумаги
• развитие любознательности
• формировать умение устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями
• сформировать первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения
• закреплять умение детей работать согласованно, развивать чувство коллективизма
• информировать общественность о результатах исследования с целью привлечения внимания к проблеме неэффективного использования бумаги
• пропаганда бережного отношения к природным ресурсам.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «здоровье», «безопасность», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка», «труд».
Использование пособий ТРИЗ: Круги Луллия, «Составь вопрос для «Любознайки», «Опиши объект», «Кольцо наблюдений», «Прошлое - будущее», «Опиши объект», «Что чем было - что чем стало», «Работа с картиной», загадки и т. д.
Продукты проекта :
картотека опытов «Бумага – объект неживой природы»
газета «Береги лес!»
коллаж «Сохрани дерево!», «Раскрась мир!»
памятки «Экономь бумагу - береги деревья», распространение памяток по учреждениям ГО ЗАТО Свободный
альбом «Эко-мода», «Макулатура бережет деревья», «Что я знаю о бумаге», «Деревья нашей страны»
папка – передвижка «Береги планету», «Береги природу»
мультфильм «Экономь бумагу – береги деревья!»
Этапы проекта :
Подготовительный этап.
• постановка и обсуждение целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта
• изучение методической литературы
• составление перспективного плана
• обновление предметно-развивающей среды
• подбор игр
Основной этап.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта :
• определяем состав бумаги, картона.
• выясняем, для чего используется бумага (первичная, вторичная).
• выносим предположения – куда можно использовать макулатуру?
• осуществляем эксперимент в условиях детского сада, делаем бумагу.
Рефлексивный (заключительный) этап.
Сбор и обработка практических материалов. В основе заключительного этапа лежит создание мультфильма «Береги бумагу, сохрани деревья!». Закреплены знания о бумаге.
Ожидаемый результат: сформированность у детей ключевых представлений о свойствах бумаги, использование деревьев человеком, бережного отношения к природным ресурсам.
Перспективный план проекта
«СБЕРЕГИ ДЕРЕВО! ЭКОНОМЬ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ!»
№ Формы и методы работы Ответственные Сроки проведения
Подготовительный этап
1 Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Обновление предметно-развивающей среды
Подбор игр Воспитатели, ЯНВАРЬ
родители
Основной этап
Беседы, НОД, привлекались родители к участию в проекте (пополнение лаборатории приборами и материалами, костюмы из бумаги)
2 Образовательная область «Познание» :
проведение опытов и экспериментов в научной лаборатории при изучении свойств бумаги «Лотосы», «Снежинки», «Ветерок», игра «На что похоже?», игра «Отгадай-ка!», «Узнаем, какая бумага», «Окрашивание бумаги», «Изготовление вторичной бумаги», «Картон – какой он», «Тонет– не тонет», игра «Что случится, если исчезнут деревья, (ТРИЗ) - Круги Луллия, «Составь вопрос для Любознайки», Лото «Опиши объект», «Кольцо наблюдений», «Прошлое - будущее», «Опиши объект», «Что чем было - что чем стало», «Работа с картиной», игры с бумагой «Какие разные бумажечки», «Шуршалка», рассматривание на карте лесополос России с целью расширения знаний об их географическом положении, чтение стихотворений и рассказов о лесе, разучивание пословиц, отгадывание загадок, просмотров фрагментов мультфильмов. ФЕВРАЛЬ
3 Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
чтение «Зеленая страна» Е. Серова, «Мудрость дерева», «Жизнь дерева» А. Лопатина, заучивание стихотворений о лесе, о планете, об экологии.
4 Образовательная область «Музыка» :
хоровод «Березонька», песня «Калинка» в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн «Из солнечных лучей», Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. Воспитатели ФЕВРАЛЬ
5 Образовательная область «Социализация», «Труд» :
организация дежурства при проведении НОД, уход за деревьями, кустарниками на участке, сбор макулатуры.
Воспитатели ФЕВРАЛЬ
родители
6 Образовательная область «Здоровье» :
подвижные игры «Листочки кружаться», «Мы - деревья», «Под кустом», «Тополек», «Найди пару», «Садовник». Воспитатели ФЕВРАЛЬ
7 Образовательная область «Безопасность» :
беседы «Наши потребности», «Необходимые для жизни природные ресурсы», «Не вырубайте леса», «Почему нельзя рубить лес?»
Воспитатели ФЕВРАЛЬ
8 Образовательная область «Художественное творчество» :
выставка: поделки «Бумажная фантазия», рисунки «Деревце за деревце», аппликация «Соседи дерева», мозаика из кусочков бумаги «Ветви деревьев», рисование «Кисть рябины», коллаж «Сохрани дерево», «Раскрась мир».
Воспитатели ФЕВРАЛЬ
родители
9 Образовательная область «Коммуникация» :
беседы: «Зачем деревья нужны человеку?», «Из чего делают бумагу?», «Сколько лет потребуется, чтобы вырастить дерево?» НОД «День дерева» в рамках Всемирного дня защиты окружающей среды
- коммуникативная деятельность – развитие речи «Кто живет в лесу», «Друзья и враги деревьев», «Жители деревьев».
Воспитатели ФЕВРАЛЬ
Рефлексия (заключительный этап)
10 Создание мультфильма «Экономь бумагу – береги деревья»
Родители, МАРТ
воспитатели
11 Картотека опытов «Бумага – объект неживой природы»
12 Памятки «Экономь бумагу – береги деревья», распространение памяток по учреждениям ГО ЗАТО Свободный
13 Газета «Береги лес!»
14 Коллаж «Сохрани дерево!» «Раскрась мир!»
15 Папка – передвижка «Береги планету», «Береги природу»
Объект исследования: виды и возможности использования бумаги в современном обществе и быту.
Предмет исследования: вторичное использование бумаги в быту.
Цель исследования – познакомить и показать воспитанникам разнообразные методы и приемы работы с вторичной бумагой.
Задачи -
1. Изучить имеющуюся литературу по данной теме.
2. Ознакомиться с историей возникновения бумаги.
3. Познакомить с составом и технологией изготовления бумаги.
4. Научиться применению различных видов техник для вторичного использования бумаги.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что одним из условий бережного отношения к природе есть разумное использование бумаги, вторичное использование бумаги сохраняет наши ресурсы.
Практическая значимость – получение знаний о бумаге и возможности употребления вторичной бумаги в быту.
Результаты исследования:
В результате проведённой исследовательской работы мы изучили историю бумаги, узнали о её свойствах, разработали инструкции об экономичном использовании бумаги и, применив на практике такие техники, как оригами, мозаика, квиллинг и папье-маше, показали вторичное использование бумаги.
Надеемся, что эта работа позволит и детям, и взрослым по- новому взглянуть на использование бумаги и понять ценность и важность сохранения окружающей среды. При планировании исследования выдвигалась гипотеза: вторичное использование бумаги сохраняет наши ресурсы, которая подтвердилась в ходе исследовательской работы. Материалы нашей работы могут использовать на непосредственно-образовательной деятельности педагоги детских образовательных учреждений.
Что такое бумага?
Бумага - это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесная масса, волокна хлопка, льна, макулатурная масса и некоторые другие вспомогательные добавки). Длина растительных волокон, из которых создана бумага, 1-2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.
Свойства бумаги зависят от волокнистого состава, природы растительных волокон, характера их обработки, содержания наполнителя, проклейки, а также технологии отлива и отделки.
Бумага является крайне древним изобретением, её знали ещё в Древнем Китае. Основоположником бумаги считают китайца Пай Луня, который изобрел бумагу в 105 году новой эры. Китаец Цай Лунь наблюдал за осой, строившей домик из древесной кашицы, и сам попробовал смешать древесину бамбука с водой. Первый лист был высушен солнечными лучами и получился коричневым и волокнистым. Изготавливали её тогда так: обрывки шелковой ваты, ветошь, старые рыболовные сети размельчали и кидали в чан с водой, взбалтывали, пока не выходила однородная, водянистая кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок, оставшийся лежать гладким слоем на сетке, просушивали. Этот принцип функционирует, и сегодня, модифицировались только средства производства, масштабы, скорость и сырье.
С тех пор для производства бумаги были уничтожены миллиарды деревьев, пока люди не открыли технологию переработки макулатуры — использованной бумажной массы. В России бумага появилась в XIV веке, до этого времени у нас писали на пергаменте.
Что такое макулатура?
Макулатура (от лат. maculo - пачкаю) отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, изделия полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.
Где мы можем найти макулатуру?
Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. Если посчитать цифры по городу, то получается несколько тонн. А это десятки деревьев, сотни кубометров воды, тысячи киловатт электроэнергии. К примеру, переработка одной тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. И этих цифр можно приводить очень много.
В тонне мусора, как правило, содержится более 4 килограммов бумаги, 17 килограммов алюминия, 260 килограммов пищевых отходов. Если извлечь из мусора бумагу и пустить ее в оборот, можно спасти от вырубки 5 деревьев и сэкономить 527 киловатт-часов электроэнергии. Но, к сожалению, в Беларуси такое обращение со вторсырьем пока не привилось. Из огромного количества отходов на переработку в нашей стране идет около 17 процентов, тогда как во многих европейских странах эта цифра доходит до 80-90 процентов.
Какую пользу нам приносит макулатура?
Выкидывая в мусор очередную коробку никто не задумывается о том, что 100 кг макулатуры могут спасти одно или два дерева, ведь 1 тонной использованной бумаги можно заменить 4-5 куб. м древесины. А ведь давно подсчитано, что макулатура занимает около 40% всех твердых бытовых отходов. Учитывая это можно было бы представить себе, насколько были бы меньше свалки бытовых отходов, ведь заводов, которые сортируют и перерабатывают мусор единицы.
Деревья – символ жизни на планете.
Деревья выделяют фитонциды и кислород, и являются так называемыми «уборщиками планеты», домом для животных а, кроме того еще и ценным производственным материалом.
Дерево присутствует в нашей жизни практически везде. Это - книги, газеты и журналы, которые мы читаем; офисная бумага, с которой мы работаем; открытки, которые мы дарим нашим близким. А еще салфетки, туалетная бумага, одноразовая посуда, всевозможные упаковки для пищевых продуктов и изделий легкой промышленности, предметы интерьера, строительные материалы, топливные материалы и др.
Минимальный возраст дерева, используемого для промышленных целей должен составлять в среднем от 50 лет. Вот и представьте, мы вырубаем леса, и объем вырабатываемого кислорода сокращается.
1 дерево – это около 2000 тонких ученических тетрадей;
1 дерево – это около 2 книг;
1 дерево – это около 3 пачек листов А4.
В тоже время.
1 дерево – около 100кг макулатуры.
Переработка макулатуры – это перспективное направление в области утилизации отходов. Макулатура составляет ок. 40% общей массы твердых бытовых отходов.
Так, например, переработка макулатуры составляет от общего объема производимой бумажной продукции в Германии ок. 70%; в США ок. 50%, в странах Европы ок. 60%. Япония издревле занимается переработкой макулатуры и считается крупнейшим производителем лучших сортов потребительской бумаги с использованием макулатуры. А научные технологии в Финляндии позволяют при переработке, например, пакета из-под сока отделять бумагу и фольгу, бумагу отправляют в дальнейшую переработку, а из фольги делают алюминиевую пыль.
Планета в опасности!
Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы, и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Наблюдается процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана. Это вызвано увеличением в атмосфере содержания углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. И только растения способны перерабатывать углекислый газ превращая его в кислород. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы ресурсосбережения, а именно охрана лесов от уничтожения в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге, древесине и т. д.
Охрана леса.
Под «охраной леса» понимаются мероприятия по предотвращению лесов от пожаров, незаконных рубок леса, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду, а также по защите от вредителей и болезней леса. Охрана и защита лесов регламентируется Лесным Кодексом РФ.
С развитием в нашей стране массового туризма количество посетителей леса, настолько возросло, что превратилось в фактор, который нельзя учитывать при охране леса. Миллионы людей в летнее время, особенно в субботние и воскресные дни, выезжают в пригородные леса, чтобы провести свои выходные дни или отпуск на лоне природы. Посетители леса вносят крупные изменения в его жизнь. Для установки палаток рубят подрост, снимают, ломают и губят молодую поросль. Молодые деревья гибнут не только под кострищами, но и под топорами, а то и просто под ногами многочисленных посетителей. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно захламляются мусором, несут следы больших и малых ран, что это отрицательно сказывается на естественном лесовозобнавлении.
Мы предлагаем всем беречь лес и окружающую его природу:
o не засорять леса бытовым и промышленным мусором, стихийными свалками;
o перестать многочисленные строительства в лесных зонах дач, коттеджей, дорог, в том числе стихийные и неконтролируемые;
o не повреждать и губить леса в результате промышленного загрязнения;
o бесконтрольно самовольно не рубить деревья на хозяйственные нужды;
o охранять от лесных пожаров;
o более интенсивно работать по восстановлению лесов после рубок;
o усиленный контроль за туристами, охотниками, грибниками, ягодниками;
o чаще убирать гниющую древесину;
o стараться приостанавливать естественную гибель старых лесов и др.
Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о бумаге, познакомились с ее свойствами, научились бережно относиться к деревьям и экономить бумагу.
Узнали, что есть много способов использовать вторичную бумагу снова:
• чтобы написать списки или примечания, чтобы дети могли на ней порисовать, для распечатки неофициальных текстов и в качестве упаковки или раскромсайте бумагу и используйте ее как мульчу для сада.
• рулоны туалетной бумаги и рулоны бумажных полотенец могут использоваться для художественных проектов, а также использоваться для рассадки семян.
• упаковочная бумага для тканей может быть использована еще раз для того, чтобы обернуть другой подарок, как упаковочный материал или для защиты хранящихся новогодних украшений.
• почтовой бумагой можно воспользоваться, чтобы составлять списки, в качестве бумаги для записей, для рисования детей, для создания упаковки или садовой мульчи.
• Если у Вас есть бумага, которая не была вновь использована перечисленными выше способами, не выбрасывайте ее! Переработайте ее на дому или отнесите в местный пункт приема макулатуры.
Пусть признаком экологической культуры каждого станет привычка сдавать накопившийся в быту и на производстве мусор для вторичной переработки, после которой он мог бы вернуться к нам в виде газа для отопления, новых строительных материалов, тканей, бумаги и т. д.
Каждый из нас, наши семьи смогли бы внести вклад в экономию своего семейного бюджета и в экономику государства, а также в ухоженность наших улиц и дворов. Бережливость - это выгодно и комфортно!