Волкова Лидия
Экологический проект «Дерево жизни»
Экологический проект «Дерево жизни»
Возраст: II младшая группа.
Воспитатель: Волкова Лидия Вячеславовна.
Вид проекта : познавательно творческий.
Продолжительность: долгосрочный - сентябрь- май
Публикация «Экологический проект „Дерево жизни“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Актуальность: Сейчас мало кто задумывается о судьбе леса и его обитателях. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Люди оставляют в лесу непотушенные костры, бутылки, мусор. Дети, наблюдая за взрослыми, берут с них пример, повторяя действия родителей. Современные дети общаясь с природой непосредственно с родителями на пикниках или на прогулках не интересуются названиями деревьев, кустарников и не знают о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. С этой целью я разработала проект «Дерево жизни», позволяющий дать детям и их родителям представление о лесе, его обитателях и растениях, которые нужно беречь.
Цель проекта :
Формирование бережного отношения к окружающей среде.
Расширение представления детей и их родителей о растительном и животном мире леса.
Задачи проекта :
1. Образовательные:
• познакомить с разнообразием растительного и животного мира леса.
• вовлекать в природоохранительную деятельность
• формировать навыки исследовательской деятельности
• развивать умения и навыки работы с природным материалом
2. Развивающие:
• развивать познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки.
• знакомить с лекарственными травами нашего края
• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов
• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
• Стремиться воспитать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
• Стремиться воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.
Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы, воспитатель группы, родители.
Место реализации проекта : Волгоградская область, р. п. Елань, муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Еланский детский сад № 5 «Теремок»
Создание педагогических условий:
1. Создание развивающей среды.
2. Проведение систематического знакомства с объектами и обитателями природы, худ. произведениями, …
3. Привлечение к проекту родителей : конкурсы совместных работ (рисунков, поделок, консультации.
Принципы реализации:
1. Актуальность.
2. Системность.
3. Доступность.
4. Наглядность.
Этапы реализации проекта :
1. подготовительная работа.
Постановка проблемы и определение её актуальности.
Диагностика элементарных экологических знаний детей.
Анкетирование родителей по теме.
Проведение родительского собрания с целью привлечения родителей в проектную деятельность.
Выбор и утверждение темы.
Определение целей и задач проекта.
Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.
Обеспечение условий для проведения проекта.
2. основной этап.
Составление плана мероприятий
Проведение занятий,бесед, прогулок по теме.
Ознакомление детей с детским фольклором, художественными произведениями детских писателей.
Знакомство детей с подвижными, дидактическими играми.
Организация конкурсов и выставок детских работ: «Собери осенний лист и составь осенний узор», «Осенний сундучок» - (поделки выполненные детьми совместно с родителями из овощей и природного материала).
3. Заключительный этап.
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Консультация для родителей в папку – передвижку «Берегите лес!», буклет «Экологическое воспитание детей в семье».
3. Экологическая акция «Вырасти зелёного друга», акция «Моя семья – мои истоки», акция «Покорми зимующих птиц», «Частичка нашего чистого участка – целая часть чистой страны».
4. Итоговое развлечение викторина- игра «Берегите наш город от мусора»
5. Высадка аллеи воспитанников кустарников и деревьев
6. Презентация проекта на заседании педагогического совета.
Итоговое мероприятие. Театрализованный спектакль «Чудо - дерево» с участием родителей.
Формы работы по реализации проекта :
• наблюдения и экологические экскурсии ;
• познавательное чтение;
• лаборатория (опыты и эксперименты);
• Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
• Занятия, беседы.
• Опытно – экспериментальная деятельность
• Накопление практического опыта по уходу за комнатными растениями в группе.
• Оформление аллеи воспитанников (посадка кустов и саженцев, принесённых родителями).
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Воспитать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия
Научить детей сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности)
Научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение.
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей
Перспективно - тематический план.
Сентябрь – с 03.09. по 28.09.2018г.
1. «Что такое лес» Беседа
Цели: Дать представление о лесе.
2. «Что такое листопад» Беседа.
3. Чтение худ. литературы:
М. Пришвин «Листопад», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек «В лесv», С. Козлов «Такое дерево».
4. Наблюдение за листопадом, сбор осенних листьев для поделок.
5. Конкурс – выставка детских работ «Собери осенний лист- создай осенний узор!»
6. Занятие «Лес – наш друг»
7. Организация прогулок:
Рассматривание осеннего дерева
Птицы во время кормления
Цветы на клумбе
Солнышко лучистое улыбнулось весело.
8. Экспериментирование «Могут ли наши руки почувствовать солнышко?»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, пространственную ориентировку.
9. Дид. игры: «Где, что растет?», «Чего много в лесу?», «Что такое лес?»
Цель: активизировать знания детей о месте произрастания лекарственных растений, кормовых, овощных, хлебных злаков.
10. Рисование на тему: «Осеннее дерево» - нетрадиционная техника рисования – рисование ладошкой.
Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой.
11. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Охотники и звери», «Мы весёлые ребята», «Воробушки и кот».
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.
Октябрь – с 01.10. по 31.10.2018г.
1. «Зачем деревья сбрасывают листья» Беседа
Цели: Дать представление о листопаде.
2. Чтение худ. литературы:
Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», М. Пришвин «Золотой луг».
3. Выставка детских работ «Осенний дождь»
4. Занятие «Деревья и кустарники»
5. Организация прогулок:
Наблюдение за работой дворника «На участке спозаранок дворник трудится, чтобы были чистыми дворы и улицы».
Рассматривание осеннего дерева «Вяз».
6. Экологическая акция «Частичка нашего чистого участка – целая часть чистой страны», в рамках экологической акции Еланского района Волгоградской области «Чистая страна»
7. Экспериментирование «Тонет не тонет»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, пространственную ориентировку.
8. Дид. игры: «Найди самый большой лист»
Цель: учить детей сравнивать по размеру (большой- маленький)
9. Подвижные игры: «Беги к тому, что назову», «Покажи как…»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.
10. Утренник «Осень в гости к нам пришла»
Ноябрь – с 01.11. по 30.11.2018г.
1. «Лесные плоды и ягоды» Беседа
Цели: Дать представление о лесных плодах и ягодах.
2. Чтение худ. литературы:
«Сказка про мышонка и волшебные ягоды», «Дудочка и кувшинчик», Н. Павлова «Земляничка».
3. Выставка детских работ «Земляничка»
4. Организация прогулок:
Наблюдение за дождиком «Дождик, дождик, веселей лейся с небосвода!».
«Облака плывут без остановки»
«Птицы в стайки собираются»
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»
5. Подвижные игры: «По узенькой дорожке», «Птички летают», «Раздувайся пузырь…»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.
Декабрь – с 03.12. по 29.12.2018г.
1. «Жизнь в лесу зимой» Беседа
Цели: Дать представление о лесных жителях.
2. Чтение худ. литературы:
Автор: Емельянова Э., Книга: «Расскажите детям о лесных животных», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Т Александрова «Медвежонок Бурик», Б. Житков «Как мы ездили в Зоосад».
3. Выставка детских работ «Околдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…»
4. Занятие викторина «Загадки старичка - Лесовичка»
5. Организация прогулок:
«Падающий снег».
«Птицы зимой».
«Снег кружится, летает и тает»
6. Акция «Покорми зимующих птиц»
7. Экспериментирование «Опыты со снегом»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
8. Подвижные игры: «Снег кружится», «Снежинка волшебная замри», пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции, развивать мелкую моторику рук.
Январь – с 08.01. по 31.01.2019г.
1. «Какую пользу приносят лесные растения?» Беседа
Цели: Дать представление о лесных растениях.
2. Чтение худ. литературы:
• Автор: Аксаков "Аленький цветочек"
• Андерсен, Ганс Христиан «Цветы для маленькой Иды»
• Бажов, Павел "Каменный цветок"
• Катаев, Валентин "Цветик-семицветик"
3. Выставка детских работ «Аленький цветочек»
4. Организация прогулок:
«Какие птицы зимуют с нами?».
«Каким бывает снег?».
«За окном мороз»
6. Экспериментирование «Свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
7. Подвижные игры: «Кто бросит дальше снежок?», «Снежинка волшебная замри», пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции, развивать мелкую моторику рук.
Февраль – с 04.02. по 28.02.2019г.
1. «Ознакомление с Красной книгой» Беседа
Цели: Дать представление о растениях, занесённых в Красную книгу.
2. Чтение худ. литературы:
• Андерсен, Ганс Христиан «Ёлка»
• Русская народная сказка "Война грибов"
• М. Пляцковский «Ромашки в январе».
3. Выставка детских работ «Зимняя ёлочка»
4. Организация прогулок:
«Куда дует ветер?».
«Снежинки».
«Гололёд»
6. Экспериментирование «Какого цвета вода зимой»
Цель: познакомить детей с приёмом окрашивания воды и замораживания её в формочках.
Постановка проблемы и решение её путём проведения игры – опыта «Маленькая снежинка».
Цель: продолжить знакомить со свойствами снега.
7. Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Зайка беленький сидит…».
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.
Март – с 04.03. по 29.03.2019г.
1. «Птицы леса» Беседа
Цели: Дать представление о птицах леса.
2. Чтение худ. литературы:
• Г. Маматова «Берёзовый сок»
• Русские народные сказки "Кочеток и курочка (Русские народные сказки, «Курочка, мышка и тетерев» (Русские народные сказки, «Журавль и цапля» (Русские народные сказки, В. Бианки «Кто чем поёт?», Н. Сладков «Дятел», «Неслух», «Вежливая галка», «Синичка необыкновенная».
3. Организация прогулок:
«Следы на снегу»
«Пришла весна»
«Тает, тает снежок, течёт, течёт ручеёк»
«Птицы радуются приходу весны»
4. Акция «Вырасти зелёного друга»
Цель: Дать ребенку возможность участвовать вместе с родителями в
реализации творческих задумок, показать родителям
значимость совместной деятельности с детьми путём высадки
саженцев плодовых деревьев и ухода за ними.
Воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям.
5. Подвижные игры:
Найди свой домик
Игра – опыт «Где ночует солнышко?»
«Птички – раз! Птички – два!»
Апрель – с 01.04. по 30.04.2019г.
1. «Берегите лес!» Беседа
Цели: Познакомить детей с правилами поведения в лесу.
2. Решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если (вырубили лес, исчезли хищники?», «Как можно защитить лес?»
3. Чтение худ. литературы:
М. Пришвин «Остров спасения», «Филин», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост».
4. Акция «Моя семья – мои истоки». Изготовление макета родословного древа детьми совместно с родителями.
Цель: возрождение семейных традиций и создание условий для формирования у дошкольников чувства уважения к родителям, бабушкам и дедушкам.
5. Выставка работ «Моя семья – мои истоки»
6. Организация прогулок:
«Капель, капель – пришёл апрель!»
«Кругом вода!»
«Деревья весной»
«Что делает дворник весной?»
7. Экспериментирование «Тонет, не тонет?»
Цель: ознакомить со свойствами некоторых материалов (камень, щепочка, палочка).
8. Подвижные игры: «Цыплята», «Кто, кто в домике живёт?»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.
Май – с 06.05. по 20.05.2019г.
1. «Цветущие кустарники и деревья» Беседа
Цели: Познакомить детей с цветущими кустарниками и деревьями.
2. Чтение худ. литературы:
М. Пришвин «Разговор деревьев», К. Чуковский «Чудо - дерево»
3. Выставка работ «Мимоза», «Ветка рябины» - нетрадиционная техника рисования.
4. Организация прогулок:
«Насекомые на участке»
«Божья коровка»
«Не обижайте муравья»
5. Экспериментирование «Что можно делать с песком?»
Цель: расширить знания детей о свойствах песка;
Формировать позитивные установки к различным видам труда.
6. Подвижные игры: «Кто как кричит?», «Поедем в лес».
Цель: уточнить названия деревьев, развивать ориентировку в пространстве.
7. Итоговое развлечение – театрализованный спектакль совместно с родителями на итоговом родительском собрании «Чудо дерево».
Список литературы:
Т. А. Антропова, Г. А. Мареева «Путешествие в лес»;
В. Н. Кострыкина, Г. П. Попова «Организация деятельности детей на прогулке (2 младшая группа)»;
В. В. Гербова, Н. П. Ильчук «Книга для чтения в детском саду и дома»;
В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, Г. Скребницкий «Рассказы о животных».