Анненкова Ольга Константиновна
Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое».
Задачи:
Познакомить детей с историей кукол, дать понятия: «Кукла», «Терракота», «Коропасты»; рассказать о происхождении куклы от эпохи античности до наших дней.
Рассказать о видах кукол: тряпичные, деревянные, механические и фарфоровые.
Развивать слуховое восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь; умение образовывать из существительных прилагательные.
Публикация «Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста „Музей кукол, От прошлого в будущее“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2018
Продолжать формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать ведущего (воспитателя, действовать по предложенному им плану/образцу, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности);
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; слышать собеседника, не перебивать без надобности, спокойно отстаивать свое мнение; организованность, дисциплинированность; умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения.
Материал:
Презентация по истории кукол.
Большой экран для просмотра презентации.
Фото старинных и современных кукол.
Куклы для оформления мини-музея и показа детям.
Стихи А. Барто «Кукла», Г. Заславской, Л. Рубальской «Фея».
Музыка для физкультминутки.
Таблички для кукол.
Песня «кукла Маша» группы «Иванушки International» («-» и «+»)
Музыка из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино» для физкультминутки.
Методы и приемы:
Беседа.
Показ.
Иллюстрации, фото.
Художественное слово, загадки.
Физкультминутка.
Выставка (мини-музей).
Музыкальное сопровождение.
Ход НОД
Дети сидят в зале на стульчиках
Звучит песня «Кукла Маша» группы «Иванушки International» (минусовка)
Ведущий:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию в мини-музей, а в какой именно, попробуйте сейчас отгадать.
Она похожа на актрису
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Правильно ребята!
Сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию в мини-музей кукол, где Вы узнаете некоторые факты об истории создания кукол.
Как Вы думаете, ребята, а когда появились первые куклы?
Как они выглядели?
Из чего они были изготовлены (сделаны?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Вы правы, ребята!
В истории нет фактов, подтверждающих, что кукла существовала в первобытном веке. Но скорее всего она была. Если есть дети, то есть и кукла. Но куклы первобытных людей не сохранились до наших дней.
Первые куклы были обнаружены археологами в Древней Греции и Древнем Риме, в эпоху античности, этим куклам от 3 000 до 5 000 тысяч лет.
Ребята, а как вы думаете из чего делались первые куклы?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Кукол делали из тканей, воска, глины (терракоты) и даже костей (простой и слоновой, иногда с подвижными конечностями.
Терракота – это обожжённая глина.
В Древней Греции изготовлением кукол занимались ремесленники-кукольники — коропасты, а столицей кукольного производства считался город Сардис.
В Древнем Риме кукла – игрушка называлась «рuра», что переводится и как «кукла», и как «девочка».
Кукольным ремеслом занимались не только гончары, но и именитые скульпторы и резчики по дереву.
Ребята, послушайте стихотворение А. Барто «Кукла» и подумайте из чего была сделана кукла.
Дети старшей/подготовительной группы читают стихотворение А. Барто «Кукла»
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
— Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
— Это просто палка!
Я свернул два лоскута.
— Ах,— сказала Катя,—
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!
Ведущий:
Спасибо большое вам, ребята!
Ну, что, догадались из чего была сделана кукла из стихотворения А. Барто «Кукла»?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Правильно, ребята! Из лоскутьев, тряпок.
А как будет называться кукла, сделанная из тряпок?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Правильно! Лоскутная или тряпичная.
Посмотрите внимательно на экран, так выглядела первая тряпичная кукла.
Первые куклы использовались для обрядов или служили оберегами и не являлась игровыми.
Первые деревянные куклы вырезались из тонких дощечек. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. На смену таким куклам пришли деревянные куклы на шарнирах.
Ребята, послушайте стихотворение Г. Заславской.
Ребенок старшей/подготовительной группы читает стихотворение Г. Заславской
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
Ведущий:
Спасибо, (воспитатель называет имя ребенка!
Первые тряпичные куклы – это куклы мотанки.
Ребята, как Вы думаете почему их так называли?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Ребята, куклы-мотанки называются так, потому, что они делались и делаются способом наматывания ниток, льна, соломы и лоскутков ткани.
Ребята, я думаю, что вы устали и нам надо немного отдохнуть.
Давайте вместе с вами разомнемся под музыку.
Физкультминутка
Звучит музыка из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино» и дети выполняют движения согласно тексту.
Ведущий:
Ребята, вы немного отдохнули.
А мы продолжаем.
Куклы-мотанки делятся на обрядовые, игровые и куклы-обереги.
Ребята, посмотрите на экран.
Кукла-пеленашка
Ранее было принято мастерить семь кукол-Пеленашек на первый год жизни малыша. Эти обереги лежали в кроватке, вкладывались в ручку крохе, были привязанными к его одежде.
Кукла-подорожница
Сборы в дорогу и сегодня сопровождаются многими приметами, обычаями и суевериями: присесть на дорожку, не отправляться в путь в понедельник, возвращаться — плохая примета. Все ли знают для чего, почему покидая Родину увозить с собой горсть земли или золы из родного очага было давней и широко распространенной традицией. В узелок этой куклы помещали гость земли или золы.
По другим преданиям в котомку помещали зерно или горошину, чтобы путник был сыт.
Кукла на счастье
Издревле считалось, что женская сила и красота заключаются в волосах. Женщина с густыми длинными волосами, как полагали наши предки, обязательно удачлива, успешна, способна справляться со всеми невзгодами. Поэтому большая коса — непременный атрибут оберега, на счастье.
Коса, которая длиннее самой куколки — непременный атрибут оберега, на счастье.
Впервые такой оберег был найден благодаря раскопкам на территории Ржева. Куколка Ржевское счастье датируется 10 веком. Для её изготовления древняя мастерица использовала лён.
Кукла-колокольчик
Родина этого оберега - Валдай, а время появления - ориентировочно 15 век.
Колокольчик — это оберег на счастье, радость, веселье, да и просто на хорошее настроение. Часто такой оберег дарили с сердечными пожеланиями хороших вестей и радости.
Колокольчик считается вестником хороших событий. Как же иначе, если он звенел под дугой праздничных троек, а звон больших колоколов прогонял чуму.
Спиридон-Солнцеворот
Обязательный атрибут Спиридона-солнцеворота колесо. Смысл Спиридона поворачивать Солнце. То есть самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней. С 25-го декабря световой день начинает прибавляться, происходит «поворот солнца на лето, зимы на мороз».
Мётлушка
Этот оберег называют еще «Кукла-Помелушка». Один из немногих древних оберегов, обладающий множеством значений и используемый для разных случаев.
Как известно метла всегда считалась оберегом от злых сил. Именно поэтому метла с успехом используется в обрядах очищения дома.
Ребята, а какие тряпичные куклы вы еще знаете?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Ребята, на самом деле существует большое количество разновидностей тряпичных кукол: текстильные, платковые, кукла-перчатка и т. д.
Деревянные куклы тоже делятся на множество разновидностей: большие и маленькие, расписные, на шарнирах, наши матрешки кукла на палец (пальчиковый театр).
Фарфоровые куклы тоже имеют историю, давайте посмотрим какие фарфоровые куклы существуют.
Существуют фарфоровые куклы на подставках, их еще называют интерьерными и используются для создания дизайна комнат, галерей и т. д. Также есть куклы на шарнирах, мягконабивная.
Ребята, а какие современные куклы вы знаете?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Молодцы, ребята!
Существует большое количество разновидностей современных кукол, начиная от маленького пупса до больших фарфоровых кукол, от мякгонабивной малышки до знаменитой куклы Barbie, даже куклы из наших любимых мультиков: «Маша и медведь», «Холодное сердце», «Рапунцель» и др.
Куклы все больше и больше похожи на людей.
Ребята, а как вы думаете, как будут выглядеть куклы в будущем?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Отлично, ребята!
А, я, вот так вижу кукол будущего. Посмотрите на экран, пожалуйста.
Ребята, вот и закончилось наше путешествие по истории появления кукол.
Что мы узнали с вами нового сегодня?
Где были обнаружены первые куклы?
Кто такие коропасты?
Каких кукол-мотанок (обереги) вы запомнили?
Какие куклы вам запомнились (понравились) вам больше всего?
Дети: отвечают.
Ведущий:
Молодцы, ребята!
Ребята, закончить нашу небольшую экскурсию по истории кукол мне хочется стихотворением Л. Рубальской «Фея».
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
Ведущий:
До новых встреч!
Дети покидают под музыку зал.
Песня «Кукла Маша» группы «Иванушки International» (начало).