МААМ-картинки

Проект «Русские народные сказки»

Алеся Самохина
Проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

1. Общие сведения:

1.1. Тема проекта : «Русские народные сказки»

1.2 Тип проекта : познавательно-творческий, игровой, коллективный, долгосрочный. (1 ноября 2019 г. -24 мая 2020г.)

1. 3 Авторы: Самохина А. Н.

Актуальность проекта :

«В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Публикация «Проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло»

Юрий Этин «В мире много сказок»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Всеобъемлющий гений Пушкина, черпавшего содержание и силу своих бессмертных произведений из творческих недр народа, и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.

Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.

Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.

Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке есть четкая граница : это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.

Проблема проекта : трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов; слабо развиты творческие способности детей.

Цель проекта : развивать представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас. Формировать у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.

Научить выделять основных сказочных героев.

Познакомить с волшебными предметами и событиями.

Научить различать сказочные и реальные события.

Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.

Развивающие:

Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.

Формировать навыки связной речи.

Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.

Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.

Ресурсное обеспечение проекта :

1. ППРС (внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.)

2. Методический инструментарий.

3. Средства ИКТ (ноутбук, цифровой фотоаппарат).

4. Учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература, энциклопедии).

Механизмы реализации проекта :

Методы проекта :

1. Наглядные

Рассматривание картин, иллюстраций с фотографиями животного мира Ростовской области.

Просматривание презентаций и мультфильмов.

2. Методы словесной передачи и слухового восприятия

Беседы;

Рассуждения;

Чтение художественной литературы;

Заучивание наизусть;

Консультация для родителей;

Объяснения, указания, словесные инструкции;

3. Практические:

Организация художественно-речевой деятельности.

Организация изобразительной деятельности.

Выставка детских рисунков

Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, сюжетно-ролевых, подвижных.

Ожидаемые результаты проекта :

Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.

Обогащение словарного запаса детей.

Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.

Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.

Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости;

Развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей.

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

Содействие творческому развитию детей.

Развитие интереса к русской литературе.

Формы реализации проекта :

оснащение предметно-пространственной среды;

занятия;

беседы;

работа с родителями;

игровые технологии;

творческая деятельность.

Продукт проектной деятельности :

1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песком, аппликации из листьев, лепка).

2. Выставка творческих работ из природного материала, выполненных дома вместе с родителями.

3. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).

4. Викторина «Что за чудо эти сказки.

5. Презентация «Что за чудо эти сказки.

6. Фотографии и видеоматериалы викторины «Что за чудо эти сказки.

Этапы проекта :

1 этап подготовительный (1 ноября 2019г. -2 декабря 2019г.)

Изучение методической литературы; иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

Составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению детей с русскими народными сказками.

Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т. д. в соответствии с возрастом детей; разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Сказочные герои»

Создание условий для ознакомления детей с в группе: обогащение предметно пространственной развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.

2 этап основной (2 декабря 2019г. - 10 мая 2020г.)

Организация педагогической работы по ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животным миром, занесенным в Красную книгу Ростовской области.

Картотека с фотографиями и презентациями русских народных сказок.

Картотека игр и загадок по мотивам русских народных сказок.

Стенды: «Моя любимая сказка», «Сказки народов мира», «Путешествие в сказку»

Конкурс рисунков «Русские народные сказки».

3 этап заключительный (11 мая 2019г. - 24 мая 2020г.)

Создание книжек-малышек «Наши любимые сказки»;

Изготовление книги «Сказки группы «Лазорик»;

Выставка рисунков и плакатов «Кузовок сказок» с использованием совместных работ детей и родителей, воспитанников группы и воспитателей.

Содержание проекта

Область реализации Вид деятельности

Познавательное развитие 1. НОД: «Русские народные сказки».

2. ФЭМП (развивающие игры) : «Блоки Дьенеша»«Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт, «Дворец», «Терем»; «Сложи узор»«Волшебное яблоко», «Девочка Снегурочка», «Змей Горыныч», «Зайчик», «Кораблик»; «Палочки Кюизенера»«Теремок», «Зайчик», «Мышка», «Петушок», «Емеля», «Дворец», Царевна Лягушка», «Иван-царевич»; «Геоконд»«Сивка-Бурка», «Терем», «Кораблик».

3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).

Речевое развитие 1. НОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».

НОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».

НОД: Творческое рассказывание : «Придумай конец сказки».

2. Рассказывание сказок, используя зарисовки и мнемотаблицы.

3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.

4. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».

5. Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь, «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».

6. Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Русские народные сказки».

7. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок, «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».

Социально-коммуникативное развитие 1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Девочка-Снегурочка».

2. Обыгрывание сюжетов из сказок : «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Сказка про Бабу Ягу».

3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».

4. Отгадывание загадок.

5. Заучивание наизусть пословиц, считалок, стихотворений.

6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся», «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени, «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками, кубики «Любимые сказки».

просмотр мультфильмов по сказкам «Гуси-лебеди», «Девочка и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»; просмотр кукольного театра «Теремок» при участии музыкального руководителя и воспитателей ДОУ, просмотр театрализованного представления «Летучий корабль»; экскурсия в библиотеку им. Гайдара и просмотр мюзикла по сказке «Волк и семеро козлят» с участием воспитанников ДШИ; инсценировка сказок (фрагментов) «Колобок», «Маша и медведь», «Три поросенка» с использованием масок и театра-ширмы; показ сказок в настольном кукольном театре «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Соломенный бычок - смоляной бочок»; показ сказки «Пых» с использованием театра на карандашах; показ сказки «Царевна Несмеяна» с использованием пальчикового театра; озвучивание сказок-шумелок «Пых», «Трусливый заяц», «Три поросёнка».

Художественно-эстетическое развитие 1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.

2. Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».

3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).

4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок».

5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».

6. Аппликация из листьев по русским народным сказкам «Волшебные листья».

7. Лепка «Мои любимые герои».

8. Театр своими руками.

9. Показ воспитателем театров по сказкам : «Заюшкина избушка» (Бибабо, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Девочка-Снегурочка» (плоскостной, «Кот, Петух и Лиса» (на конусах, «Хаврошечка» (настольный, «Царевна-Лягушка» (на фланелеграфе).

10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок».

12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Физическое развитие Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Два Мороза», «Бабка Ёжка»; «Баба Яга» (дразнилка, «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы» Физминутка «Сказки»;

Совместная работа родителей и детей:

1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.

2. Творческие работы из природного материала, выполненные родителями и детьми дома.

3. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

2. Ширма «Что за чудо эти сказки.

3. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.

Результаты проекта :

1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.

2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.

3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.

4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.

5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.

Список используемой литературы:

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектиро-вания : опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.

3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.

4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.

5. Есаулова Н. А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2007.

6. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» - М. : ТЦ Сфера, 2005.

7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля.» - М. : Школьная Пресса, 2011.

8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.

9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество : сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.

10. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»

СПб. : «Паритет», 2007.

11. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб. : «Детство-пресс», 2008.

12. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

13. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.

Публикации по теме:

Проект «Пальчиковый театр и русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района детский сад № 3 «Снежинка» Проект по.

Русские народные сказки в системе воспитания Доклад Тема: Русские народные сказки Сказки Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна.

Интерактивная игра «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» Интерактивная игра «Русские народные сказки».

Консультация для родителей «Читайте детям русские народные сказки» В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужно почитать русскую народную сказку. Иногда.

Ковролинограф с персонажами из фоамирана «Русские народные сказки» для детей младшего дошкольного возрастаКовролинограф с персонажами из фоамирана «Русские народные сказки» для детей младшего дошкольного возраста Ковролинограф с персонажами из фоамирана – это дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста. 2019 год – год театра.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Конспект занятия «Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е. М. Рачёва» Цель: продолжать знакомить с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачева. Задачи: - учить понимать содержание рисунков, всматриваться.

Творческий проект «Русские народные сказки» Вид проекта – творческо-познавательный. Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

«Русские народные сказки». Сценарий викторины«Русские народные сказки». Сценарий викторины Викторина " Русские народные сказки" Елена Попова Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе. Задачи: • закрепить.

Воспитательный проект «Русские народные сказки» Презентация воспитательного проекта «Русские народные сказки» Матвеевой Ольги Александровны г. Уфа, Республика Башкортостан Краткая аннотация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русские народные сказки»
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 13:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русские народные сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Самохина (УИ 1316780) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД