Приложение МААМ

Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее»

Анненкова Ольга Константиновна
Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое».

Задачи:

Познакомить детей с историей кукол, дать понятия: «Кукла», «Терракота», «Коропасты»; рассказать о происхождении куклы от эпохи античности до наших дней.

Рассказать о видах кукол: тряпичные, деревянные, механические и фарфоровые.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь; умение образовывать из существительных прилагательные.

Публикация «Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста „Музей кукол, От прошлого в будущее“» размещена в разделах

Продолжать формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать ведущего (воспитателя, действовать по предложенному им плану/образцу, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности);

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; слышать собеседника, не перебивать без надобности, спокойно отстаивать свое мнение; организованность, дисциплинированность; умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения.

Материал:

Презентация по истории кукол.

Большой экран для просмотра презентации.

Фото старинных и современных кукол.

Куклы для оформления мини-музея и показа детям.

Стихи А. Барто «Кукла», Г. Заславской, Л. Рубальской «Фея».

Музыка для физкультминутки.

Таблички для кукол.

Песня «кукла Маша» группы «Иванушки International» («-» и «+»)

Музыка из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино» для физкультминутки.

Методы и приемы:

Беседа.

Показ.

Иллюстрации, фото.

Художественное слово, загадки.

Физкультминутка.

Выставка (мини-музей).

Музыкальное сопровождение.

Ход НОД

Дети сидят в зале на стульчиках

Звучит песня «Кукла Маша» группы «Иванушки International» (минусовка)

Ведущий:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию в мини-музей, а в какой именно, попробуйте сейчас отгадать.

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Правильно ребята!

Сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию в мини-музей кукол, где Вы узнаете некоторые факты об истории создания кукол.

Как Вы думаете, ребята, а когда появились первые куклы?

Как они выглядели?

Из чего они были изготовлены (сделаны?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Вы правы, ребята!

В истории нет фактов, подтверждающих, что кукла существовала в первобытном веке. Но скорее всего она была. Если есть дети, то есть и кукла. Но куклы первобытных людей не сохранились до наших дней.

Первые куклы были обнаружены археологами в Древней Греции и Древнем Риме, в эпоху античности, этим куклам от 3 000 до 5 000 тысяч лет.

Ребята, а как вы думаете из чего делались первые куклы?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Кукол делали из тканей, воска, глины (терракоты) и даже костей (простой и слоновой, иногда с подвижными конечностями.

Терракота – это обожжённая глина.

В Древней Греции изготовлением кукол занимались ремесленники-кукольники — коропасты, а столицей кукольного производства считался город Сардис.

В Древнем Риме кукла – игрушка называлась «рuра», что переводится и как «кукла», и как «девочка».

Кукольным ремеслом занимались не только гончары, но и именитые скульпторы и резчики по дереву.

Ребята, послушайте стихотворение А. Барто «Кукла» и подумайте из чего была сделана кукла.

Дети старшей/подготовительной группы читают стихотворение А. Барто «Кукла»

Смастерил я грузовик

Для сестры Катюшки.

Подняла Катюшка крик:

— Разве это грузовик?

Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,

Пусть берет, не жалко!

Катя смотрит на меня,

Не желает брать коня:

— Это просто палка!

Я свернул два лоскута.

— Ах,— сказала Катя,—

Ах, какая красота:

Кукла в пестром платье!

Ведущий:

Спасибо большое вам, ребята!

Ну, что, догадались из чего была сделана кукла из стихотворения А. Барто «Кукла»?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Правильно, ребята! Из лоскутьев, тряпок.

А как будет называться кукла, сделанная из тряпок?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Правильно! Лоскутная или тряпичная.

Посмотрите внимательно на экран, так выглядела первая тряпичная кукла.

Первые куклы использовались для обрядов или служили оберегами и не являлась игровыми.

Первые деревянные куклы вырезались из тонких дощечек. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. На смену таким куклам пришли деревянные куклы на шарнирах.

Ребята, послушайте стихотворение Г. Заславской.

Ребенок старшей/подготовительной группы читает стихотворение Г. Заславской

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

Ведущий:

Спасибо, (воспитатель называет имя ребенка!

Первые тряпичные куклы – это куклы мотанки.

Ребята, как Вы думаете почему их так называли?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Ребята, куклы-мотанки называются так, потому, что они делались и делаются способом наматывания ниток, льна, соломы и лоскутков ткани.

Ребята, я думаю, что вы устали и нам надо немного отдохнуть.

Давайте вместе с вами разомнемся под музыку.

Физкультминутка

Звучит музыка из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино» и дети выполняют движения согласно тексту.

Ведущий:

Ребята, вы немного отдохнули.

А мы продолжаем.

Куклы-мотанки делятся на обрядовые, игровые и куклы-обереги.

Ребята, посмотрите на экран.

Кукла-пеленашка

Ранее было принято мастерить семь кукол-Пеленашек на первый год жизни малыша. Эти обереги лежали в кроватке, вкладывались в ручку крохе, были привязанными к его одежде.

Кукла-подорожница

Сборы в дорогу и сегодня сопровождаются многими приметами, обычаями и суевериями: присесть на дорожку, не отправляться в путь в понедельник, возвращаться — плохая примета. Все ли знают для чего, почему покидая Родину увозить с собой горсть земли или золы из родного очага было давней и широко распространенной традицией. В узелок этой куклы помещали гость земли или золы.

По другим преданиям в котомку помещали зерно или горошину, чтобы путник был сыт.

Кукла на счастье

Издревле считалось, что женская сила и красота заключаются в волосах. Женщина с густыми длинными волосами, как полагали наши предки, обязательно удачлива, успешна, способна справляться со всеми невзгодами. Поэтому большая коса — непременный атрибут оберега, на счастье.

Коса, которая длиннее самой куколки — непременный атрибут оберега, на счастье.

Впервые такой оберег был найден благодаря раскопкам на территории Ржева. Куколка Ржевское счастье датируется 10 веком. Для её изготовления древняя мастерица использовала лён.

Кукла-колокольчик

Родина этого оберега - Валдай, а время появления - ориентировочно 15 век.

Колокольчик — это оберег на счастье, радость, веселье, да и просто на хорошее настроение. Часто такой оберег дарили с сердечными пожеланиями хороших вестей и радости.

Колокольчик считается вестником хороших событий. Как же иначе, если он звенел под дугой праздничных троек, а звон больших колоколов прогонял чуму.

Спиридон-Солнцеворот

Обязательный атрибут Спиридона-солнцеворота колесо. Смысл Спиридона поворачивать Солнце. То есть самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней. С 25-го декабря световой день начинает прибавляться, происходит «поворот солнца на лето, зимы на мороз».

Мётлушка

Этот оберег называют еще «Кукла-Помелушка». Один из немногих древних оберегов, обладающий множеством значений и используемый для разных случаев.

Как известно метла всегда считалась оберегом от злых сил. Именно поэтому метла с успехом используется в обрядах очищения дома.

Ребята, а какие тряпичные куклы вы еще знаете?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Ребята, на самом деле существует большое количество разновидностей тряпичных кукол: текстильные, платковые, кукла-перчатка и т. д.

Деревянные куклы тоже делятся на множество разновидностей: большие и маленькие, расписные, на шарнирах, наши матрешки кукла на палец (пальчиковый театр).

Фарфоровые куклы тоже имеют историю, давайте посмотрим какие фарфоровые куклы существуют.

Существуют фарфоровые куклы на подставках, их еще называют интерьерными и используются для создания дизайна комнат, галерей и т. д. Также есть куклы на шарнирах, мягконабивная.

Ребята, а какие современные куклы вы знаете?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Молодцы, ребята!

Существует большое количество разновидностей современных кукол, начиная от маленького пупса до больших фарфоровых кукол, от мякгонабивной малышки до знаменитой куклы Barbie, даже куклы из наших любимых мультиков: «Маша и медведь», «Холодное сердце», «Рапунцель» и др.

Куклы все больше и больше похожи на людей.

Ребята, а как вы думаете, как будут выглядеть куклы в будущем?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Отлично, ребята!

А, я, вот так вижу кукол будущего. Посмотрите на экран, пожалуйста.

Ребята, вот и закончилось наше путешествие по истории появления кукол.

Что мы узнали с вами нового сегодня?

Где были обнаружены первые куклы?

Кто такие коропасты?

Каких кукол-мотанок (обереги) вы запомнили?

Какие куклы вам запомнились (понравились) вам больше всего?

Дети: отвечают.

Ведущий:

Молодцы, ребята!

Ребята, закончить нашу небольшую экскурсию по истории кукол мне хочется стихотворением Л. Рубальской «Фея».

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала,

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

Ведущий:

До новых встреч!

Дети покидают под музыку зал.

Песня «Кукла Маша» группы «Иванушки International» (начало).

Публикации по теме:

Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Веселая веревочка» Подготовил: Инструктор по физической культуре Орел М. В. Цель: развивать спортивные качества через использование скакалки, создавать эмоциональный.

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «День Победы» В празднично украшенный зал входят дети и занимают свои места. Ведущий: Вот и наступил долгожданный День Победы! 9 Мая – светлый и радостный.

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Счастливый случай» по теме «Зима» Досуг для детей старшего возраста «Счастливый случай» Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы.

Сценарий физкультурного досуга «Путешествие в страну «Здоровье» для детей старшего дошкольного возраста Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Здоровье» Цель: - способствовать усвоению понятий о здоровом образе.

Досуг Музей кукол «От прошлого в будущее»Досуг Музей кукол «От прошлого в будущее» .

Музей кукол «От прошлого в будущее»Музей кукол «От прошлого в будущее» Музей кукол "От прошлого в будущее" В Музее кукол воспитанники смогли познакомиться с первыми куклами Древней Греции И Древнего Рима, и.

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Праздник витаминов» Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста на тему «Праздник Витаминов» Составил: музыкальный руководитель высшей категории.

Сценарий познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африке» Цель, задачи: - Уточнять и закреплять знания детей об особенностях климата, растительного и животного мира, полезных ископаемых, населении.

Сценарий спортивного досуга «Знакомство с Олимпиадой» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий спортивного досуга «Знакомство с Олимпиадой» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение детский сад № 5 “Страна Чудес” Согласовано: Ст. воспитатель МБДОУ д/с №.

Сценарий зимнего досуга для детей старшего дошкольного возраста «Веселые святки»Сценарий зимнего досуга для детей старшего дошкольного возраста «Веселые святки» Веселые святки. (сценарий праздника для детей 5-7 лет) Звучат русские народные песни в записи. Выходит ведущий. Ведущий: Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее»
Опубликовано: 2 октября 2018 в 07:32
+203Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее»» (включая файлы) размещена пользователем Анненкова Ольга Константиновна (УИ 1107619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 94.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД