Светлана Петрова
Проект «Русские богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №2 г. Вельска»
структурное подразделение «Детский сад №6 «Искорка»
Проект
«Русские богатыри»
старший – подготовительный возраст
группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Авторский коллектив:
воспитатели: Петрова Светлана Геннадьевна г. Вельск ул. Советская д. 91 кв. 36;
Антуфьева Валентина Николаевна г. Вельск ул. Дзержинского д. 14 кв. 37;
Публикация «Проект „Русские богатыри“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
учитель-логопед Клявина Елена Богдановна г. Вельск ул. Гагарина д. 41- а кв. 2;
Адрес работы: г. Вельск ул. Набережная д. 29-а телефон: 6-02-43.
г. Вельск февраль 2015г.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы много для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разрабатывать и реализовывать новые методы гражданского и патриотического воспитания детей. Важно донести до сознания воспитанников: образы воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родине, краю, родному городу. Мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды и суждения, активные жизненные позиции – самые сильнодействующие факторы воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. Детей может взволновать только то, что услышат в рассказах о геройских поступках, о подвигах и мужестве.
Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре, посвященной профессии защитника; в беседах, где активизируется речь и поощряется словотворчество; в изобразительной деятельности, при ознакомлении с разными средствами воплощения художественного замысла. Через музыкальную деятельность у ребёнка проявляется самовыражение. Всё это позволяет ему прочувствовать наиболее глубокое чувство - гражданственности и патриотизма.
Проект «Русские богатыри»
Вид проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность: среднесрочный (2 недели).
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели: Антуфьева В. Н., Петрова С. Г., учитель - логопед Клявина Е. Б., родители.
Актуальность:
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и её будущее. За период дошкольного детства мы должны сформировать у детей представление о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности русского народа своему Отечеству. Укрепить любовь к Родине и вызвать стремление быть похожими на наших предков.
Проблема:
Какими были первые защитники земли русской - русские богатыри.
Предмет исследования:
Героическое прошлое русского народа; истории Руси, первые защитники русской земли и земли родного края.
Ожидаемые результаты:
• Получение детьми знаний о русских богатырях.
• Вызывание интереса к познанию истории родного края.
• Активизация участия родителей в жизни детей.
Цель проекта :
Формирование представления о героическом прошлом русского народа, ознакомление с историей Руси.
Задачи проекта :
• Расширять кругозор об исторических событиях на Руси и в родном крае, о русских богатырях.
• Знакомить детей с литературными произведениями и устным народным творчеством, (былины, легенды, исторические рассказы) и произведениями живописи.
• Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (словарь, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь).
• Развивать продуктивную деятельность детей через совместную и самостоятельную творческую деятельность.
• Формировать у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
• Воспитывать чувство патриотизма, уважение к защитникам Отечества, чувства гордости за историческое прошлое.
• Привлекать родителей к образовательному процессу с детьми.
Основное содержание проекта :
1 этап: Организационный.
Вхождение в проблему.
2 этап: Разработка проекта.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Постановка цели и задач.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
3 этап: Выполнение проекта.
Реализация проекта.
4 этап: Итоговый.
Праздника к 23 февраля «Наши славные защитники» с папами.
Презентация проекта перед педагогическим коллективом и родителями.
Ресурсы реализации проекта :
• Историческая, художественная и методическая литература.
• Произведения, мультфильмы по русскому народному творчеству.
• Наглядность (иллюстрации, картины, фотографии, зарисовки, презентации).
• Материал для продуктивной деятельности.
• Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
• Выставки творческих работ детей совместно с родителями.
• Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление группы, музыкального зала, подбор оборудования, изготовление костюмов для детей родителями).
• Интерактивные технологии (экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук).
Этапы реализации проекта
Организационный.
Деятельность педагогов:
Что мы знаем?
- Были богатыри, они воевали с врагами.
Что мы хотим узнать? Что мы знаем?
- Были богатыри, они воевали с врагами.
Что мы хотим узнать?
- Кто такие богатыри?
- Как звали богатырей?
- С кем они сражались?
- Кого защищали?
- Какое оружие у них было?
- Как стать богатырем?
- Подвиги русских богатырей.
Как мы будем узнавать?
- Сказки, былины, сказания
- презентации
- информация в интернете
- рассказы взрослых
- иллюстрации
Деятельность детей: Вхождение в проблему.
Деятельность родителей: Вхождение в проблему. Родительское собрание:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Разработка проекта.
Деятельность педагогов:
- Составление плана реализации проекта.
- Подбор художественной литературы: былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.
- Подбор иллюстраций, картинок с изображением богатырей, богатырских доспехов.
- Внесение в книжный уголок книг, альбомов о защитниках Отечества.
- Подбор аудио-видео материала.
- Обсуждение вариантов поиска информации.
Деятельность детей:
Поиск информации, картинок, раскрасок, атрибутики в домашних условиях и в детском саду.
Деятельность родителей:
- Поиск информации, костюмов, рисунков и раскрасок о богатырях в интернете.
- Подготовка материала для изготовления коллажей, костюмов.
Выполнение проекта.
Деятельность педагогов:
- Организация непосредственно образовательной деятельности (10.02, 17.02, воспитатели, логопед)
- Разучивание стихотворений (10.02 – 12.02, логопед)
- Организация исследовательской деятельности (10.02, воспитатели)
- Показ презентации «Богатыри земли нашей» (12.02 воспитатели)
- Беседы и рассматривание картин с детьми (19.02, логопед, воспитатели)
- Разучивание танца с детьми «Богатырь» (06.02 – 19.02, воспитатели)
- Организация строительства крепости из снега, строительного материала (14.02, воспитатели)
- Разучивание с детьми пальчиковой гимнастики (10.02 – 14.02, логопед)
- Организация выставок детских рисунков, поделок (06.02, 11.02, 13.02, 18.02 воспитатели)
- Внесение дидактических игр и организация подвижных (06.02-19.02 воспитатели, логопед)
- Перетягивание каната.
- Организация спортивных эстафет, игр – забав (20.02 воспитатели)
- Составление системной паутинки (06.02-10.02 воспитатели, логопед)
Деятельность детей:
- Участие в непосредственно образовательной деятельности на тему: «Богатырская сила», «Имена богатырей».
- Разучивание стихотворений о русских воинах «Богатырь - он вот каков».
- Участие в исследовательской деятельности «Измерение силы», «Сила и противосила».
- Просмотр презентации «Богатыри земли нашей»
- Рассматривание и беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»
- Участие в беседе «Богатыри нашего времени».
- Строительство на прогулке богатырской крепости.
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Богатыри».
- Разучивание танца «Богатыри».
- Участие в выставке детских рисунков на тему: «Доспехи воина», «Богатыри»
- Участие в выставке поделок из пластилина «Бои богатырские».
- Просмотр кукольного представления «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебедь» А. С. Пушкина
- Дидактические игры:
«Назови какой?», «Посчитай-ка», «Подбери слова со звуком «Л» к данной картине», «Со словами мы играем и хлопками разделяем», «Узнай по описанию», «Подбери словечко», «Что может пригодиться в бою богатырю», «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Угадай, о ком говорю».
- Участие в подвижных играх: «Хвост и голова», «Петушиные бои», «Поймай хвост».
- Участие в перетягивании каната.
- Участие в спортивных эстафетах, играх-забавах Деятельность родителей:
- Чтение былин с детьми.
- Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
- Просмотр вместе с детьми мультфильмов о богатырях.
- Изготовление с детьми коллажа «Матрешка-богатырь».
- Изготовление костюма богатыря и доспехов из бросового материала вместе с детьми.
- Совместное рисование родителей и детей «Мой богатырь»
- Проведение игр и упражнений на развитие артикуляционной и мелкой моторики ребенка.
- Контроль за произношением поставленных звуков в играх, в заучивании пословиц, стихов с детьми дома.
Итоговый.
Деятельность педагогов:
- Проведение совместного праздника, посвященного дню защитника Отечества с участием пап «Наши славные защитники» (20.02 воспитатели)
- Презентация проекта в рамках дошкольного учреждения (27.02 воспитатели, логопед)
- Презентация проекта на родительском собрании. (18.03 воспитатели, логопед)
Деятельность детей:
Участие детей в проведении праздника.
Деятельность родителей:
Участие родителей в проведении праздника.
Результаты проекта
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа была направлена на воспитание патриотических чувств и поддержание интереса к прошлому земли Российской.
В ходе реализации проекта у детей был эмоциональный отклик на участие во всех мероприятиях проекта : просмотр презентации, мультфильмов, прослушивании музыкальных произведений, чтение художественной литературы.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении полученных ранее и вновь приобретенных знаний о былинных богатырях. Повысить интерес детей и родителей к героическому прошлому русского народа. Каждый из участников проекта внес свой вклад в подготовку и проведению праздничного развлечения «Наши славные защитники»
В ходе реализации проекта была создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Перспективы проекта
К 70-летию Великой Победы создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; формировать знания через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
Используемая литература.
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников - «Перспектива», 2008 год;
2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду М. :АРКТИ, 2007 год;
3. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет- М. : Мозаика- Синтез, 2008 год;
4. Комратова Н. Г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Москва, ТЦ «Сфера» 2007г.
5. Короткова Е. А. «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду» Ярославль «Академия развитиях», 2009
6. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. :Мозаика-Синтез, 2011 год;
7. Ресурсы интернета.
Чтение художественной литературы:
1. Карноухова И. «Русские богатыри»,
2. «Былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче»,
3. «Моя Родина Россия»
4. Энциклопедия «Отчего? Почему?»