Екатерина Васильева
Проект «Генеалогическое дерево моей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название учреждения Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Московского района Санкт-Петербурга
Название проекта Генеалогическое древо моей семьи
Автор проекта Воспитатель- Васильева Екатерина Александровна
Тип проекта Информационно- исследовательский
Сроки проведения В течение двух недель (20 -30 ноября 2017г.)
Участники Воспитатель, обучающиеся старшей группы «Почемучки» и их родители
Публикация «Проект „Генеалогическое дерево моей семьи“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта Детская цель проекта :
- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
- Систематизация знаний семьи о своей родословной.
- Составить семейное дерево
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.
Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Проблема: не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Малоразвито чувство гордости за свою семью.
Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.
Все дети в группе показали эмоциональную отзывчивость и заинтересованность этой темой.
Педагогическая цель Образовательные:
• Расширить и обобщить знания детей о родословной своей семьи через различные виды деятельности.
• Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
• Дать понятие о русских семейных традициях, семье, о распределении семейных обязанностей.
• Создание генеалогического древа семьи.
• Учить детей составлять рассказ о своей семье.
Коррекционно - развивающие:
• Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, мелкую и общую моторику.
• Развивать связную речь, обогащать словарь детей терминами родственных отношений
• Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
• Воспитывать любознательность, сочувствие, используя фольклор; воспитывать любовь к песням, загадкам.
Структура и содержание Этап 1 Мотивационно-побудительный
• Желание создать генеалогическое древо своей семьи
Этап 2 Организационно-поисковый
• Подбор научной и художественной литературы, иллюстрирован-ного материала по теме.
• Разработка плана проекта.
• Создание РППС.
• Создание интереса у участников проекта.
Этап 3 Практический
• Проведение бесед, дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых игр.
• Знакомство с литературой, рассматривание иллюстраций, чтение и рассматривание энциклопедий.
• Выполнение работ по художественному творчеству
• Фото галерея в раздевалке группы «Семья»
• Выставка семейных творческих работ «Генеалогическое древо!».
• Презентация проекта «Моя родословная».
Этап 4 Итоговый
• Анализ и обобщение результатов.
• В результате осуществления проекта «Генеалогическое древо моей семьи» удалось расширить и обогатить представление детей о родословной своей семьи.
• У детей развилось чувство ответственности и бережного отношения к членам своей семьи.
• У родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем, совместно с детьми.
• Итоговое мероприятие - Выставка семейных творческих работ «Генеалогическое древо моей семьи».
Планируемый результат • Развитие представлений о русских семейных традициях, семье, о распределении семейных обязанностей.
• Развитие творческих способностей детей.
• Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Средства реализации проекта Социально – коммуникативное развитие :
• Самостоятельное рассматривание альбомов, фотографий, книг, энциклопедий о семье.
• Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери»
• Дидактические игры
Познавательное развитие:
• Просмотр мультфильмов
• Проведение образовательной деятельности по теме «Что такое генеалогическое древо?».
• Проведение бесед по данной теме «Моя семья».
• Рассказы детей «Моя семья».
• Рассказы родителей «Семейные традиции.
• Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем»
Речевое развитие:
• Составление творческих рассказов «Моя семья».
• Чтение художественной литературы по теме «Моя семья».
«Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик - семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Мамина дочка» В. Белов,«Косточка» К. Ушинский, «Старый дед и внучек» Л. Толстой; «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто;
Художественно-эстетическое развитие:
• Раскрашивание картинок на тему «Семья»
• Разучивание песен и стихов о семье
Физическое развитие:
• Физкультминутка
• Подвижные игры
Работа с родителями:
• Консультации для родителей (печатные) : «Гендерное воспитание в семье». «Роль отца в воспитании ребенка»
• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению творческих работ «Генеалогическое древо моей семьи»
• Фото галерея «Моя семья».
Выводы:
В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
Гипотеза нашего проекта подтвердилась : знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.
Моя семья. Моя родословная. Занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе.
Программное содержание
1. Раскрыть понятия «семья», «родственники», «род».
2. Формировать умение составлять генеалогическое древо.
3. Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
4. Воспитывать чувство долга и внимания к ближним.
Словарная работа: род, родственники, генеалогическое древо.
Демонстрационный и раздаточный материал: схема генеалогического древа, на каждого ребенка, семейные фотографии, пирамида, семейные гербы.
Предшествующая работа: беседы с детьми о семье, подготовка раздаточного материала (изображение генеалогического древа, подбор фотографий родственников, беседы с родителями, составление семейного герба каждой семьей группы, подбор стихов о родственниках.
Организационный момент: Дети стоят в кругу. Воспитатель: «Приложите ладошки к груди, туда, где у Вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как Ваши ладошки наполняются теплом и добротой Вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.
Ход занятия.
1 часть.
Воспитатель. Сегодня мы побеседуем о семье. У всех дома есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей – наших родных. А сейчас подумайте, и ответьте, кого называют родственниками?
Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя.
Воспитатель. Правильно. Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»?
Дети. Бабушка, дедушка, их дети, братья, сестры, мама, папа, их братья, сестры и дети.
Воспитатель. Если объединить Ваши ответы можно сказать, что род – одна большая семья. Каждый род имеет своё начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи. Подскажите, кто самые уважаемые родственники в Вашем роду и почему?
Рассуждения детей.
Воспитатель. Правильно! Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи – бабушка и дедушка. Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь Вашим родителям, а Ваши родители Вам. Так и образовывается семья.
Ребята, а кто прочтет стихотворение о семье?
Семья – это слово родное!
Сколько в нём света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги, за все их дела!
Воспитатель. А сейчас обратите внимание на кольца, которые лежат на моем столе. Любой род можно представить в виде этих колец. Поможет мне (имя ребенка). Надень на стержень два первых кольца – это бабушка и дедушка, которые дали жизнь твоей маме. Как мы назовём два следующих кольца? Мои бабушка и дедушка, которые дали жизнь моему папе. Надень их на пирамидку. Следующие кольца меньше по размеру, как мы их назовём? (Мама и папа). Остались самые маленькие кольца, кого они обозначают? (Братика и меня). Что у нас получилось? (Пирамидка) На нём держатся верхние кольца?
(На самых больших кольцах)
Воспитатель. Как мы их назовём? (Бабушки и дедушки) Давайте вспомним стихи о бабушке и дедушке.
Бабушка, как бабушка –
Весёлая, красивая,
Ласковая, добрая –
Самая любимая!
Бабушка со мной играет
И, читает сказки.
Для неё ведь нет важней
Меня – голубоглазки!
У меня есть дедушка,
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на всё мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!
Воспитатель. А эти кольца как мы назовём? (Мама и папа) Какие стихи Вы хотели бы прочесть про маму и папу?
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шёл,
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе жить нам хорошо!
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь!
Физкультурная пауза
Раз, два, три, четыре
(хлопают в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире?
(поднимают плечи)
Раз, два, три, четыре, пять
(прыгают на месте)
Вас могу пересчитать;
(считают пальчиком)
Папа, мама, брат, сестра.
Бабушка и дедушка,
(показывают ладошкой)
Кошка Мурка, два котёнка,
(наклоняются вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я
(повороты вправо, влево)
Вот и вся моя семья.
(Хлопают)
Солнечным погожим днём
Мы с семьею в лес идем.
Мы с собой несём корзинки,
(шагают на месте)
Вот хорошая тропинка.
(показывают ладошками)
А вокруг полно малины (наклон)
Прийти мимо не могли мы
(указательным пальцем показывают отрицание)
Собираем по кустам,
(приседают)
Здесь отличные места
(дети встают в исходное положение)
Снова мы идем по лесу,
А вокруг так интересно.
Отдохнуть пора, дружок!
(шагают на месте)
Мы присядем на пенёк
(садятся на стулья)
2 часть.
Воспитатель. У многих из Вас есть братья и сестры, у Ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род изображают в виде дерева, которое называется «генеалогическое древо».
Я, как и Вы, принесла фотографии моих родственников. Давайте составим генеалогическое древо своего рода. Я буду работать со своими фотографиями на мольберте, а Вы за столом.
У меня в руках старые чёрно-белые фотографии, на них изображены мои бабушки и дедушки. Расположу я их там, где на схеме обозначены корни древа. Найдите и Вы фотографии своих бабушек и дедушек, и также расположите их.
Выше на толстых нижних расположены фотографии мамы и папы. А самая верхняя фотография – это Ваша фотография. А теперь посмотрите на Ваши генеалогические древа, кто хочет рассказать о своём роде?
Посмотрите внимательно на генеалогические древа Вашего рода, запомните, как они составляются. Дома Вы с родителями придумали гербы и рассказы о своей семье. В группе Вы уже рассказывали, что означает каждый символ Вашего герба. А сегодня послушаем лучшие рассказы. (Рассказы троих детей) Молодцы! Вы рассказали много интересного о своих родных.
Ребята, что нового Вы сегодня узнали, чему научились? (Ответы детей)
Расскажите своим родным,как Вы составляли генеалогическое древо своего рода, попросите рассказать об интересных событиях из истории Вашей родословной.