Ольга Матвеева
Воспитательный проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация воспитательного проекта «Русские народные сказки»
Матвеевой Ольги Александровны
г. Уфа, Республика Башкортостан
Краткая аннотация проекта. Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем со сказками.
Публикация «Воспитательный проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые. Учебный проект предусматривает изучение по теме "Русские народные сказки".
Проект краткосрочный.
Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект. «Дети перестали читать» — очень часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Актуальность проекта. Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории. Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он - живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности. В результате выявленной проблемы решила эффективно внедрять в работу с дошкольниками русское народное творчество.
Назначение проекта – «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество» – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…» В. А. Сухомлинский. Задача педагога – через русские народные сказки формировать думающего, чувствующего, любящего и активного человека, умеющего правильно относиться к миру.
Основные целевые группы: дети средней группы детского сада, родители воспитанников.
Цель проекта : развитие интереса к книге как к источнику удовольствия, радости, познания.
Задачи проекта :
- поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость, любовь;
- способствовать формированию познавательного интереса к русским народным сказкам;
- привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений;
- развитие интереса к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги;
- воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности;
- развитие творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Методы реализации проекта :
Физическое развитие
Образовательная область «Физическая культура»
Выполнение движений под сказки-стихотворения «Теремок», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль».
Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Образовательная область «Здоровье»
Формирование культурно-гигиенических навыков
- по русским народным потешкам «Водичка», «Ай, лады…»
Познавательно-речевое развитие
Образовательная область «Познание»
Дидактические игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети».
Игра-викторина, «Из какой сказки отрывок».
Отгадывание русских народных загадок, проговаривание поговорок, пословиц, примет.
Видеосюжеты, презентации по мотивам русских народных произведений.
Образовательная область «Коммуникация»
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Дидактическая игра «Расскажи, что видишь на картинке».
Заучивание наизусть отрывков из русских народных сказок. Беседа по русским народным сказкам.
Игра «Испорченный телефон».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и журавль» и другие.
Драматизация сюжетов знакомых сказок.
Социально-личностное развитие
Образовательная область «Социализация»
Игры на основе сюжетов русских народных сказок.
Показ детьми театра игрушек «Кот, петух и лиса».
Сюжетно-ролевая игра «Сказочные жители».
Образовательная область «Труд»
Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду.
Знакомство с профессией «сказочника».
Образовательная область «Безопасность»
Правила безопасного поведения на примере русских народных сказок.
Художественно-эстетическое развитие
Образовательная область «Художественное творчество»
Коллаж «Сказочное дерево».
Лепка героев сказки «Три медведя» (коллективная работа) из пластилина.
Образовательная область «Музыка»
Прослушивание аудиозаписей русских народных песен, потешек, прибауток.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Творческое рисование «Мой новый сказочный герой».
Итоговое мероприятие: дидактическая игра «Путешествие по русским народным сказкам».
Взаимодействие с родителями:
• Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).
• Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
• Совместное участие родителей и детей в них.
• Устройство выставки работ детей и родителей «Мои любимые сказки».
• Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).
Опыт реализации проекта : В работе использовались следующие тексты:
1. Речь с движениями
Лиса и журавль
Лиса и журавль дружбу водили,
В гости друг другу часто ходили.
Лиса ему вкусную кашу варила
И журавля с тарелки кормила.
Клювом клевал очень долго журавль
И уходил он голодный и слабый.
Решил он однажды лисе угодить
И вкусной окрошкой её угостить.
Налил в высокий кувшин он окрошку,
Чтобы лиса не съела ни крошки.
С той поры в лесу глухом
Не водят дружбу лиса с журавлем.
Речь с движением.
• - Хлопаем в ладоши.
• - Маршируем.
• - Имитируем варку каши.
• - Прыжки.
• - Наклоны головы вперед.
• - Маршируем.
• - Топорики (вертикальные удары ладоней друг о друга).
• - Прыжки.
• - Прыжки.
• - Бег на месте.
• - Бег на месте.
Теремок
Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Мышка по полю бежала,
Этот терем увидала.
Там пожить она решила
И лягушку пригласила,
Зайца, волка и лису,
Вот как весело в лесу.
Только мишке негде жить,
Надо мишку пригласить.
Теремок был очень мал
И медведь его сломал!
Звери еле убежали,
Долго горевать не стали,
Бревна начали носить,
Новый терем мастерить.
Координация речи с движением.
• - Имитация крыши с руками над головой.
• - Приседаем, встаем, руки вверх.
• - Имитируем бег мышки.
• - Изображаем бинокль.
• - Имитируем движения, зовем лягушку,
• - Изображаем зверей по порядку.
• - Хлопаем в ладоши.
• - Изображаем медведя.
• - Приседаем.
• - Топаем ногой.
• -Бег на месте.
• - Качаем головой, руки у головы.
• - Имитируем носку бревен.
• - Молоточки (стучим кулаками друг о друга).
Кот, петух и лиса.
Кот с петухом жили в доме одном,
Кашу варили, полы подметали
И старику своему помогали.
Однажды лиса мимо дома бежала
И петуха во дворе увидала.
Чтобы петуха поймать,
Стала зерна предлагать.
-«Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
Лиса поймала петушка,
К себе домой уволокла.
Кот долго выжидать не стал
И петушка домой забрал.
Стали жить да поживать,
Лису к дому не пускать.
Координация речи с движением.
• - Маршируем.
• - Имитируем движения.
• - Хлопаем в ладоши.
• - Изображаем лису и имитируем бег.
• - Имитируем бинокль.
• - Прыжки.
• - Имитируем движения разбрасывания зерен.
• - Изображаем лису и имитируем бег.
• - Маршируем, высоко поднимая колени.
• - Хлопаем в ладоши.
• - Молоточки (стучим кулаками друг о друга).
Три медведя.
Девочка Маша по лесу гуляла,
В чаще глухой избу увидала.
В доме том жили медведи лесные,
Жили там дружно и не тужили.
Машенька наша была голодна,
За столом вкусной каши поела она.
Качаясь на стуле, его поломала
В спальню, кровати мять побежала.
Вернулись домой с прогулки медведи,
Увидев разгром, они заревели.
От рева сердитого Маша проснулась,
Вскочила с кровати и быстро в окно.
Чтобы медведи не поймали её.
Координация речи с движением.
• - Маршируем.
• - Имитируем бинокль.
• - Имитируем медведя.
• - Хлопаем.
• - Имитируем движения, едим.
• - Молоточки.
• - Прыжки.
• - Изображаем медведя.
• - Топаем ногами.
• - Приседаем.
• - Бег на месте.
2. Пальчиковые игры.
(Дети поочередно загибают пальчики.
На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть Рукавичка,
Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
***
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
Три медведя, Теремок,
Колобок - румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
- Этим сказкам каждый рад!
3. Потешки, песенки.
Так при умывании детей произношу:
«Водичка, водичка, Умой Насте (Кате) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия «потешками» :
«Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся».
Или:
«В руки мыло мы возьмем.
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались».
Описание результатов проекта :
1. Большинство родителей осознали значимую роль русской народной сказки в воспитании детей.
2. У детей возрос интерес к чтению русских народных сказок; дети
научились внимательно слушать сказки и отвечать на вопросы по их
содержанию.
3. Родители создали и пополнили домашние библиотечки русскими народными сказками.
4. Большинство детей научились характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
5. Часть детей научилась пересказывать русские народные сказки с помощью сюжетных картинок.
6. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились узнавать сказки, рассказывать их.
7. Большинство детей научились исполнять диалоги и монологи самых известных сказок : («Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Три медведя»).
8. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились лепить из пластилина героев русских народных сказок.
9. Дети стали бережнее относится к книге.
10. У детей сформировался устойчивый интерес к игре с использованием различных видов театра, к драматизации сказок.
11. Часть детей научилась рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый.
12. У детей стали активнее проявляться нравственные качества по отношению друг другу: доброта, сострадание, взаимопомощь, дружба, коллективизм, честность.
13. В группе пополнилась предметно - развивающая среда: библиотечка, дидактические игры, сюжетные картинки, поделки, книжки-самоделки, игрушки-сказочные герои.
14. Дети и родители были вовлечены в совместную творческую деятельность.
15. Дети, задействованные в спектакле, выучили слова героев.
16. Большинство детей научились рисовать, лепить по образцу воспитателя предметы и героев из русских народных сказок.
17. В группе укрепились взаимоотношения между детьми.