Получи документы

Проект «С надеждой в будущее» по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ

фадеева евгения
Проект «С надеждой в будущее» по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №60 «Теремок» города Белово комбинированного вида»

Проект «С надеждой в будущее»

по сопровождению родителей воспитывающих детей с овз

Исполнитель:

Фадеева Евгения Федоровна, педагог –психолог

Беловский городской округ

2020 год

Содержание

Актуальность 1

Цель и задачи проекта 2

Публикация «Проект „С надеждой в будущее“ по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ» размещена в разделах

Каждое занятие содержит в себе две взаимосвязывающие системы знаний: 2

Новизна проекта___6

Ожидаемые результаты___8

Мероприятия, условия реализации___ 9

Текстовое описание проекта___10

Тематических план___13

Содержание проекта___ 15

Список используемой литературы___ 24

Актуальность

Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень нуждаются в поддержке окружающих, и не только близких и специалистов, но и общества в целом. Без этого появляется ощущение, что они остались один на один со сложной ситуацией. Душу охватывает ураган различных чувств: надежда на лучшее, панический страх, ужас, боль, обида и т. п. Все это может привести к тому, что родители могут находиться в состоянии нервного напряжения и столкнутся с множеством проблем и испытаний, связанных с развитием малыша, и со сложными семейными взаимоотношениями.

Одним из факторов влияющих на успешность в жизни, уровень социальной адаптации, является умение самостоятельно принимать решение, действовать в соответствии с ними и нести ответственность за результат. Особенно это становится актуальным, когда речь идет о детях с ОВЗ. Как помочь родителям переступить через желание сделать за ребенка то, что у него пока не получается. Как научить их принимать его право совершать ошибки и исправлять их, а главное не смотря ни на что воспитать малыша самостоятельным.

Не все родители имеющие детей с ОВЗ, хорошо представляют, какие у них есть права и какие документы (международные, федеральные, городские) регламентируют их взаимодействие с обществом. Многие из них не знают, как относится к диагнозу «ограниченные возможности здоровья» - воспринимать его как приговор или все же взять себя в руки и выстроить полноценную, счастливую жизнь в предлагаемых условиях и научить этому ребенка.

Наш проект «С надеждой в будущее» направлен на психолого педагогическую и социально – правовую поддержку родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Его новизна и научно – методическая ценность прежде всего в том, что он является интегрированной по содержанию и комплексным по видам деятельности. Комплексный подход к организации занятий позволяет наладить взаимодействия с родителями и между ними, проработать основные психологические проблемы детско – родительских взаимоотношений.

Цель проекта : Комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста (4-7 лет) с ОВЗ

Задачи проекта

1. Работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения чувств, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.

2. Знакомство с основными нормативными документами, обеспечивающими и объясняющими права ребенка с ОВЗ

3. Повышение родительской компетенции, улучшение детско – родительских отношений и семейного климата.

Проект включает 8 занятий продолжительностью от 1 часа до 1 часа 30 минут. Каждое занятие включает теоретическую (20 -30 мин) и практическую (50 мин -1час) части.

Форма проведения - тренинг. Выдерживается вся структура тренинга.

Занятия проводится в группе, состоящей из 6-8 родителей.

Данная форма позволяет не только дать теоретические знания, но и сформировать необходимые умения и навыки.

Каждое занятие содержит в себе две взаимосвязывающие системы знаний:

1. Теоритические знания. В данной части рассматриваются:

• правовые аспекты (основные правовые документы – Конвенция о правах ребенка, законы, Постановления правительства Р. Ф, правительства Москвы);

• социальные аспекты (детская самостоятельность, бытовая самостоятельность, навыки самообслуживания);

• психологические аспекты (игровая деятельность, этапы развития игры, виды игр).

Кроме того происходит просмотр видео фильмов о детях с ограниченными возможностями здоровья, со следующим обсуждением.

2. Практические знания

Данная часть занятий содержит упражнения, направленные на психолого – педагогическую поддержку родителей и включает в себя работу с чувствами, эмоциональным состоянием, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.

Каждое занятие предусматривает раздаточный материал для родителей : тексты притч, рекомендации по формированию конструктивного взаимодействия с детьми.

Основная цель рекомендаций – это повышение родительской компетенции, улучшение детско – родительских отношений и семейного функционирования.

При разработке нашего проекта, основной акцент был смещен в сторону практической части (упражнений).

Изложение системы знаний не являются самоцелью, а используются как средство для повышения родительской компетенции и выполнение различных видов интеллектуальной и практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Родители смогут лучше ориентироваться в нормативных документах, обеспечивающих права ребенка с ОВЗ;

2. Овладеют знаниями в таких вопросах, как детская самостоятельность и игровая деятельность ребенка, виды игры. Эмоции, чувства и навыки их адекватного выражения;

3. Ознакомятся с конструктивными способами взаимодействия с ребенком (с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей) и научатся использовать их на практике;

4. Повысят свою родительскую компетентность.

Мероприятия:

- Организация социально – психологических тренингов

Условия реализации:

- Морально – психологические, т. е. готовность родителей к согласованному взаимодействию;

- Наличие в учреждении подготовленных специалистов;

- Соответствующий уровень владения коррекционными технологиями:

- Наличие коррекционно – развивающего пространства;

- Наличие средств ТСО;

- Наличие программного обеспечения.

Ответственные: администрация МБДОУ «Детский сад №60 комбинированного типа «Теремок» г. Белово», педагог – психолог.

Проект разработан в соответствии с «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Декларацией ООН о правах инвалидов», Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Этическим кодексом педагога – психолога.

При реализации данного проекта на занятиях, будет происходить следующее:

1. Поиск информации, понимания. Мы планируем цикл встреч, на которых будут последовательно освещены разные аспекты: правовые, социальные, психологические и т. д. Мы постараемся создать комфортную атмосферу, где каждый сможет получить поддержку, понимание, а также достоверную информацию, которая поможет лучше понимать своего ребенка.

2. Партнерство. Очень важно, чтобы с родителями рядом были высоко квалифицированные специалисты, которые смогут объяснить, какие методы, способы, методики лечения, развития, воспитания, обучения лучше всего использовать в каждом конкретном случае.

Семья – это основная среда воспитания ребенка. И специалисты будут делиться своими знаниями, которые помогут родителям лучше понимать своего ребенка и заботиться о нем

3. Внутренняя переориентация: принятие данной ситуации настрой на жизнь в новой реальности. Эти встречи помогут каждому участнику постепенно перейти к изменениям в жизни и в отношениях с ребенком: от отрицания реальности – к принятию; от чувства вины обиды – к прощению себя и других; от отчаяния – к надежде; от страха – к доверию; от изоляции – к отношениям; от истощения – к обновлению; от бессодержательности – к пониманию смысла.

4. Воспитание ребенка. На наших занятиях мы будем говорить о том, что очень часто за нуждами лечения и реабилитации, родители забывают, что ребенок, прежде всего остается ребенком с такими же потребностями, как у других детей. Ему важно, чтобы родители любили его, создавали возможности для развития его способностей, помогли понять себя и свои ограничения, сформировать положительную самооценку и т. д.

5. Беречь отношения. Мы будем учить родителей открыто общаться, поддерживать друг друга и беречь те отношения которые будут складываться между нами.

6. Развивать и сохранять отношения с родственниками, друзьями, социальным окружением. Очень важно помнить: Как бы нам не хотелось спрятаться за глухими стенами,изолироваться от социальной среды, наша сила в связи с окружением, создание сети добра, взамоподдержки и солидарности.

7. Социальная интеграция ребенка с раннего возраста. Мы будем говорить с родителями о том, что интегрируя в общество людей с ОВЗ, мы имеем шанс стать качественно другим социомом,живущим по принцыпам гуманности, человечности, обществом цивилизованным и здоровым.

8. Реабилитация общества (общественная деятельность, объединения с другими) Объядинясь друг с другом, зашишая права своих детей, активно добиваясь содействия общественных институтов, родители детей с ОВЗ смогут увидеть, что на сегодняшний день есть множество людей, которые готовы помочь стать рядоми поддержать.

9. Общение с другими родителями детей с ОВЗ. Важным источником поддержки могут стать другие родители, так как общаясь между собой, можно найти друг в друге источник понимания, помощи, житейской мудрости.

10. Забота о себе. На наших занятиях мы будем говорить с родителями о том, что воспитание ребенка с ОВЗ, сопровождается многими стрессами, изменениями обычного течения жизни, круга общения, возможными конфликтами, финансовыми проблемами, различными реакциями социальной среды и т. д. Поэтому на ряду с воспитанием, реабилитацией ребенка, важно помнить о себе! Мы будем учить родителей заботиться о себе, восстанавливать собственные силы, отдавать энергию и овладевать навыками ее пополнения.

Тематический план по проекту «C Надеждой на будущее»

№ Тема занятия Основное содержание Примечание

№ Теоретическая часть Практическая часть

1. «Давайте познакомимся» -Притча «Создай все сам!»

-Сообщение педагога –психолога о содержании занятий по программе. Упражнения

Поменяйтесь местами те кто….

Знакомство

Шарик в паре

Рефлексия Раздаточный материал:

-Текст притчи

Таблица с содержательной частью встреч

2. «Ребенок и право» - Китайская притча

- Сообщение педагога – психолога о нормативно- правовой базе инклюзивного (интегрированного) образования Упражнения

«Броуновское движение»

«Вот он какой»

«Комплимент»

Рефлексия Раздаточный материал:

-Текст притчи;

- перечень правовых документов

3. «Диагноз ребенка-это приговор или….?» - Притча о лягушке;

- просмотр и обсуждение мультфильма «Необычный младший братик» Упражнения:

«Слепой и поводырь»

«Двое с одним мелком»

Рефлексия

Раздаточный материал:

-Текст притчи;

-памятка для родителей «Искусство общения с ребенком»

4. «Я сам» - Притча «Лев среди овец»;

- беседа обсуждение «Что я хочу и жду от детского сада по отношению к своему ребенку?»

- «Что такое самостоятельность ребенка?» Упражнения:

«Говорящие вещи»

«Весенний дождь»

Рефлексия

Раздаточный материал:

-Текст притчи;

«Памятка родителю от ребенка»

5. «Поиграй со мною мама» - Притча «Лотерейный билет»

- сообщение педагога – психолога о значении игры в жизни ребенка и этапах развития игровой деятельности Упражнения:

«Три лица»

«Лукошко»

Рефлексия

6. «Нам тонко чувствовать дано» - Притча «О двух волках»

-Необычная история с последующим обсуждением Упражнения:

«Воздушный шар»

«Мои чувства»

«Испуганный ежик»

Рефлексия Раздаточный материал:

-Текст притчи и необычной истории

7. «Где силы взять?» - Притча «О горчичном зерне»

Упражнения:

«Газета»

«Осознание понимание, действия»

«Запомни свое место или место, где я себя хорошо чувствую»

Рефлексия Раздаточный материал:

-Текст притчи;

Рекомендации родителям воспитывающим ребенка в ОВЗ

8. «Давайте скажем друг другу До свидания» - Притча «О добром царе и крестьянине»

Создание коллажа на тему:»Что мне дала работа в группе» Раздаточный материал:

-Текст притчи

Содержание проекта

Занятие №1. «Давайте познакомимся»

Цель: Создать благоприятную, безопасную, открытую обстановку; мотивировать родителей на дальнейшую совместную работу.

Оборудование: клубок ниток, бочонки – шарики» из киндер сюрпризов (по количеству участников)

1. Вводная часть

-«Уважаемые родители, добрый вечер! Сегодня начинает свою работу родительская школа «C надеждой в будущее». Вы спросите: «Что это такое?» надеюсь на этот вопрос, мы ответим с вами вместе в конце нашей сегодняшней с вами встречи. А сейчас я хочу рассказать вам одну восточную сказку».

Чтение ПРИТЧИ «Создай все сам»

ВЫВОД педагога – психолога: «Мы тоже надеемся, что наши встречи принесут вам уверенность и знание того, что для наших детей и для нас самих очень важны любовь, принятие, тепло, понимание, радость!».

2. Теоретическая часть

«Любая семья с нетерпением ждет появления на свет своего ребенка, который должен утвердить ее в собственных глазах и глазах окружающих в родительской роли, скрепить любовь, стать ее проявлением, ее плодом, безусловно самым красивым и самым лучшим в мире! Родители независимо от того первенец это или нет, уже заранее представляют его судьбу – самую счастливую, самую успешную. Родители думают и мечтают, какое имя они ему дадут, как он будет расти и развиваться им на радость, как пойдет в школу, будет получать хорошие оценки и семья будет гордиться им. Некоторые родители в своих мечтах представляют, что ребенок окончит школу, получит престижное образование, работу, вступит в брак, приведет в дом внуков, обеспечит им, родителям. Спокойную согретую любовью и заботой старость… Вместе с родителями появления ребенка ждут их близкие родственники и друзья.

И вот ребенок рождается! Такой ожидаемый с нетерпением и волнением!

И вот здесь, кому то уже в роддоме, кому – то со временем, спустя несколько месяцев, когда уже появятся отклонения в развитии, или несчастный случай или болезнь и т. д. дают серьезные осложнения, врачи объявляют: «Ваш ребенок будет не таким, как другие дети»

Это тяжелые слова. У родителей сразу возникает вопрос: «Почему именно моему ребенку выпал такой крест?». Ребенку, которого мы так долго ждали, которого уже так любим и желаем только счастья? Наверное, его можно вылечить, наверное как то все, еще можно изменить?» Вместе с этим возникает и страх за его будущее и боль от сознания возможных трудностей и испытаний, которые грозят ему на жизненном пути.

При этом многие из близкого окружения, друзья воспринимают данную ситуацию ребенка как «несчастный случай», о котором стараются не упоминать в разговорах, и дают совет «откажись от него и т. д.

И от всего этого жизнь становится похоже на землятресение, когда разрушаются все выстроенные мечты и ожидания, когда остаешься один на один со сложной ситуацией, а душу охватывает ураган различных чувств и эмоций, таких как:

Надежда на лучшее – «Нет – этого не может быть!» И мы хватаем своего ребенка и бежим к одному, потом к другому, потом к третьему доктору, чтобы сделать повторное обследование и услышать: «Вашему ребенку поставили ошибочный диагноз, на самом деле все хорошо!»;

• Ужас и боль, заполняющая нашу душу; отчаяние от которого хочется кричать и крушить со злостью все вокруг;

• Панический страх – «Что теперь будет? Как жить дальше?»

Жалость к себе и обида на весь мир: «Почему Я? Как жить дальше?».

Вот что вспоминают родители детей с ОВЗ о своих первых эмоциях и чувствах, когда они узнали, что их ребенок будет не такой как все другие дети.

3. Практическая часть

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто….»

Упражнение «Знакомство»

Упражнение «Шарик в паре»

4. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

• С каким настроением вы уходите после этой встречи?

• Было ли что то, что не понравилось, и вы бы хотели сказать об этом?

• Что было сегодня для вас самым интересным, полезным, нужным?

Примечание: После ответов участников, можно завершить встречу китайской пословицей «Расскажи мне и я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне попробовать и я научусь».

Вывод: «На этой встрече, мы попробовали рассказать о себе, услышали других людей; постарались понять, что еще может быть для нас дополнительным ресурсом нашего хорошего состояния как психического, так и психологического и эмоционального. Попытались получить поддержку, понимание, принятие от других людей. До следующей встречи!»

Занятие №2 «Ребенок и право»

Цели:

• осветить правовые аспекты, касающиеся родителей детей с ОВЗ;

• создать благоприятную, безопастную, открытую рабочую обстановку;

• развивать партнерские взаимотношения;

• мотивировать родителей на дальнейшую совместную работу.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Чтение «Восточной сказки»

Вывод: «Так и в нашей жизни: мы очень часто подолгу акцентрируем свое внима6ие на проблемах, отрицательных чувствах, негативных ситуациях и практически не видим то хорошее, что есть в этих же самых ситуациях»

2. Теоритическая часть

Знакомство с нормативно – правовой базой инклюзивного образования, куда включены Международные, Федеральные законы.

3. Практическая часть

• Упражнение «Броуновское движение»

• Упражнение «Вот он какой»

• Упражнение «Комплимент»

4. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

• С каким настроением вы уходите после этой встречи?

• Было ли что то, что не понравилось, и вы бы хотели сказать об этом?

• Что было сегодня для вас самым интересным, полезным, нужным?

Примечание: После ответов участников группы педагог – психолог завершает встречу высказыванием В. Г. Белинского: «Человек страшиться только того, чего не знает; знанием побеждает великий страх»

Занятие №3 «Диагноз ребенка – это приговор или….?»

Цели:

• создание благоприятной, открытой обстановки;

• развитие партнерских взаимоотношений,

• создание ситуаций принятия своего ребенка, сложившейся ситуации, формирование положительного настроя на будущее;

• мотивирование родителей на дальнейшую работу.

Ход занятия

1. Вводная часть. Слово педагога – психолога.

- Поделитесь, пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня на встречу?

- Какие чувства мысли возникли после первых двух встреч?

Чтение притчи «о лягушке»

Вывод педагога – психолога: «И в нашей жизни бывает так, что мы оказываемся, казалось бы в безвыходных ситуациях. Близкие люди, родственники, друзья, знакомые стараются нам помочь дают советы, но все безрезультатно. И если нам удается собраться с духом, начать конструктивно действовать, получать первые положительные результаты, то как же бывают удивленны люди, считавшие, что из данной ситуации нет выхода».

2. Теоритическая часть

Просмотр короткометражных фильмов с последующим обменом мнениями и обсуждением.

• Мультфильм «Необычный младший братик» о семье зайцев у которых был зайчонок с ОВЗ.

• Новостной репортаж Т. Клюквенной и Д. Рогоженной о Диане Горячевой и ГБОУ СОШ №480 им. В. В. Талалихина.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства, размышления, вызвали просмотренные фильмы?

2. Какой сюжет понравился больше всего и почему?

3. Какой сюжет вызвал сильные эмоциональные чувства: положительные или негативные, возмущение и т. д.

4. Был ли здесь сюжет, который хотя бы отдаленно или мимолетно вызвал ощущение: «А ведь у меня все также»?

5. Было ли в этих фильмах что-то, что можно позаимствовать для себя?

3. Практическая часть

- Упражнение «Слепой и поводырь»

- Упражнение «Двое с одним мелком»

4. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

• С каким настроением вы уходите с этой встречи?

• Было ли что то, что не понравилось, и вы хотели бы об этом сказать?

• Что было сегодня самым интересным, нужным, полезным?

Примечание: После ответов участников, можно подвести итог, приведя высказывания М. Тэтчер: «Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать, ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема, вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки, умения, нужные для достижения успеха, которыми вы вроде бы никогда не обладали».

Занятие №4 «Я сам»

Цели:

• освещение теоритического аспекта понятия «самостоятельность детей»;

• создание благоприятной, безопасной, открытой рабочей обстановки; развитие партнерских взаимоотношений;

• мотивирование родителей на дальнейшую работу.

Ход занятия

1. Вводная часть

Чтение притчи «Лев среди овец»

Вывод: Очень часто, мы взрослые опираемся на свой прошлый опыт – формы поведения, чувства и т. д. Мы не всегда можем проанализировать ситуацию «здесь и сейчас», не видим альтернатив поведения. И поэтому так много делаем за своего ребенка, считая, что он еще маленький и никогда этому не научится и не сможет сделать сам. Но при этом в глубине души, мы ждем и надеемся, что – то, что мы так усердно формируем и развиваем, чуму учим своего ребенка – проявиться прямо сейчас вот здесь и т. д.

А не дождавшись результата, начинаем злиться, отчаиваться и снова делать за него. И, так будет до тех пор, пока мы сами не остановим себя и не дадим ребенку возможность увидеть, что он тоже человек. Пусть маленький, пусть со своими особенностями, но человек! Который может делать что – то сам, дай мы ему такую возможность!».

2. Теоретическая часть

- Предлагается ответить на вопрос: «Что я хочу и жду от детского сада по отношению к своему ребенку?»

- Зачитывается письмо одной мамы, в котором она пишет о том, что думает о воспитании ребенка в детском саду.

Вопросы для обсуждения письма:

• Какие чувства вызвало это письмо?

• Что в содержании письма вызвало раздражение и негодование?

• С чем вы согласны в этом письме?

Раздаются памятки «Родителю от ребенка»

3. Практическая часть

• Упражнение «Говорящие вещи»

• Упражнение «Весенний дождь»

4. Рефлексия

• С каким настроением вы уходите с нашей встречи?

• Было ли что то, что не понравилось, и вы хотели бы об этом сказать?

• Что было сегодня самым интересным, нужным, полезным?

Примечание: Завершаем встречу высказыванием Эрнста Легуве: «Цель воспитания – это научить наших детей обходиться без нас»

Занятие №5 «Поиграй со мною мама»

Цели:

• освещение теоритического аспекта игровой деятельности ребенка;

• создание благоприятной, открытой обстановки; развитие партнерских взаимоотношений;

• психолого- педагогическая и эмоциональная поддержка родителей.

• развитие партнерских взаимоотношений;

• создание ситуации принятия своих чувств в сложившейся ситуации.

Занятие №6 «Нам тонко чувствовать дано»

Цель: Создание благоприятной, открытой обстановки; создание ситуаций принятия своих чувств в сложившейся ситуации; психолого – педагогическая и эмоциональная поддержка родителей.

Занятие №7 «Где силы взять»

Цели:

• создание благоприятной, открытой обстановки; развитие партнерских взаимоотношений;

• создание ситуации принятия своих чувств в сложившейся ситуации.

• психолого- педагогическая и эмоциональная поддержка родителей.

Занятие №8 «Давайте скажем друг другу «До свидания!»

Цели:

• Завершение работы в группе, анализ проделанной работы и полученных результатов каждым участником группы.

Список используемой литературы

1. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области / Е. А. Виноградова, Е. А. Зуева, А. Г. Нестерова, А. М. Царев; под ред. A.M. Царева. Псков: ПОИПКРО, 2014. 161 с.

2. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под ред. Л. А. Головчиц: учебное пособие. М. : Логомаг, 2015. 266 с.

3. Емельянова В. В. Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 3-6.

4. Назаркина С. И. Организация "Службы сопровождения семьи и ребенка" в Пскове / С. И. Назаркина, A.M. Царев, И. М. Бгажнокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 28-35.

5. Федотова Л. Е. Трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в производственно-интеграционных мастерских // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 46-49

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Проект «Земля — наш общий дом»». Участие родителей детей в работе над проектом. ФотоотчётПроект «Земля — наш общий дом»». Участие родителей детей в работе над проектом. Фотоотчёт «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И. В. Гёте Природа является важным фактором в.

«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей группа №10 «Лучики» Проблема : Выяснить с детьми -что мы Родиной зовём. ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего.

Фотоотчет. Совместная экскурсия, детей и родителей на Выставку старых ёлочных игрушек в Омске «Из прошлого в будущее»Фотоотчет. Совместная экскурсия, детей и родителей на Выставку старых ёлочных игрушек в Омске «Из прошлого в будущее» «Елочные игрушки таинственным образом превращают обычное дерево в волшебную сказку. Однако сказка эта всегда была тесно связана с жизнью,.

Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Консультация для родителей «Дети — наше будущее» Дети, дети, дети…. Как бы не был занят человек, но если у него есть дети - значит у него есть самые разные заботы, и прежде всего о здоровье.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Проект «Моя семья» для детей 2–4 лет и их родителейПроект «Моя семья» для детей 2–4 лет и их родителей Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек.

Проект «Здоровая семья — будущее России» ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ –БУДУЩЕЕ РОССИИ» Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться.

Статья в районную газету «Мы верим в будущее наших детей»Статья в районную газету «Мы верим в будущее наших детей» Мы верим в будущее наших детей. Дошкольное детство - самое благоприятное время для приобщения детей к современной жизни. Опыт показывает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «С надеждой в будущее» по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 14:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «С надеждой в будущее» по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем фадеева евгения (УИ 2130480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД