Алеся Самохина
Проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Общие сведения:
1.1. Тема проекта : «Русские народные сказки»
1.2 Тип проекта : познавательно-творческий, игровой, коллективный, долгосрочный. (1 ноября 2019 г. -24 мая 2020г.)
1. 3 Авторы: Самохина А. Н.
Актуальность проекта :
«В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
Публикация «Проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло»
Юрий Этин «В мире много сказок»
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Всеобъемлющий гений Пушкина, черпавшего содержание и силу своих бессмертных произведений из творческих недр народа, и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница : это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
Проблема проекта : трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов; слабо развиты творческие способности детей.
Цель проекта : развивать представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас. Формировать у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
Научить выделять основных сказочных героев.
Познакомить с волшебными предметами и событиями.
Научить различать сказочные и реальные события.
Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.
Развивающие:
Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
Формировать навыки связной речи.
Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. ППРС (внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.)
2. Методический инструментарий.
3. Средства ИКТ (ноутбук, цифровой фотоаппарат).
4. Учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература, энциклопедии).
Механизмы реализации проекта :
Методы проекта :
1. Наглядные
Рассматривание картин, иллюстраций с фотографиями животного мира Ростовской области.
Просматривание презентаций и мультфильмов.
2. Методы словесной передачи и слухового восприятия
Беседы;
Рассуждения;
Чтение художественной литературы;
Заучивание наизусть;
Консультация для родителей;
Объяснения, указания, словесные инструкции;
3. Практические:
Организация художественно-речевой деятельности.
Организация изобразительной деятельности.
Выставка детских рисунков
Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, сюжетно-ролевых, подвижных.
Ожидаемые результаты проекта :
Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
Обогащение словарного запаса детей.
Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости;
Развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей.
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
Содействие творческому развитию детей.
Развитие интереса к русской литературе.
Формы реализации проекта :
оснащение предметно-пространственной среды;
занятия;
беседы;
работа с родителями;
игровые технологии;
творческая деятельность.
Продукт проектной деятельности :
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песком, аппликации из листьев, лепка).
2. Выставка творческих работ из природного материала, выполненных дома вместе с родителями.
3. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
4. Викторина «Что за чудо эти сказки!».
5. Презентация «Что за чудо эти сказки!».
6. Фотографии и видеоматериалы викторины «Что за чудо эти сказки!».
Этапы проекта :
1 этап подготовительный (1 ноября 2019г. -2 декабря 2019г.)
Изучение методической литературы; иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
Составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению детей с русскими народными сказками.
Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т. д. в соответствии с возрастом детей; разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Сказочные герои»
Создание условий для ознакомления детей с в группе: обогащение предметно пространственной развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.
2 этап основной (2 декабря 2019г. - 10 мая 2020г.)
Организация педагогической работы по ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животным миром, занесенным в Красную книгу Ростовской области.
Картотека с фотографиями и презентациями русских народных сказок.
Картотека игр и загадок по мотивам русских народных сказок.
Стенды: «Моя любимая сказка», «Сказки народов мира», «Путешествие в сказку»
Конкурс рисунков «Русские народные сказки».
3 этап заключительный (11 мая 2019г. - 24 мая 2020г.)
Создание книжек-малышек «Наши любимые сказки»;
Изготовление книги «Сказки группы «Лазорик»;
Выставка рисунков и плакатов «Кузовок сказок» с использованием совместных работ детей и родителей, воспитанников группы и воспитателей.
Содержание проекта
Область реализации Вид деятельности
Познавательное развитие 1. НОД: «Русские народные сказки».
2. ФЭМП (развивающие игры) : «Блоки Дьенеша» – «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт, «Дворец», «Терем»; «Сложи узор» – «Волшебное яблоко», «Девочка Снегурочка», «Змей Горыныч», «Зайчик», «Кораблик»; «Палочки Кюизенера» – «Теремок», «Зайчик», «Мышка», «Петушок», «Емеля», «Дворец», Царевна Лягушка», «Иван-царевич»; «Геоконд» – «Сивка-Бурка», «Терем», «Кораблик».
3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).
Речевое развитие 1. НОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».
НОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».
НОД: Творческое рассказывание : «Придумай конец сказки».
2. Рассказывание сказок, используя зарисовки и мнемотаблицы.
3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.
4. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
5. Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».
6. Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Русские народные сказки».
7. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок, «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».
Социально-коммуникативное развитие 1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Девочка-Снегурочка».
2. Обыгрывание сюжетов из сказок : «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Сказка про Бабу Ягу».
3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
4. Отгадывание загадок.
5. Заучивание наизусть пословиц, считалок, стихотворений.
6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся», «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени, «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками, кубики «Любимые сказки».
просмотр мультфильмов по сказкам «Гуси-лебеди», «Девочка и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»; просмотр кукольного театра «Теремок» при участии музыкального руководителя и воспитателей ДОУ, просмотр театрализованного представления «Летучий корабль»; экскурсия в библиотеку им. Гайдара и просмотр мюзикла по сказке «Волк и семеро козлят» с участием воспитанников ДШИ; инсценировка сказок (фрагментов) «Колобок», «Маша и медведь», «Три поросенка» с использованием масок и театра-ширмы; показ сказок в настольном кукольном театре «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Соломенный бычок - смоляной бочок»; показ сказки «Пых» с использованием театра на карандашах; показ сказки «Царевна Несмеяна» с использованием пальчикового театра; озвучивание сказок-шумелок «Пых», «Трусливый заяц», «Три поросёнка».
Художественно-эстетическое развитие 1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
2. Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».
3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).
4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок».
5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».
6. Аппликация из листьев по русским народным сказкам «Волшебные листья».
7. Лепка «Мои любимые герои».
8. Театр своими руками.
9. Показ воспитателем театров по сказкам : «Заюшкина избушка» (Бибабо, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Девочка-Снегурочка» (плоскостной, «Кот, Петух и Лиса» (на конусах, «Хаврошечка» (настольный, «Царевна-Лягушка» (на фланелеграфе).
10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок».
12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Физическое развитие Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Два Мороза», «Бабка Ёжка»; «Баба Яга» (дразнилка, «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы» Физминутка «Сказки»;
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Творческие работы из природного материала, выполненные родителями и детьми дома.
3. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
2. Ширма «Что за чудо эти сказки!».
3. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
Результаты проекта :
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектиро-вания : опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.
5. Есаулова Н. А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2007.
6. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» - М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля.» - М. : Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество : сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»
СПб. : «Паритет», 2007.
11. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб. : «Детство-пресс», 2008.
12. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
13. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.