фадеева евгения
Проект «С надеждой в будущее» по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60 «Теремок» города Белово комбинированного вида»
Проект «С надеждой в будущее»
по сопровождению родителей воспитывающих детей с овз
Исполнитель:
Фадеева Евгения Федоровна, педагог –психолог
Беловский городской округ
2020 год
Содержание
Актуальность 1
Цель и задачи проекта 2
Публикация «Проект „С надеждой в будущее“ по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Каждое занятие содержит в себе две взаимосвязывающие системы знаний: 2
Новизна проекта___6
Ожидаемые результаты___8
Мероприятия, условия реализации___ 9
Текстовое описание проекта___10
Тематических план___13
Содержание проекта___ 15
Список используемой литературы___ 24
Актуальность
Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень нуждаются в поддержке окружающих, и не только близких и специалистов, но и общества в целом. Без этого появляется ощущение, что они остались один на один со сложной ситуацией. Душу охватывает ураган различных чувств: надежда на лучшее, панический страх, ужас, боль, обида и т. п. Все это может привести к тому, что родители могут находиться в состоянии нервного напряжения и столкнутся с множеством проблем и испытаний, связанных с развитием малыша, и со сложными семейными взаимоотношениями.
Одним из факторов влияющих на успешность в жизни, уровень социальной адаптации, является умение самостоятельно принимать решение, действовать в соответствии с ними и нести ответственность за результат. Особенно это становится актуальным, когда речь идет о детях с ОВЗ. Как помочь родителям переступить через желание сделать за ребенка то, что у него пока не получается. Как научить их принимать его право совершать ошибки и исправлять их, а главное не смотря ни на что воспитать малыша самостоятельным.
Не все родители имеющие детей с ОВЗ, хорошо представляют, какие у них есть права и какие документы (международные, федеральные, городские) регламентируют их взаимодействие с обществом. Многие из них не знают, как относится к диагнозу «ограниченные возможности здоровья» - воспринимать его как приговор или все же взять себя в руки и выстроить полноценную, счастливую жизнь в предлагаемых условиях и научить этому ребенка.
Наш проект «С надеждой в будущее» направлен на психолого педагогическую и социально – правовую поддержку родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Его новизна и научно – методическая ценность прежде всего в том, что он является интегрированной по содержанию и комплексным по видам деятельности. Комплексный подход к организации занятий позволяет наладить взаимодействия с родителями и между ними, проработать основные психологические проблемы детско – родительских взаимоотношений.
Цель проекта : Комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста (4-7 лет) с ОВЗ
Задачи проекта
1. Работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения чувств, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.
2. Знакомство с основными нормативными документами, обеспечивающими и объясняющими права ребенка с ОВЗ
3. Повышение родительской компетенции, улучшение детско – родительских отношений и семейного климата.
Проект включает 8 занятий продолжительностью от 1 часа до 1 часа 30 минут. Каждое занятие включает теоретическую (20 -30 мин) и практическую (50 мин -1час) части.
Форма проведения - тренинг. Выдерживается вся структура тренинга.
Занятия проводится в группе, состоящей из 6-8 родителей.
Данная форма позволяет не только дать теоретические знания, но и сформировать необходимые умения и навыки.
Каждое занятие содержит в себе две взаимосвязывающие системы знаний:
1. Теоритические знания. В данной части рассматриваются:
• правовые аспекты (основные правовые документы – Конвенция о правах ребенка, законы, Постановления правительства Р. Ф, правительства Москвы);
• социальные аспекты (детская самостоятельность, бытовая самостоятельность, навыки самообслуживания);
• психологические аспекты (игровая деятельность, этапы развития игры, виды игр).
Кроме того происходит просмотр видео фильмов о детях с ограниченными возможностями здоровья, со следующим обсуждением.
2. Практические знания
Данная часть занятий содержит упражнения, направленные на психолого – педагогическую поддержку родителей и включает в себя работу с чувствами, эмоциональным состоянием, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.
Каждое занятие предусматривает раздаточный материал для родителей : тексты притч, рекомендации по формированию конструктивного взаимодействия с детьми.
Основная цель рекомендаций – это повышение родительской компетенции, улучшение детско – родительских отношений и семейного функционирования.
При разработке нашего проекта, основной акцент был смещен в сторону практической части (упражнений).
Изложение системы знаний не являются самоцелью, а используются как средство для повышения родительской компетенции и выполнение различных видов интеллектуальной и практической деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Родители смогут лучше ориентироваться в нормативных документах, обеспечивающих права ребенка с ОВЗ;
2. Овладеют знаниями в таких вопросах, как детская самостоятельность и игровая деятельность ребенка, виды игры. Эмоции, чувства и навыки их адекватного выражения;
3. Ознакомятся с конструктивными способами взаимодействия с ребенком (с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей) и научатся использовать их на практике;
4. Повысят свою родительскую компетентность.
Мероприятия:
- Организация социально – психологических тренингов
Условия реализации:
- Морально – психологические, т. е. готовность родителей к согласованному взаимодействию;
- Наличие в учреждении подготовленных специалистов;
- Соответствующий уровень владения коррекционными технологиями:
- Наличие коррекционно – развивающего пространства;
- Наличие средств ТСО;
- Наличие программного обеспечения.
Ответственные: администрация МБДОУ «Детский сад №60 комбинированного типа «Теремок» г. Белово», педагог – психолог.
Проект разработан в соответствии с «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Декларацией ООН о правах инвалидов», Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Этическим кодексом педагога – психолога.
При реализации данного проекта на занятиях, будет происходить следующее:
1. Поиск информации, понимания. Мы планируем цикл встреч, на которых будут последовательно освещены разные аспекты: правовые, социальные, психологические и т. д. Мы постараемся создать комфортную атмосферу, где каждый сможет получить поддержку, понимание, а также достоверную информацию, которая поможет лучше понимать своего ребенка.
2. Партнерство. Очень важно, чтобы с родителями рядом были высоко квалифицированные специалисты, которые смогут объяснить, какие методы, способы, методики лечения, развития, воспитания, обучения лучше всего использовать в каждом конкретном случае.
Семья – это основная среда воспитания ребенка. И специалисты будут делиться своими знаниями, которые помогут родителям лучше понимать своего ребенка и заботиться о нем
3. Внутренняя переориентация: принятие данной ситуации настрой на жизнь в новой реальности. Эти встречи помогут каждому участнику постепенно перейти к изменениям в жизни и в отношениях с ребенком: от отрицания реальности – к принятию; от чувства вины обиды – к прощению себя и других; от отчаяния – к надежде; от страха – к доверию; от изоляции – к отношениям; от истощения – к обновлению; от бессодержательности – к пониманию смысла.
4. Воспитание ребенка. На наших занятиях мы будем говорить о том, что очень часто за нуждами лечения и реабилитации, родители забывают, что ребенок, прежде всего остается ребенком с такими же потребностями, как у других детей. Ему важно, чтобы родители любили его, создавали возможности для развития его способностей, помогли понять себя и свои ограничения, сформировать положительную самооценку и т. д.
5. Беречь отношения. Мы будем учить родителей открыто общаться, поддерживать друг друга и беречь те отношения которые будут складываться между нами.
6. Развивать и сохранять отношения с родственниками, друзьями, социальным окружением. Очень важно помнить: Как бы нам не хотелось спрятаться за глухими стенами,изолироваться от социальной среды, наша сила в связи с окружением, создание сети добра, взамоподдержки и солидарности.
7. Социальная интеграция ребенка с раннего возраста. Мы будем говорить с родителями о том, что интегрируя в общество людей с ОВЗ, мы имеем шанс стать качественно другим социомом,живущим по принцыпам гуманности, человечности, обществом цивилизованным и здоровым.
8. Реабилитация общества (общественная деятельность, объединения с другими) Объядинясь друг с другом, зашишая права своих детей, активно добиваясь содействия общественных институтов, родители детей с ОВЗ смогут увидеть, что на сегодняшний день есть множество людей, которые готовы помочь стать рядоми поддержать.
9. Общение с другими родителями детей с ОВЗ. Важным источником поддержки могут стать другие родители, так как общаясь между собой, можно найти друг в друге источник понимания, помощи, житейской мудрости.
10. Забота о себе. На наших занятиях мы будем говорить с родителями о том, что воспитание ребенка с ОВЗ, сопровождается многими стрессами, изменениями обычного течения жизни, круга общения, возможными конфликтами, финансовыми проблемами, различными реакциями социальной среды и т. д. Поэтому на ряду с воспитанием, реабилитацией ребенка, важно помнить о себе! Мы будем учить родителей заботиться о себе, восстанавливать собственные силы, отдавать энергию и овладевать навыками ее пополнения.
Тематический план по проекту «C Надеждой на будущее»
№ Тема занятия Основное содержание Примечание
№ Теоретическая часть Практическая часть
1. «Давайте познакомимся» -Притча «Создай все сам!»
-Сообщение педагога –психолога о содержании занятий по программе. Упражнения
Поменяйтесь местами те кто….
Знакомство
Шарик в паре
Рефлексия Раздаточный материал:
-Текст притчи
Таблица с содержательной частью встреч
2. «Ребенок и право» - Китайская притча
- Сообщение педагога – психолога о нормативно- правовой базе инклюзивного (интегрированного) образования Упражнения
«Броуновское движение»
«Вот он какой»
«Комплимент»
Рефлексия Раздаточный материал:
-Текст притчи;
- перечень правовых документов
3. «Диагноз ребенка-это приговор или….?» - Притча о лягушке;
- просмотр и обсуждение мультфильма «Необычный младший братик» Упражнения:
«Слепой и поводырь»
«Двое с одним мелком»
Рефлексия
Раздаточный материал:
-Текст притчи;
-памятка для родителей «Искусство общения с ребенком»
4. «Я сам» - Притча «Лев среди овец»;
- беседа обсуждение «Что я хочу и жду от детского сада по отношению к своему ребенку?»
- «Что такое самостоятельность ребенка?» Упражнения:
«Говорящие вещи»
«Весенний дождь»
Рефлексия
Раздаточный материал:
-Текст притчи;
«Памятка родителю от ребенка»
5. «Поиграй со мною мама» - Притча «Лотерейный билет»
- сообщение педагога – психолога о значении игры в жизни ребенка и этапах развития игровой деятельности Упражнения:
«Три лица»
«Лукошко»
Рефлексия
6. «Нам тонко чувствовать дано» - Притча «О двух волках»
-Необычная история с последующим обсуждением Упражнения:
«Воздушный шар»
«Мои чувства»
«Испуганный ежик»
Рефлексия Раздаточный материал:
-Текст притчи и необычной истории
7. «Где силы взять?» - Притча «О горчичном зерне»
Упражнения:
«Газета»
«Осознание понимание, действия»
«Запомни свое место или место, где я себя хорошо чувствую»
Рефлексия Раздаточный материал:
-Текст притчи;
Рекомендации родителям воспитывающим ребенка в ОВЗ
8. «Давайте скажем друг другу До свидания» - Притча «О добром царе и крестьянине»
Создание коллажа на тему:»Что мне дала работа в группе» Раздаточный материал:
-Текст притчи
Содержание проекта
Занятие №1. «Давайте познакомимся»
Цель: Создать благоприятную, безопасную, открытую обстановку; мотивировать родителей на дальнейшую совместную работу.
Оборудование: клубок ниток, бочонки – шарики» из киндер сюрпризов (по количеству участников)
1. Вводная часть
-«Уважаемые родители, добрый вечер! Сегодня начинает свою работу родительская школа «C надеждой в будущее». Вы спросите: «Что это такое?» надеюсь на этот вопрос, мы ответим с вами вместе в конце нашей сегодняшней с вами встречи. А сейчас я хочу рассказать вам одну восточную сказку».
Чтение ПРИТЧИ «Создай все сам»
ВЫВОД педагога – психолога: «Мы тоже надеемся, что наши встречи принесут вам уверенность и знание того, что для наших детей и для нас самих очень важны любовь, принятие, тепло, понимание, радость!».
2. Теоретическая часть
«Любая семья с нетерпением ждет появления на свет своего ребенка, который должен утвердить ее в собственных глазах и глазах окружающих в родительской роли, скрепить любовь, стать ее проявлением, ее плодом, безусловно самым красивым и самым лучшим в мире! Родители независимо от того первенец это или нет, уже заранее представляют его судьбу – самую счастливую, самую успешную. Родители думают и мечтают, какое имя они ему дадут, как он будет расти и развиваться им на радость, как пойдет в школу, будет получать хорошие оценки и семья будет гордиться им. Некоторые родители в своих мечтах представляют, что ребенок окончит школу, получит престижное образование, работу, вступит в брак, приведет в дом внуков, обеспечит им, родителям. Спокойную согретую любовью и заботой старость… Вместе с родителями появления ребенка ждут их близкие родственники и друзья.
И вот ребенок рождается! Такой ожидаемый с нетерпением и волнением!
И вот здесь, кому то уже в роддоме, кому – то со временем, спустя несколько месяцев, когда уже появятся отклонения в развитии, или несчастный случай или болезнь и т. д. дают серьезные осложнения, врачи объявляют: «Ваш ребенок будет не таким, как другие дети»
Это тяжелые слова. У родителей сразу возникает вопрос: «Почему именно моему ребенку выпал такой крест?». Ребенку, которого мы так долго ждали, которого уже так любим и желаем только счастья? Наверное, его можно вылечить, наверное как то все, еще можно изменить?» Вместе с этим возникает и страх за его будущее и боль от сознания возможных трудностей и испытаний, которые грозят ему на жизненном пути.
При этом многие из близкого окружения, друзья воспринимают данную ситуацию ребенка как «несчастный случай», о котором стараются не упоминать в разговорах, и дают совет «откажись от него и т. д.
И от всего этого жизнь становится похоже на землятресение, когда разрушаются все выстроенные мечты и ожидания, когда остаешься один на один со сложной ситуацией, а душу охватывает ураган различных чувств и эмоций, таких как:
• Надежда на лучшее – «Нет – этого не может быть!» И мы хватаем своего ребенка и бежим к одному, потом к другому, потом к третьему доктору, чтобы сделать повторное обследование и услышать: «Вашему ребенку поставили ошибочный диагноз, на самом деле все хорошо!»;
• Ужас и боль, заполняющая нашу душу; отчаяние от которого хочется кричать и крушить со злостью все вокруг;
• Панический страх – «Что теперь будет? Как жить дальше?»
• Жалость к себе и обида на весь мир: «Почему Я? Как жить дальше?».
Вот что вспоминают родители детей с ОВЗ о своих первых эмоциях и чувствах, когда они узнали, что их ребенок будет не такой как все другие дети.
3. Практическая часть
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто….»
Упражнение «Знакомство»
Упражнение «Шарик в паре»
4. Рефлексия
Вопросы для обсуждения:
• С каким настроением вы уходите после этой встречи?
• Было ли что то, что не понравилось, и вы бы хотели сказать об этом?
• Что было сегодня для вас самым интересным, полезным, нужным?
Примечание: После ответов участников, можно завершить встречу китайской пословицей «Расскажи мне и я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне попробовать и я научусь».
Вывод: «На этой встрече, мы попробовали рассказать о себе, услышали других людей; постарались понять, что еще может быть для нас дополнительным ресурсом нашего хорошего состояния как психического, так и психологического и эмоционального. Попытались получить поддержку, понимание, принятие от других людей. До следующей встречи!»
Занятие №2 «Ребенок и право»
Цели:
• осветить правовые аспекты, касающиеся родителей детей с ОВЗ;
• создать благоприятную, безопастную, открытую рабочую обстановку;
• развивать партнерские взаимотношения;
• мотивировать родителей на дальнейшую совместную работу.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Чтение «Восточной сказки»
Вывод: «Так и в нашей жизни: мы очень часто подолгу акцентрируем свое внима6ие на проблемах, отрицательных чувствах, негативных ситуациях и практически не видим то хорошее, что есть в этих же самых ситуациях»
2. Теоритическая часть
Знакомство с нормативно – правовой базой инклюзивного образования, куда включены Международные, Федеральные законы.
3. Практическая часть
• Упражнение «Броуновское движение»
• Упражнение «Вот он какой»
• Упражнение «Комплимент»
4. Рефлексия
Вопросы для обсуждения:
• С каким настроением вы уходите после этой встречи?
• Было ли что то, что не понравилось, и вы бы хотели сказать об этом?
• Что было сегодня для вас самым интересным, полезным, нужным?
Примечание: После ответов участников группы педагог – психолог завершает встречу высказыванием В. Г. Белинского: «Человек страшиться только того, чего не знает; знанием побеждает великий страх»
Занятие №3 «Диагноз ребенка – это приговор или….?»
Цели:
• создание благоприятной, открытой обстановки;
• развитие партнерских взаимоотношений,
• создание ситуаций принятия своего ребенка, сложившейся ситуации, формирование положительного настроя на будущее;
• мотивирование родителей на дальнейшую работу.
Ход занятия
1. Вводная часть. Слово педагога – психолога.
- Поделитесь, пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня на встречу?
- Какие чувства мысли возникли после первых двух встреч?
Чтение притчи «о лягушке»
Вывод педагога – психолога: «И в нашей жизни бывает так, что мы оказываемся, казалось бы в безвыходных ситуациях. Близкие люди, родственники, друзья, знакомые стараются нам помочь дают советы, но все безрезультатно. И если нам удается собраться с духом, начать конструктивно действовать, получать первые положительные результаты, то как же бывают удивленны люди, считавшие, что из данной ситуации нет выхода».
2. Теоритическая часть
Просмотр короткометражных фильмов с последующим обменом мнениями и обсуждением.
• Мультфильм «Необычный младший братик» о семье зайцев у которых был зайчонок с ОВЗ.
• Новостной репортаж Т. Клюквенной и Д. Рогоженной о Диане Горячевой и ГБОУ СОШ №480 им. В. В. Талалихина.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства, размышления, вызвали просмотренные фильмы?
2. Какой сюжет понравился больше всего и почему?
3. Какой сюжет вызвал сильные эмоциональные чувства: положительные или негативные, возмущение и т. д.
4. Был ли здесь сюжет, который хотя бы отдаленно или мимолетно вызвал ощущение: «А ведь у меня все также»?
5. Было ли в этих фильмах что-то, что можно позаимствовать для себя?
3. Практическая часть
- Упражнение «Слепой и поводырь»
- Упражнение «Двое с одним мелком»
4. Рефлексия
Вопросы для обсуждения:
• С каким настроением вы уходите с этой встречи?
• Было ли что то, что не понравилось, и вы хотели бы об этом сказать?
• Что было сегодня самым интересным, нужным, полезным?
Примечание: После ответов участников, можно подвести итог, приведя высказывания М. Тэтчер: «Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать, ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема, вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки, умения, нужные для достижения успеха, которыми вы вроде бы никогда не обладали».
Занятие №4 «Я сам»
Цели:
• освещение теоритического аспекта понятия «самостоятельность детей»;
• создание благоприятной, безопасной, открытой рабочей обстановки; развитие партнерских взаимоотношений;
• мотивирование родителей на дальнейшую работу.
Ход занятия
1. Вводная часть
Чтение притчи «Лев среди овец»
Вывод: Очень часто, мы взрослые опираемся на свой прошлый опыт – формы поведения, чувства и т. д. Мы не всегда можем проанализировать ситуацию «здесь и сейчас», не видим альтернатив поведения. И поэтому так много делаем за своего ребенка, считая, что он еще маленький и никогда этому не научится и не сможет сделать сам. Но при этом в глубине души, мы ждем и надеемся, что – то, что мы так усердно формируем и развиваем, чуму учим своего ребенка – проявиться прямо сейчас вот здесь и т. д.
А не дождавшись результата, начинаем злиться, отчаиваться и снова делать за него. И, так будет до тех пор, пока мы сами не остановим себя и не дадим ребенку возможность увидеть, что он тоже человек. Пусть маленький, пусть со своими особенностями, но человек! Который может делать что – то сам, дай мы ему такую возможность!».
2. Теоретическая часть
- Предлагается ответить на вопрос: «Что я хочу и жду от детского сада по отношению к своему ребенку?»
- Зачитывается письмо одной мамы, в котором она пишет о том, что думает о воспитании ребенка в детском саду.
Вопросы для обсуждения письма:
• Какие чувства вызвало это письмо?
• Что в содержании письма вызвало раздражение и негодование?
• С чем вы согласны в этом письме?
Раздаются памятки «Родителю от ребенка»
3. Практическая часть
• Упражнение «Говорящие вещи»
• Упражнение «Весенний дождь»
4. Рефлексия
• С каким настроением вы уходите с нашей встречи?
• Было ли что то, что не понравилось, и вы хотели бы об этом сказать?
• Что было сегодня самым интересным, нужным, полезным?
Примечание: Завершаем встречу высказыванием Эрнста Легуве: «Цель воспитания – это научить наших детей обходиться без нас»
Занятие №5 «Поиграй со мною мама»
Цели:
• освещение теоритического аспекта игровой деятельности ребенка;
• создание благоприятной, открытой обстановки; развитие партнерских взаимоотношений;
• психолого- педагогическая и эмоциональная поддержка родителей.
• развитие партнерских взаимоотношений;
• создание ситуации принятия своих чувств в сложившейся ситуации.
Занятие №6 «Нам тонко чувствовать дано»
Цель: Создание благоприятной, открытой обстановки; создание ситуаций принятия своих чувств в сложившейся ситуации; психолого – педагогическая и эмоциональная поддержка родителей.
Занятие №7 «Где силы взять»
Цели:
• создание благоприятной, открытой обстановки; развитие партнерских взаимоотношений;
• создание ситуации принятия своих чувств в сложившейся ситуации.
• психолого- педагогическая и эмоциональная поддержка родителей.
Занятие №8 «Давайте скажем друг другу «До свидания!»
Цели:
• Завершение работы в группе, анализ проделанной работы и полученных результатов каждым участником группы.
Список используемой литературы
1. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области / Е. А. Виноградова, Е. А. Зуева, А. Г. Нестерова, А. М. Царев; под ред. A.M. Царева. Псков: ПОИПКРО, 2014. 161 с.
2. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под ред. Л. А. Головчиц: учебное пособие. М. : Логомаг, 2015. 266 с.
3. Емельянова В. В. Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 3-6.
4. Назаркина С. И. Организация "Службы сопровождения семьи и ребенка" в Пскове / С. И. Назаркина, A.M. Царев, И. М. Бгажнокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 28-35.
5. Федотова Л. Е. Трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в производственно-интеграционных мастерских // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 46-49